ПОЧЕМУ И КАК В КАЗАНИ И ЧЕЛНАХ ПРОИГРАЛИ КАНДИДАТЫ ПАРТИИ ВЛАСТИ
Политбомонд республики продолжает обсуждать итоги прошедших в воскресенье выборов в Госсовет. Одной из главных сенсаций наблюдатели называют провал кандидатов от "Единой России" в двух округах – Рафаэля Юнусова (Боровецкий округ, Набережные Челны) и Марии Горшуновой (Декабристский округ, Казань). Поражение этих выдвиженцев партии власти стало неприятным сюрпризом для властей республики и заставляет порассуждать о метаморфозах предвыборных баталий и подковерных игр.
КОГДА МАЙОНЕЗ ПОБЕЖДАЕТ ХЛЕБ
Напомним, Рафаэль Юнусов проиграл выборы Вадиму Махееву, совладельцу известного на всю страну майонезного брэнда из Елабуги. Изначально мало кто верил в успех Махеева в чужом городе, причем в округе, где гендиректор ОАО "Челны-хлеб" Рафаэль Юнусов уже дважды становился депутатом Госсовета. Но Махеев победил, набрав 44% голосов против 37,5% у Юнусова.
Каковы были факторы, приведшие к поражению Юнусова? Можно, конечно, рассуждать о том, что избирателям захотелось новых имен, и что Махеев оказался более динамичным и агрессивным в силу возраста. Кстати, борьба шла не на шутку: появлялись листовки "Махеев: мне хорошо в Елабуге!", местные газеты публиковали материалы о том, что в "магазинах у дома" (намек на сеть "Челны-хлеб") слишком высокие цены… Но это все поэзия предвыборной борьбы. Ее, между прочим, со стороны Махеева вело приглашенное из Москвы pr -агентство. Как сообщают источники газеты «БИЗНЕС Online», близкие к компании Essen Production AG (так называется сама елабужская майонезная компания), в целом расходы на битву за мандат обошлись чуть ли не в десятки миллионов рублей. Сколько денег на самом деле потрачено, это тайна покрытая мраком (что обычно для любых выборов). Но безусловно одно: майонезный король очень и очень серьезно подошел к выборам и за ценой не постоял… В отличии, наверное, от Юнусова, который попытался выехать на старом багаже заслуг. Их у него перед избирателями округа, говорят, действительно, немало. Но выборы в мегаполисах, увы, похожи на футбол: старые заслуги не в счет – нужно побеждать в каждом матче.
Дополнительным фактором поражения выдвиженца "Единой России" стало, как бы помягче сказать, отстраненная позиция городской администрации Челнов. Очевидно, там полагали, что влиятельный и обладающий ресурсами гендиректор "Челны-хлеба" и сам справится. Тем более, что он известен в городе как человек достаточно независимый и работающий на одном из ключевых предприятий уже при третьем мэре.
Пикантность ситуации придает тот факт, что победил не просто предприниматель из Елабуги, а человек, который достаточно близок к елабужскому главе Ильшату Гафурову. С аппаратной точки зрения, это серьезный прокол – дать победить пришельцу из города, который в какой-то степени конкурирует с Челнами. А тут еще очень высокие результаты КПРФ – она набрала в автограде голосов как нигде много - 22,4%. Говорят, прошедшие выборы стали для Халикова таким сильным стрессом, что он в понедельник вынужден был уйти на больничный.
ПОЧЕМУ НАРОД И МЭРИЯ ПРОТИВ "СЫТОГО ПАПЫ"?
Практически зеркальная ситуация сложилась в Декабристском округе Казани. Здесь также развернулась жесткая борьба. Основными конкурентами были Мария Горшунова, владелица известной в столице сети кафе "Сытый папа" и Фарид Мифтахов, гендиректор компании "Булгар-синтез". Все козыри, казалось бы, были у Горшуновой – факт ее выдвижения "Единой Россией", известность брэнда, который ей принадлежит, личная харизма. Но победу неожиданно для неискушенного взгляда одержал самовыдвиженец Мифтахов.
Он, конечно, предпринимал в последние годы попытки стать известным и популярным, но раскрутиться по-настоящему ему пока не удалось. Да и профиль деятельности его компании мало кому понятен. На политическом языке о таких говорят как о "темной лошадке". Тем не менее, он набирает 39,3% голосов, тогда как Горшунова – 20,6%.
В чем секрет? Как сообщают информированные источники, исход борьбы был во многом предопределен…. "отсутствием помощи" Горшуновой со стороны территориальных комиссий и администрации Московского района. Как говорит источник газеты «БИЗНЕС Online», "ей не накидали".
Хотя и Горшунова, и Мифтахов – депутаты Казгордумы, их отношения с мэрией далеко не равноудалены. По мнению наблюдателей, в мэрии как минимум не проявляли рвения по отношению к кампании Горшуновой, в результате чего складывалось устойчивое впечатление, что ставка заведомо сделана на ее проигрыш. К нынешней мэрии она не близка, скорее, ее покровители принадлежали к команде Камиля Исхакова – без этого она вряд ли смогла в начале 2000-х, во времена страшного дефицита торговых площадей, получить столь шикарные места для своих кафе. Неизвестно, правда, насколько при этом поддерживали Мифтахова и стал ли он приближен к мэрии, но, в общем-то, он может быть благодарен властям города уже только за то, что они не оказали поддержки его конкурентке…
О чем все это говорит? Понятно, в первую очередь о том, что на Аллаха надейся, а верблюда привязывай. То есть проводи полноценную современную технологичную предвыборную кампанию. Не надеясь ни на административный ресурс, ни на свою узнаваемость (обычно здесь кандидаты часто самообольщаются), ни на предыдущие заслуги перед партией и народом. А второй вывод заключается в том, что мало иметь поддержку "Единой России" и быть утвержденным на партийной конференции. В современных условиях, когда народ не очень-то и ходит на выборы и никому не верит, неплохо заручиться серьезной поддержкой местных администраций. Даже их нейтралитет приводит к фатальному сбою. Что и было продемонстрировано в случае Юнусова и Горшуновой.
Ринат Билалов,
Давид Гогия
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.