IMG_9458.jpg
Сегодня в НКЦ «Казань» состоялся VI внеочередной съезд мусульман республики. На нем делегаты выбирали нового муфтия Татарстана

УКРЕПИЛИ АППАРАТ ПРЕЗИДЕНТА, ПОНЯЛИ ОШИБКИ

В отличие от пяти предыдущих съездов VI съезд мусульман РТ сегодня прошел не в зале театра Камала, а в небольшом помещении НКЦ «Казань». Оно с трудом вместило менее 300 делегатов и гостей. Часть гостей и слушателей стояли в коридорах. В зале чувствовалась духота.

Напомним, что на последнем съезде мусульман, где в муфтии выбирали Илдуса Файзова, было 556 делегатов. Спустя два года, после отставки предыдущего муфтия, мусульманское духовенство вновь собралось в Казани, чтобы выбрать своего нового лидера. Вышедший на трибуну Алмаз Шарифуллин – имам-мухтасиб Чистопольского района, объяснил, что в этом году число выборщиков было сокращено до одного делегата от пяти махалле (община). В итоге на съезд должны были приехать 262 делегата. «Не смогли приехать по различным причинам 6 человек», - пояснил он и подтвердил наличие кворума.

Главный казый РТ Джалиль Фазлыев после того, как в президиум поднялся Рустам Минниханов, пригласил остальных: вице-премьера Асгата Сафарова, и.о. муфтия Камиля Самигуллина, имам-мухтасиба Казани Мансура Джелалетдинова, ректора Российского исламского университета Рафика Мухаметшина и и.о. заместителя муфтия Рустама Батрова.

IMG_9408.jpg
В этом году число выборщиков было сокращено до одного делегата от пяти махалле (община)

«Два года прошло, было много сделано (правда, в дальнейшем на съезде ни одни представитель ДУМ РТ так не подвел итогов двухлетней работыред.). Но нас беспокоят летние события 2012 года (имеются в виду покушение на Файзова и убийство Валиуллы Якуповаред.). Во многом от вашей работы зависит будущее республики», - заявил на открытии съезда Минниханов. Он признался, что последние события помогли увидеть и ошибки, был усилен специалистами аппарат президента. «Я верю, что вы примете умное решение», - резюмировал глава республики. После чего слово перед избирателями держали кандидаты на освободившуюся месяц назад должность муфтия.

КАМИЛЬ И ЕГО КОМАНДА

Первым выступил фаворит предвыборной гонки – и.о. муфтия Самигуллин. Программа кандидата была достаточно краткой: развивать систему религиозного образования, поддерживать единство мусульман («мы готовы к диалогу с людьми, придерживающихся различных взглядов, но нам не по пути с теми, кто исповедует терроризм и убийство невинных людей»), расширить участие ДУМ РТ в социальном служении. Тут Самигуллин рассказал, что это направление будет курировать его новый зам – имам мечети «Сулейман» – Ильдар Баязитов, который создал центр помощи инвалидам по зрению. Позже уже избранный единогласно Самигуллин назовет остальных членов своей команды: первый зам – Рустам Батров – бывший проректор РИУ и глава совета улемов (он единогласно был избран на эту должность участниками съезда), Нияз Сабиров – бывший ректор Казанского исламского колледжа (будет курировать вопросы пропаганды) и Рустем Хайруллин – бывший мухтасиб Бугульминского района (будет отвечать за связи с районными организациями ДУМ РТ и районами). «Краткость – сестра таланта», - пошутил после выступления Самигуллина главный казый.

IMG_9740.jpg
После серии выступлений в поддержку Самигуллина у участников съезда не осталось сомнений, кто есть самый правильный кандидат…

Следующими свои предвыборные платформы озвучили Харис Салихджан – имам мемориальной мечети МВД по РТ и 43-летний Фарид Хайдаров (Салман) – глава совета улемов Российской ассоциации исламского согласия.

Выступление 85-летнего ветерана Великой Отечественной войны, полковника милиции Салихджана внесло некоторое разнообразие в монотонный ход съезде и заставило понервничать некоторых сидящих в зале имамов. Он начал с цитаты Канта и статистики. «25 лет назад в Татарстане было 60 мечетей и 70 мулл. Сегодня в республике 1,5 тысячи мечетей и более 3 тысяч мулл. 25 лет назад в Татарстане уровень детской преступности был 3 процента от общего числа преступлений, а сегодня – 6 процентов. Это вопрос к нам, к муллам. В этих цифрах мы должны увидеть себя», - эмоционально заявил ветеран. Далее критика стала еще более ужесточаться: прозвучали обвинения в плагиате одного из имамов, пассивности казыев, которые не выявляют финансовые нарушения в работе некоторых мечетей. «Это как в сказке. Там есть мечеть, у той мечети есть дверь, заходишь в дверь, а там – ящик, в ящике есть дырка, туда кладешь деньги», - заявил Харис хазрат, дав понять, что некоторые мусульманские храмы превратились в пункты приема милостыни.

В своем выступлении давний оппонент предыдущего руководства ДУМ РТ (команды Гусмана Исхакова) Салман в этот раз не стал акцентировать на проблемы ваххабизации республики (до последнего времени он об этом активно рассказывал в интервью различным СМИ). Он посетовал лишь на проблемы сужения ареала использования татарского языка в богослужении (речь идет о проповедях), призвал вернуть народу наследие татарских богословов, пылящееся в библиотеке Казанского университета, и поддержал инициативу ДУМ РТ по активизацию социального служения.

После серии выступлений в поддержку Самигуллина у участников съезда не осталось сомнений, кто есть самый правильный кандидат, и единогласно приняли «умное решение». Единогласно муфтием был избран Камиль Самигуллин. Голосование по остальным кандидатам было решено не проводить…