ВЫЧЕРКНУЛИ ИЗ СПИСКА

Традиционно редакция «БИЗНЕС Online» следит за годовыми собраниями акционеров крупнейших компаний РТ – многие из них приглашают журналистов на эти мероприятия. «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ), как одно из ключевых предприятий республики, также всегда входил в сферу наших интересов. Поэтому, узнав, что 18 апреля планируется проведение собрания акционеров НКНХ, мы сразу же подали заявку в пресс-службу президента на участие в нем нашего собкора в Закамье, поскольку мероприятие планировалось с участием президента РТ Рустама Минниханова. И уже начали было обдумывать будущую публикацию. Но не тут-то было!

Вчера днем нам вдруг позвонила сотрудница президентской пресс-службы и, извинившись за «неприятную ситуацию», сообщила, что «газету «БИЗНЕС Online» не аккредитовали на собрание акционеров «Нижнекамскнефтехима». Как пояснила наша собеседница, «по просьбе ТАИФа». Как мы узнали, пресс-служба казанского Кремля, сформировав список журналистов, отправила его в ТАИФ (напомним, он владеет 75% акций НКНХ), и там попросили вычеркнуть корреспондента «БИЗНЕС Online». Мы обратились с просьбой прояснить ситуацию к заместителю руководителя пресс-службы президента РТ Эдуарду Хайруллину (сам шеф пресс-службы Андрей Кузьмин сейчас находится в отпуске), и он нам прислал SMS следующего содержания: «ТАИФ вас не аккредитовал». Наша попытка выяснить, почему ТАИФ решает, кто из журналистов попадет на мероприятие с участием президента (!), а кто нет, не увенчалась успехом – наши звонки и SMS, адресованные замруководителя пресс-службы казанского Кремля, остались без ответа. Уважаемый Хайруллин, в свое время работавший собкором Первого канала в воюющей Чечне и делавший репортажи из Афгана, поле боя со всемогущим ТАИФом, увы, сдал без лишних слов…

Естественно, далее мы попытались прояснить ситуацию в самом ТАИФе. Руководитель пресс-службы ТАИФа Дмитрий Неманов подтвердил, что действительно предложил президентской пресс-службе вычеркнуть корреспондента «БИЗНЕС Online» из списков, мотивируя тем, что он не может гарантировать (очевидно, руководству компании), что наша газета не опубликует по итогам собрания негативный материал. Когда же мы спросили Неманова, является ли это его личной позицией или же это позиция руководства компании, он отказался отвечать на этот вопрос. Из чего мы сделали вывод, что это косвенное свидетельство того, что это личная инициатива шефа таифовской пресс-службы. Пришлось написать письмо гендиректору ТАИФа Альберту Шигабутдинову с просьбой вмешаться в эту ситуацию. Так как уже был конец рабочего дня, и с приемной нам сказали, что письмо запущено через канцелярию, не удивительно, что ответ нами пока не получен.

34222.jpg
Руководитель пресс-службы ТАИФа Дмитрий Неманов

Однако попозже, уже вечером, в очередном телефонном разговоре Неманов (мы предпринимали несколько попыток изменить ситуацию, пытаясь объяснить, что в современном мире компании так не работают – не обижаются, не прячутся от СМИ; тем более компании, которые мечтают выйти на IPO) вынужден был уточнить все же, что не пускать корреспондента на собрание – это не только его желание, но и позиция компании.

В чем же сыр-бор, на что обиделся ТАИФ? Об этом – ниже.

«НЕПОНЯТНО, ЗАЧЕМ ВЫ НАВЕШИВАЕТЕ НА НАС ЭТОТ ЯРЛЫК ЗАКРЫТОСТИ…»

Пару недель назад наша газета опубликовала принципиально важный текст под названием «Раузил Хазиев обвиняет ТАИФ в антисоциальном поведении», в котором рассказали о начале судебного спора между двумя грандами татарстанской экономики: группой «ТАИФ» и Генерирующей компанией.

Газете «БИЗНЕС Online» стало известно, что энергетики подали в арбитраж иск к таифовской ТГК-16 о признании ничтожной сделки купли-продажи Нижнекамской ТЭЦ-1 и Казанской ТЭЦ-3. В исковом заявлении руководство ГК утверждало, что сделка была направлена лишь на обогащение ТАИФа. По мнению наших источников, команда Раузила Хазиева - шефа ГК, пытается как минимум принудить ТАИФ вернуть более 3 млрд. рублей, недоплаченных таифовцами за «перекрестку». Как максимум ряд серьезных наших источников считают, что речь может идти о переделе собственности с далеко идущими последствиями.

Разумеется, в этой ситуации мы не могли не обратиться за комментариями в ТАИФ, полагая, что компании есть что ответить на столь серьезные претензии в свой адрес (они носили не только содержательный, но и стилистический характер – одна фраза про «антисоциальное поведение» чего стоит!). Однако и на этот раз от Неманова пришел «фирменный» таифовский ответ: «Без комментариев». Далее приведем цитату из нашего текста, которая и «зацепила» пресс-службу ТАИФа:

«Предварительное слушание по делу состоится уже 15 апреля. Генеральный директор ОАО «ТГК-16» Рамиль Хусаинов, которого газета «БИЗНЕС Online» попросила прояснить ситуацию, уклонился от комментария, заявив, что, по его мнению, газета освещает конфликт слишком однобоко (Заявление само себе странное! В ответ на него мы предлагаем компании дать развернутое интервью на страницах нашей газеты, чтобы иметь возможнсть расставить все точки над i ). В свою очередь, ушел в глухую оборону и руководитель пресс-службы группы "ТАИФ" Дмитрий Неманов, сообщив, что компания до решения суда воздержится от комментариев.

В общем, можно признать, что первый раунд борьбы – идеологический – ТАИФ уже проигрывает: отсутствие внятной позиции в публичном споре (тем более тогда, когда тебя обвиняют чуть ли в действиях с «антисоциальным характером») – это заявка на то, что во втором раунде, судебном, преимущество будет у атакующей стороны. Правда-то, получается, на ее стороне. Или нет, уважаемый господин Неманов?»

Интересно, что шеф таифовской пресс-службы не преминул мгновенно ответить на выпад в свой адрес – уже в наших комментариях:

«Ребята, коллеги, Вы почему думаете и публикуете, что отсутствие комментариев компании публичным СМИ до ознакомления с материалами дела и до начала судебных слушаний является (цитирую) "отсутствием внятной позиции"? Вы всерьез считаете, что весь смысл гражданско-правовых отношений и судебной состязательности сводится к тому, чтобы быстрее публично заявить о своей позиции средствам массовой информации? И от этого, по-Вашему, зависит преимущество в суде, да еще на чьей стороне (снова цитирую) "правда"? Нисколько не преуменьшая значения СМИ для общественности, хотел бы спросить, в свою очередь, у Вас: не кажется ли Вам, что суд для того и функционирует, чтобы там излагать свою позицию, а не делать это келейно, в виде перепалок в печати?
При всем взаимном уважении, ну нельзя уж так коверкать методологию журналистики - вы же не обком, который определяет, что правда, а что нет. Вы же работаете с информацией, если кто-то воздерживается от комментариев, тем более в судебных делах, нужно уважать такую позицию, не важно, человек это или компания.
С уважением, Дмитрий Неманов, руководитель пресс-центра ОАО "ТАИФ".

Не будем приводить дальнейшую дискуссию в разделе «Комментарии» между Немановым и нашей газетой, любой читатель может вернуться к ней и познакомиться с аргументами сторон. У каждого своя правда – и каждый имел возможность ее высказать. Без цензуры, подчеркнем. Мы и не придали бы этому большее значение, если бы не лишение сегодняшней аккредитации нашего корреспондента. Кстати говоря, этот поступок подвел черту под нашей долгой дискуссией об информационной открытости ТАИФа. Приведем цитату из комментария Неманова под вышеназванной статьей:

«Если Вы говорите про закрытость пресс-службы ОАО "ТАИФ", Вы просто не в теме. Наберите хотя бы в "Яндексе", зайдите на корпоративный сайт в раздел "публикации" и почитайте сотни публикаций о компании и десятки интервью. Наши отчеты и годовые собрания доступны и открыты для прессы. Я бы рад назвать хотя бы пару десятков более открытых пресс-служб крупных (не ритейловых) компаний, но что-то, извините, не припоминаю. Непонятно, зачем вы навешиваете на нас этот ярлык закрытости…»

Как говорится, без комментариев, уважаемый Дмитрий. Зачем слова, когда ваши поступки об этом вопиют?

О ТАИФЕ И НЕ ТОЛЬКО О НЕМ

Интересно, что один из авторов этих строк бывал на ряде публичных мероприятий, в том числе и на собраниях акционеров ОАО «Нижнекамскнефтехим». И до сегодняшнего дня никаких претензий группа компаний «ТАИФ» к материалам об этих мероприятиях не предъявляла. Мы старались давать объективную картину настолько, насколько это возможно. Напомним, также, что именно газета «БИЗНЕС Online» опубликовала, пожалуй, самое подробное интервью Альберта Шигабутдинова о деятельности ТАИФа за последние годы в рамках нашего проекта «Интернет-конференции с деловым сообществом». За что, кстати, до сих пор благодарны лично Неманову, который приложил немало усилий для того, чтобы эта публикация стала возможной. Одним словом, в предвзятости по отношению к ТАИФу нас обвинить сложно.

1V1H6454.jpg
Гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов

Отметим также, что «бан» на участие в собрании акционеров журналиста делового издания со стороны компании, которая является публичной и акции которой котируются на фондовой бирже, не может не удивлять. Во всем мире публичные компании, напротив, заинтересованы в распространении информации о своей деятельности и стараются донести ее до как можно большого числа участников рынка. К тому же НКНХ, как известно, компания, которая на 25% контролируется республикой через «Связьинвестнефтехим».

Редакция газеты «БИЗНЕС Online» не считает, что в деловой журналистике и бизнесе должно быть место личным обидам и вкусовщине, ведь главным критерием должен быть только профессиональный подход. А ситуацию, когда для газеты по инициативе ТАИФа закрывается мероприятие с участием президента РТ, мы считаем особенно двусмысленной...

И еще. Не секрет, что ТАИФ – это не просто компания, а важнейшая для татарстанской экономики бизнес-структура. Достаточно сказать, что в 2012 году ТАИФ по-прежнему занимал первое место в рейтинге крупнейших непубличных компаний России (выручка за 2011 год – 433,5 млрд. рублей). ТАИФ владеет крупными пакетами ряда крупнейших татарстанских компаний, в том числе «Оргсинтеза», ТАИФ-НК и НКНХ. Переоценить влияние всех компаний, входящих в орбиту ТАИФа, для татарстанской экономики и бюджета сложно.

На этом фоне удивление вызывает то, что даже вполне рядовые запросы в ТАИФ по деятельности ее компаний и отдельным (заметим, часто публичным!) фактам этой деятельности остаются раз за разом без ответа пресс-службы компании «ТАИФ». Если, конечно, не считать ответом фразу: «Без комментариев». Понятно, когда подобное происходит раз за разом, то трудно такую бизнес-группу не считать довольно закрытой структурой в информационном плане. Причем в неофициальных беседах представители компании не отрицают своей закрытости, ссылаясь на то, что таково решение руководства, принятое пару лет назад. ТАИФ, так сказать, ищет новую стилистику общения с обществом и СМИ в новой политической реальности Татарстана.

Последний иск в арбитраж, как и казус с нашей аккредитацией, свидетельствует о том, что процесс поиска себя в новой реальности затянулся и контпродуктивен для нашей крупнейшей бизнес-империи…