ДОГОВОР С АЛЬТЕРНАТИВОЙ
Казанские художники, работающие в мастерских на ул. Шоссейная (Кировский район), оказались перед выбором: подписать до субботы (то есть до сегодняшнего дня) договоры с новым представителем собственника или покинуть помещения.
Художники в шоке. В минувший понедельник по этому поводу собралось правление союза художников РТ (СХ РТ), где с жаром обсуждали сложившуюся ситуацию. Дело в том, что комитет земельно-имущественных отношений Казани заключил договор с новообразованным творческим союзом художников России (ТСХ) в РТ. Согласно документу, 917 кв. м мастерских на ул. Шоссейная переходят в безвозмездное пользование (собственником остается все также исполком Казани) этой общественной организации.
Интересно, что события развиваются на фоне все еще тлеющего конфликта вокруг передачи зданий художественного фонда РТ (два здания на Большой Красной под мастерские и выставочный зал) под управление музея ИЗО РТ.
«Нас вынуждают подписать договор пользования площадями с организацией, которая к нам не имеет вообще никакого отношения. Мы не хотим подписывать договор, потому что никто у нас даже не спросил о ситуации, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Александр Шадрин, художник, член СХ РТ. - Самакаев (Ильгизар Самакаев - председатель творческого союза художников России в РТ – ред.) сказал, что если мы не заключим договор, то нас выгонят на улицу, и сослался на каких-то чиновников. Однако назвать имя и номер телефона не смог».
«Еще в декабре прошлого года было собрание, где нам начали внушать, что мы должны оформить договоры с созданным в ноябре 2012 года творческим союзом, потому что только он может дать нам безвозмездную аренду, - рассказывает известный татарстанский художник Григорий Эйдинов. - Большинство собравшихся отказались. Мы сказали, что должны представлять картину полностью и поэтому хотим поговорить с председателями того и другого союзов. Самакаев сказал, что для него эти мастерские – головная боль, и он заботится только о нас. И все это как-то замолкло. И вдруг в минувшую субботу нас вызывают на собрание по поводу заключения договоров. На собрание пришел Самакаев и показал нам бумагу за подписью председателя комитета земельных и имущественных отношений Ирека Фаттахова. В ней говорилось о том, что мастерские отданы в безвозмездное пользование творческому союзу. Самакаев объяснил, что он сделал это для того, чтобы мастерские не ушли в никуда, ведь это собственность города, и их надо закрепить за художниками. Самакаев говорил, что он хлопотал четыре месяца, ходил по комиссиям и, наконец, все оформил, а нам осталось только подписать договора с его союзом. По его словам, художники будут работать в мастерских на Шоссейной только на основе договоров. Те, кто договор не подпишет, – пожалуйста, с вещами, на выход!»
«ЗАПАХЛО СОБСТВЕННОСТЬЮ…»
В мастерских на ул. Шоссейная работают 22 члена СХ и 5 человек из ТСХ. Художники платят лишь за коммунальные услуги, сама плата невелика: за мастерскую и часть коридора общей площадью 50 кв. м – около 2 тыс. рублей. От арендной платы художники освобождены.
СХ уже давно ведет борьбу за эти квадратные метры, пытаясь сделать так, чтобы мастерские и вовсе были переданы художникам в безвозмездное пользование. И вот – новый поворот. 19 марта стало известно, что мастерские на Шоссейной переданы ТСХ.
Зуфар Гимаев |
«Мастерские на Шоссейной всегда принадлежали союзу художников Татарстана и были построены специально для них, – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Зуфар Гимаев. - Когда был разрушен Советский Союз, началась борьба за собственность, начали возникать различные союзы. Тогда запахло деньгами и бизнесом. Начали появляться такие дополнительные организации, чтобы захватить собственность. Настоящие художники занимаются искусством, а не бизнесом, и им некогда заниматься юридическими делами. Люди из новых творческих союзов в 90-е годы срочно зарегистрировались, захватили себе здания. На месте захваченных площадей были открыты бутики, магазины. В Благовещенске помещения мастерских были проданы, и их затем также пришлось выкупать. Причем одной из сторон конфликта в Благовещенске был творческий союз художников. И из последних событий подтверждение этому – ситуация в Казани. В конце прошлого года создался творческий союз художников. Те, кто его создал, продолжают оставаться и в нашем союзе. Запахло собственностью, пусть даже и республиканской, но, как известно, через какой-то срок можно получить что угодно».
По словам Гимаева, СХ РТ давно просил дать эти площади себе в безвозмездное пользование. «Каждый год пишем письма президенту, в минкульт. Мы объясняем, что исторически так сложилось, что эти помещения были построены для нас, художников, и ими всегда распоряжалось правление художников», – делится живописец. Члены СХ РТ обещают обратиться в органы прокуратуры и написать письма к властям республики.
«Когда уже должен был решиться вопрос по аренде помещений союза художников, откуда-то нарисовался творческий союз художников, который опередил нас и заключил договор. Это было преподнесено под тем соусом, что они стараются для нас. Но потом они потребовали от нас заключения договора, - рассказал Рамиль Нафиков, художник, член СХ РТ. - Мы не доверяем тем людям, которые состоят и руководят этим творческим союзом. Мы не хотим ни вступать в этот союз, ни подписывать с ним договор. По вине Гимранова союз художников уже лишился выставочного зала и худфонда. От нас он ушел. И теперь вступил в творческий союз России».
РАЗДРАЖИТЕЛЬ ИЗ ПРОШЛОГО
Сейчас члены союза художников РТ вслух высказывают опасения, что с переходом под управление нового союза мастерских на Шоссейной в дальнейшем их может постичь судьба помещений худфонда. Последний, как известно, из-за долгов был обанкрочен, а его здания были выставлены на торги. В итоге в конфликт было вынуждено вмешаться государство, которое через минзем в 2010 году выкупило все здания художников за 37 млн. рублей.
Тогда же было возбуждено уголовное дело, и одним из фигурантов стал Рустем Гимранов – бывший руководитель худфонда РТ (он подробно высказал свою позицию по данной конфликту). Именно его часть членов союза художников РТ считает виновником потери недвижимости, принадлежавшей союзу. Сейчас Гимранов не просто его член ТСХ, а вице-президент творческого союза художников России по Приволжскому федеральному округу…
Среди других влиятельных членов ТСХ – Розалия Нургалиева, директор музея изобразительных искусств Татарстана. Она является заместителем нынешнего председателя Самакаева. В союзе художников РТ ее считают одним из идейных вдохновителей создания альтернативной структуры. Как говорилось выше, именно возглавляемому ей музею ИЗО перешли под управление бывшие помещения СХ РТ на Большой Красной. Нургалиева известна как сильный лоббист еще со времен своей работы в команде Камиля Исхакова.
ЕСЛИ ВЫГОНИМ, ТО ЧЕРЕЗ СУД
У Самакаева своя правда. «Ситуация на Шоссейной такова, что на протяжении 10 - 15 лет с городом не были заключены договоры, - заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель ТСХ. - Об этом в свою бытность министром культуры Татарстана говорила еще Зиля Валеева на съезде союза художников республики. А нет договоров – можно потерять помещения. Но договор – это ответственность, а ответственность никто не хотел на себя брать. В то время художники не платили вовремя за коммунальные услуги (по словам Гимаева, художники исправно платят за мастерские на ул. Шоссейная, были проблемы только с мастерской Ильдара Зарипова на ул. Попова, где накопились долги – ред.), были случаи, когда их оплачивало министерство культуры. Чтобы не потерять мастерские на Шоссейной, меня наши художники попросили обратиться за помощью к городским властям с просьбой помещения передать нам в безвозмездное пользование. Ну какой же это рейдерский захват? Продать эти помещения невозможно, потому что в договоре четко прописано, что это собственность города. Нам ее дали всего лишь в безвозмездное пользование, и мы за этими помещениями должны следить, нести ответственность, платить вовремя коммунальные услуги и заниматься творчеством, а не сдавать в аренду. Сейчас ситуация так выстроена, что никакой личной выгоды извлечь невозможно, никто ничего продавать не собирается. Но люди этого слышать не хотят и нагнетают страхи».
Отвергает Самакаев и мнения о том, что новый альтернативный союз полностью подконтролен головной организации в Москве: «Наш союз отличается тем, что все местные вопросы по уставу мы можем решать сами, без давления Москвы. Например, если нам не нравится местный председатель, то мы можем его переизбрать сами. Независимость, которая дает нам такие возможности, открывает и новые перспективы».
«Лично я и наше правление не собирается выкидывать кого-то из мастерской. Я четко всем сказал, чтобы подписали договор, что хотят сидеть в этих мастерских и заниматься творческой деятельностью. Если человек физически занимает какое-то пространство, он обязан подписать договор. На Шоссейной находятся и работают члены и того, и другого союза, – пытается развеять опасения пользователей мастерских председатель ТСХ. – Нельзя выкинуть кого-то, как говорят некоторые члены союза художников, потому что все делается через суд. Я принял другое решение: мы собираем правление союза художников, каждого предупреждаем, что надо написать заявление, подписать договор, и работайте на здоровье, но только платите за коммунальные услуги».
По словам Самакаева, новый союз также обратился к властям с просьбой отдать мастерские на Ершова, 8. «Но пока не дают возможности, требуют оплаты аренды, а для художников это очень тяжело», - говорит он.
Каждая из сторон конфликта говорит о том, что она заручилась поддержкой власти. Получить официальные комментарии мэрии Казани на момент написания материала не удалось. Однако минкульт РТ сообщил газете «БИЗНЕС Online», что был проинформирован исполкомом о том, что помещения на Шоссейной предоставлены творческому союзу художников России в РТ в безвозмездное пользование. При этом министерство сообщает, что дважды обращалось к мэрии города с просьбой рассмотреть возможность передачи мастерских художников, расположенных по адресам ул. Ленская, 5, ул. Короленко, 75, ул. Ершова, 8, ул. Зайцева, 10, а также по ул. Горького, 17, ул. Дзержинского, 18/19, на условиях безвозмездного пользования. Но пока вопрос остается открытым.
ПОЧЕМ «КВАДРАТ»?
По оценке директора АН «Счастливый дом» Анастасии Гизатовой, нежилые помещения на Шоссейной могут стоить ориентировочно 20 - 30 тыс. рублей за квадратный метр. «Сегодня на рынке можно приобрети новое мансардное помещение по цене за 40 тысяч рублей на Кварталах. С учетом морального и физического износа и больших площадей стоимость всего комплекса помещений можно оценить не дороже 20 - 30 миллионов рублей. Помещения можно использовать как блок-офисы, дизайн-бюро и т.п.», - говорит риэлтор.
Искандер Юсупов – директор по развитию ООО «Риэлти», согласен с коллегой: такие помещения дорого не продашь, их цена будет значительно дешевле метра в обычной хрущевке. «В силу их нахождения на мансарде, помещения нельзя использовать под торговлю, офисы тоже вряд ли захотят там разместиться в силу месторасположения дома, к тому же отсутствует отдельный вход с улицы. Продать подобное помещение будет непросто, если только не перевести в жилой фонд и продать как квартиры, но это подразумевает немалые расходы, – оценивает коммерческую составляющую Юсупов. – Сдавать в аренду тоже не вариант, высокую ставку там не дадут, поэтому рентабельность будет невелика. Хрущевки в Кировском районе сейчас стоят от 39 до 45 тысяч рублей за один квадратный метр в зависимости от количества комнат. Думаю, что продать помещение целиком не удастся по цене выше чем 35 тысяч за метр, частями, возможно, дороже».
«Я НЕ ПОНИМАЮ РАЗНИЦЫ – СОСТОИШЬ В СОЮЗЕ ИЛИ НЕТ»
Газета «БИЗНЕС Online» спросила мнения экспертов о данном конфликте.
Лада Аюдаг – председатель казанского отделения профессионального союза художников СНГ:
- Еще со времен Советского Союза так повелось, что союзы художников защищают интересы художника. На примере нашего союза могу рассказать такой случай, когда два художника поехали на юг. Один – с нашим билетом, а другой – без билета, и оба рисовали портреты для продажи на берегу моря. Милиция безбилетного художника оштрафовала на тысячу рублей. Все знают, что если человек – член союза, значит он платит взносы, а союз отчисляет налоги. Такой художник имеет право свободно рисовать, работать.
Конечно, художник может быть успешным и вне союза. Я знаю много таких примеров. Например, художник Покровский выставляется и за границей, и здесь картины очень дорого стоят.
Союзы художников нужны, чтобы человек был защищен, представлен с государственной точки зрения.
Рустам Исхаков – модельер, дизайнер одежды:
- Мне много раз предлагали стать членом союза дизайнеров, но я всегда игнорировал такие предложения. Я не понимаю разницы – состоишь в союзе или нет. Главное – то, что ты делаешь. Для любого человека, который занимается творческой деятельностью, наверное, необходимы творческие мастерские. Важен и другой момент – площади для работы можно арендовать, но не заниматься при этом творчеством.
В союз художников мне также предлагали вступить, но я не вижу в этом смысла. Возможно, есть какие-то льготы, но суть структуры неясна. Но мне кажется, что по истечении определенного времени появляются другие потребности, другие взгляды на жизнь.
Если государство предоставляет творческие мастерские, то, наверное, должен быть какой-то устав, условия.
Мы сами для работы берем помещения в аренду. Когда ты знаешь, что арендуешь площади и должен за них платить, есть стимул для работы и понимание того, что ты не можешь просто сидеть и ждать, когда тебя посетит муза.
Тагир Назыров - управляющий партнер «Либерти Групп»:
- В соответствии со статьей 17.1. федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров на безвозмездное пользование государственным или муниципальным имуществом без проведения конкурсов или аукционов возможно в случае предоставления такого имущества государственным компаниям, некоммерческим организациям, созданным в форме ассоциаций и союзов, религиозных и общественных организаций (объединений). В том числе политическим партиям, общественным движениям, общественным фондам, общественным учреждениям, органам общественной самодеятельности, профессиональным союзам, их объединениям (ассоциациям), социально ориентированным некоммерческим организациям и т.д.
В данном случае речь идет о предоставлении помещений творческому союзу как некоммерческой организации.
Учитывая, что безвозмездное предоставление помещений возможно только для деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ, говорить о возможной последующей приватизации помещений будет не совсем оправданно.
Не думаю, что есть почва для опасений – операции такого рода могут попасть не только в поле зрения прокуратуры, но и УФАС, деятельность которого прямо направлена на пресечение злоупотреблений, в том числе и со стороны органов государственной власти местного самоуправления.
Справка Союз художников РТ был образован в 1936 году как подразделение союза художников СССР. После распада страны и ряда преобразований сейчас, по сути, объединяет два союза – союз художников РТ и союз художников РФ в РТ. Вторая структура подчиняется союзу художников РФ, первая – имеет республиканское подчинение. Тем и другим союзом руководит Зуфар Гимаев. В первом союзе – 174 члена, во втором – 100, но многие члены союза художников РФ одновременно являются и членами союза художников РТ. В числе членов союза художников РТ – большое количество народных и заслуженных художников РТ, лауреатов Государственной премии им. Габдуллы Тукая. Творческий союз художников РТ в РФ создан в ноябре 2012 года как поволжское подразделение творческого союза художников России и объединяет 60 человек, среди которых также есть и народные, и заслуженные художники. Подчиняется российскому творческому союзу художников, которым руководит Константин Худяков – действительный член академии художеств РФ, курирующий Поволжский регион. Председатель союза – Ильгизар Самакаев, заместитель председателя – Розалия Нургалиева. Творческий союз художников РФ был создан в начале 90-х годов известным художником Эдуардом Дробицким, который и был его первым председателем. Творческий союз художников РТ также не имеет своей недвижимости. С самого создания альтернативный союз сразу же оказался замешан в скандале с распределением премий победителей выставки «Красные ворота», когда ее получатели были неприятно удивлены, что премии снижены вдвое. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 59
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.