– Игорь Борисович, расскажите, с чего начинался ваш бизнес.
– Вернувшись в 1992 году в Набережные Челны из Франции, где прожил два года, я вместе с четырьмя единомышленниками создал предприятие «Рекамье». Поскольку в начале 1990-х в регионе наблюдался дефицит рекламных услуг, мы были всеядны: занимались полиграфией, сувенирами, позиционированием, айдентикой. Все мои партнеры по «Рекамье» были очень талантливы. Один – гений продаж, мог загнать чукчам снег, другой – непревзойденный маг софта и «железа», еще двое – потрясающие технари, по наитию воспроизводившие западные рекламные технологии. Но пять медведей в одной берлоге? В итоге мы мирно разошлись, и каждый из моих партнеров создал свой идеал бизнеса.
Концептуально мое «Бренд-ателье» родилось тогда, в «Рекамье». В 1995 году у нас возник спор об инвестициях в развитие, и я купил семинар известного игротехника Бориса Мамина. Он закрыл наше предприятие на неделю, и под его руководством мы определялись с ориентирами на ближайшие 10 лет.
После семинара стало ясно, что нужно создавать виртуальное бюро, в котором основной силой и объектом коммерции должна стать идея – единственная технология, которую нельзя воспроизвести. Но рынок не был готов к этому. Не было интернета. Поэтому я создавал долговременные связи с партнерами и занимался разработкой механизма спонтанных услуг, то есть услуг в режиме форс-мажора. Проект удаленного офиса я реализовал только в 2005 году и назвал его «Бренд-ателье».
– Чего стоила организация виртуального офиса? Какую нишу он занял на рынке?
– Это мелкие затраты на хостинг и сервисное обслуживание в пределах 25 тысяч рублей. Я занялся «стартингом» – это понятие разработано и зарегистрировано мною. Раньше услуга называлась длинно: «первичное позиционирование». Потребность в ней гигантская. Наша потенциальная клиентура – это, навскидку, 90 процентов российских предприятий. Нематериальные активы, к которым относятся и имя предприятия, и его торговая марка, и уникальное позиционирование, до сих пор в большинстве случаев не зарегистрированы. А теперь возьмите титульную страницу «Яндекса», создайте на ее основе «Фигандекс» и, зарегистрировав его как промышленный образец, предъявите иск «Яндексу». За использование «чужого» знака суд может взыскать до 5 миллионов рублей, а ответчику придется потерять свою собственность.
«РАБОТАТЬ УДАЛЕННО РОССИЯ НАУЧИЛАСЬ, ПЛАТИТЬ – ЕЩЕ НЕТ»
– Значит, физически офиса у вас сегодня нет?
– Есть, в собственности, но я сдал его в аренду под другой бизнес. Офис – это люди, социалка… Взять хоть обновление софта для работников. Я за «белый», дико дорогой софт, но меня не интересует сегодня, на чем работает моя команда. Результат я выдаю на своем программном обеспечении, поэтому мой заказчик застрахован. Заказчику физический офис не нужен, ему важны качество и разумная цена. Более того, у штатного дизайнера возможны самоповторы, а фрилансеры всегда радуют свежими решениями. В «Бренд-ателье» я выдаю всю идеологию и эскизы, а к техническому исполнению привлекаю специалистов в зависимости от ситуации.
Когда я набирал ближний круг постоянных сотрудников, работающих по домам, я настоял на том, чтобы каждый из них зарегистрировался как ИП. Я и сам ИП. Бухгалтерия, отчетность перед налоговой – тут все по-взрослому.
– Ближний круг – это сколько человек?
– Пятеро, это мозговой центр, мои ученики и бывшие работники. Они работают как в России, так и за рубежом. А периодически привлекаемых сотрудников много – под каждый проект мы создаем временный творческий коллектив. Уникальная задача требует уникального коллектива, в котором, бывает, и по 20 человек работает. Над проектом мультимедийной презентации для «Татнефти» в 2003 году работали более 50 человек. Такая система позволяет создавать услугу экстра-класса, сохраняя полную мобильность. К примеру, помните, в фильме «Убить Билла» есть ретроспективная вставка, выполненная в аниме? Тарантино мог бы заказать ее у голливудских аниматоров, но японцы сделали это лучше и быстрее. Так же работаем и мы: узкие специалисты, привлекаемые под заказ, дают качество и скорость исполнения. Но в большинстве случаев коллектив состоит из двух-трех человек.
– Иностранцев тоже привлекаете?
– Да. К примеру, поздравительные открытки для правительства у меня рисовали французы. Как раз сейчас в разработке уникальный проект – сайт для крупного бизнеса в сфере ритуальных услуг. Я ни разу с подобным не сталкивался. Хочу сделать сайт светлым, утешающим и винтажным. Для этого нужен особый художник, которого я пока не нашел. Рассматриваю портфолио, в том числе и за рубежом.
«Средняя сумма заказа - 45 тысяч рублей, потолок - до трех миллионов. Но большая сумма предполагает длинный контракт, а я не могу работать над проектом, который становится рутиной» |
– Заказчики нормально воспринимают удаленное сотрудничество?
– Сегодня не приходится даже убеждать, они как-то сразу берут быка за рога: «Надо то-то и то-то, сколько это будет стоить?» Скажем так, работать удаленно Россия уже научилась, не освоила только оnline-оплату. Слышал, Сбербанк купил «Яндекс-деньги», думаю, скоро пользователи перенесут доверие к Сбербанку и на интернет.
«Я МОГУ СОЗДАВАТЬ ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ ЗА СУТКИ»
– В чем специфика ваших услуг?
– Мой бизнес уникален тем, что его невозможно автоматизировать. Это работа персональная, всегда в контакте с заказчиком. Я готовлю его к рекламному выходу на рынок, для чего нужно четко сформулировать критерии построения бизнеса. Иногда заказчик собирается делать какой-нибудь «антишум-антискрип», но, поговорив со мной, отказывается от такой мысли. Причем я не даю советов, только задаю вопросы. Мы формируем идею бизнеса, а потом миссию, во имя которой заказчик будет работать. Как итог – на стол клиента ложится «гроссбух» рекомендаций, а он говорит, согласен ли он с ними. После этого я готовлю первичный набор информационных инструментов для удачного захода на рынок: имя, товарный знак, сайт и так далее.
– Тогда в чем специфика «Бренд-ателье», чем вы лучше других?
– «Бренд-ателье» делает три уникальных торговых предложения. Во-первых, у меня есть личная технология производства товарного знака за сутки. Второе наше преимущество – услуги в режиме форс-мажора. За сутки мы можем полностью разработать представительские материалы, но по десятикратному тарифу. Я привлеку множество людей, которые будут ночью фотографировать, печатать, макетировать… Я знаю, как это делается и добился отличных результатов. И третье УТП – это порядочность. Не улыбайтесь. Ни разу не обманывал заказчика. Единственное, чего не терплю – это хамство. Получив моральную оплеуху, я спокойно доведу контракт, но отношения прерву навсегда, независимо от прибыльности контакта. Мы, кстати, работаем, не оглядываясь на масштаб предприятия. И еще у нас есть такая оригинальная опция, как «анонимная разработка»: клиенты иногда просят, чтобы мы не афишировали свое авторство. Наверное, чтобы сказать, что все сделано где-то за рубежом, поднять престиж товарного знака. За это они тоже платят двойную цену, ведь я не имею права выложить такую работу в портфолио.
– Какова средняя сумма заказа?
– 45 тысяч рублей в среднем, потолок - до трех миллионов. Но большая сумма предполагает длинный контракт, а я не могу работать над проектом, который становится рутиной. Я, конечно, берусь и за такие, разбивая работу на этапы. Но чаще передаю их ученикам.
«РАБОТАЕМ И С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ КОМПАНИЯМИ, И С ЛАРЬКАМИ»
– У вас много зарубежных клиентов?
– Бывают, их как раз приводят мои ученики, живущие за границей. Но эти контакты одноразовые. Нашему человеку важно позвонить и спросить: «Игорь, собираюсь открыть такой-то бизнес, что скажешь?» Ему нравится, что я выслушиваю его, думаю с ним. А на западе люди очень сухие – четкие требования, четкий результат, и давай, до свидания. Поэтому в свое время я принял решение работать с предпринимателями России, и сегодня мы работаем «от Москвы до самых до окраин». Ну и Челны, конечно, потому что живу здесь без малого уже 38 лет. Часть заказов ищу самостоятельно. Но в основном клиенты находят меня. По закону Вильфредо Парето, 20 процентов заказов дают 80 процентов прибыли. Как правило, эти 20 процентов – мои бывшие клиенты. Они либо сами обращаются, либо приводят своих знакомых. По-разному бывает. Например, 9 лет назад я вышел на компанию «Челны-бройлер», но тогда мои услуги были преждевременными. Теперь мы снова встретились, они поверили в меня, и я разработал для них две торговые марки «Чикен-Хан» и «Деликур», которые победили в тендере на поставку продукции для Универсиады-2013.
– Каков процент крупного бизнеса среди ваших заказчиков?
– Для меня заказчиком является тот, с кем я работаю сейчас. В регионе мы работали с «Татнефтью», с «Оргсинтезом», с «Нижнекамскшиной», с КАМАЗом. Выше – с «Рособоронэкспортом», с правительствами Татарстана и России.
– Социальная составляющая есть в вашей работе?
– Да, мы оказываем услуги бесплатно при ряде несложных условий. Для некоммерческих проектов, больниц, детдомов, фондов. Они могут спокойно к нам обращаться, причем мы сделаем это с удовольствием и достаточно быстро.
«Хочу написать книгу о гадании по товарным знакам. Многие руководители и не подозревают, что скрывается в их товарном знаке» |
– Какова выручка компании?
– Ежемесячный доход колеблется от 300 тысяч рублей в месяц до миллиона. В нормальном режиме мы выполняем одновременно около 10 заказов, но в последние годы я уже не ставлю перед собой цели заработать все деньги. Летом вообще закроюсь на сезон, есть личные планы, а партнеры займутся своими делами.
«ПРИ ИЗМЕНЧИВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ БИЗНЕС НЕ ВКЛАДЫВАЕТСЯ В РАЗВИТИЕ»
– Какой год был наиболее успешным в финансовом отношении?
– Самый успешный по деньгам период – 1999 - 2003 годы. В стране был мощный подъем бизнеса, которому требовалась наша услуга. 2003 год выстрелил раза в полтора богаче, чем 2002, а в 2004 опять пошло снижение. В 2003-м мы заработали около 50 миллионов – в основном на заказах подразделений «Татнефти». Исторически самый крупный проект «Бренд-ателье» – это подготовка компании «Татнефть» к иранской выставке. Этим проектом мы занимались почти год, заработали на нем больше 30 миллионов рублей. Но и Москва в то время активно вкладывалась в популяризацию новых брендов. Бизнесы тянулись за конкурсом EFFIE – «Бренд года» – тратились на позиционирование и торговые марки. Сейчас предприниматели неохотно вкладывают в развитие своих брендов, потому что условия их существования нестабильны. Это касается и крупного бизнеса – зачем тратить 20 - 30 миллионов евро на запуск, когда законодательство столь изменчиво? Однако спрос на нашу услугу никогда не пропадет: пока существует товар, существует и необходимость в его продвижении.
– Вы когда-нибудь пользовались кредитными ресурсами?
– Когда мы только начинали работать, я дважды пытался взять кредит в банке, и оба раза мне отказали. В первый раз не было кредитной истории. Когда в этом же банке у нас был уже большой оборот денежных средств, я обратился за кредитом во второй раз. В банке лежало авизо о поступлении на мой счет 3 миллионов рублей, которыми можно было воспользоваться только на следующий день. Речь шла о кредите на один день: мне поступило очень выгодное предложение из Москвы купить компьютеры по втрое сниженной цене, которое было действительно только до конца дня. Но мне снова отказали в кредите. Тогда я взял деньги у бандитов, это были 1990-е годы. Среди них встречались разные люди, необязательно ужасные, и бизнесмены в те годы многому у этих людей научились. В общем, я взял у них кредит на две недели под копеечный процент, потом расплатился, и больше мы не пересекались. А из этого банка я сразу ушел. По моему глубокому убеждению, мы – индивидуальные предприниматели – мало интересуем банки, поэтому банки мало интересуют меня.
«МОЖНО ЖИЗНЬ ПРОЖИТЬ И НЕ ВСТРЕТИТЬ КОНКУРЕНТОВ»
– Оцените, пожалуйста, емкость рекламного рынка в Татарстане.
– Татарстан в нашем бизнесе – это пять динамично развивающихся городов: Казань, Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Елабуга. Если про Челны говорить, думаю, что ежегодно от 50 до 70 миллионов наш город может потребить одних только стартинговых услуг. Если же взять Казань, Нижнекамск, Елабугу – это непочатый край, многие десятки миллионов долларов.
«Наша основная аудитория - это любой бизнес, который достает деньги из своего кармана» |
– Почему «непочатый край»? Разве у вас нет конкуренции?
– Игроки есть, но нет поводов переживать из-за конкуренции при нынешнем уровне освоения рынка. Да и на самом деле нас немного, потому что раньше рынок требовал услуг художников-оформителей, которые не думают, а рисуют запрошенное. А рынок, которому нужен «карандаш с мозгами», до сих пор малоактивен. Есть конторы, вызывающие уважение. Это студия «Каждан», компания «Лориен», агентство «Оригами». Но работы так много, что мы практически не пересекаемся. Даже в Челнах можно жизнь прожить и не встретиться со своим конкурентом. Впрочем, заказов в Челнах у меня все-таки немного.
– А государственные тендеры часто всплывают?
– У нас бывают, скорее, околоправительственные заказы – частные поздравления политиков и тому подобное. К примеру, однажды клиенты вывезли именинника, очень известную персону, на две недели отдыхать, а мы в это время сделали у него дома океанариум во всю стену, практически настоящий. Хороший был сюрприз. Официально же государство – очень трудный заказчик, что Россия, что Татарстан. Это всегда четкое следование протоколу, до миллиметра. Эмблематика, в частности, принимается очень сложно. Поэтому мы больше работаем с заказами, так сказать, «без галстуков».
– Кто ваша основная аудитория?
– Это любой бизнес, который достает деньги из своего кармана. Юридическая форма значения не имеет, главное, чтобы не было речи об откатах. Но основная доля – это все-таки промышленные предприятия, федеральные, со штатом 150 - 500 человек, с оборотами от полумиллиарда до двух миллиардов рублей. Хотя и ларьки обращаются, никаких проблем. Цена дифференцируется от цели, а не от масштаба заказчика.
– Как вы оцените квалификацию рекламистов в Татарстане?
– В рекламе единственным критерием квалификации является портфолио. Наш рынок рекламы делится на две категории: ретрансляция готового транснационального продукта и реклама местного производителя. Во втором случае заказчики редко заинтересованы в дорогих работах высококлассных специалистов, они ищут «молотков» – тех, кто изготовит и вывесит плакат.
«БУДУЩЕЕ ЗА КАТАЛОГАМИ И ДИРЕКТ-МАРКЕТИНГОМ»
– Популярные формы рекламы действительно эффективны?
– Показателен пример челнинских торговцев запчастями. Они нецелесообразно, по моему мнению, ежемесячно тратят на рекламу в печати более 50 миллионов рублей. Если вы приехали из Кустаная за запчастями – вы что, будете здесь газету или щиты изучать? Вы либо заранее договоритесь о покупке, либо воспользуетесь рекомендациями. Но при этом те же самые запчастники выступают сегодня двигателем прогресса. Именно у них самые развитые сайты продаж, у них реализована выгрузка баз данных из 1С-бухгалтерии с периодичностью 10 минут.
Вообще, четкая переориентация в рекламе произошла после 2008 года. Если до кризиса бизнес активно вкладывался в наружку, в печатные СМИ, то после – начали задумываться об эффективности. Большой объем рекламы ушел в интернет, в каталоги товаров и цен, которые присылают на дом, и в директ-маркетинг – это технология работы с целевой аудиторией напрямую: через почту, телефонные разговоры, через создание долговременных связей с потребителем. Иначе говоря, продавец перестал предлагать пылесосы за 100 тысяч рублей всем подряд.
«Самый же стабильный бизнес – тот, что основан на нужде, это естественная и единственная страховка от кризисов» |
Со временем каталоги и адресная реклама будут усиливать свои позиции на рынке и тоже смещаться в интернет, процесс идет. Печатная реклама останется – она исправно выполняет две задачи: формирование позитивного образа компании и стимулирование сбыта.
– Интересно, за рубежом так же считают?
– В мире сейчас 70 процентов затрат на рекламу забирают каталоги. Серьезные сети выпускают их раз в квартал. У нас в городе эрзац-каталоги – это брошюрованные листовки местных торговых сетей и разовые «минигазеты», которые выпускают перед открытием нового бизнеса. Кстати, Челны очень оперативно среагировали на интернет. Буквально за два года наш бизнес скакнул от интернет-визиток к интернет-магазинам. Нам осталось только к электронным платежам привыкнуть.
– С какими ресурсами нужно заходить на ваш рынок в качестве игрока?
– Можно зайти без вложений – самому сделать сайт. Если его обновлять, он заработает где-то через полгода. Если в него вкладывать деньги и время, заработает через месяц. Специалисту ничего не надо – он может себя как угодно позиционировать с минимальными деньгами. Не нужно ездить по заказчикам, заявлять о себе на выставках – интернет послал всех лесом. Главное вложение в наш бизнес – это идеи.
«ДЛЯ ЧЕЛНОВ НАСТОЯЩИМ КРИЗИСОМ БЫЛ ТОЛЬКО 1994 ГОД»
– Ваш бизнес подвержен кризисам? Как вы их проходили?
– По-настоящему тяжелым для нас был только 1994 год – челнинский кризис после пожара на заводе двигателей. Мы только начинали обкатку своих технологий, рассчитывая на регион. Интернета не было, мы не могли активно работать с удаленными заказчиками. После пожара все было мертво в течение полугода. Мы жили на кубиках «Магги» и хлебе, как и сами камазовцы, и почти весь город.
В 1998 дефолтном году «Рекамье» держало деньги в долларах наличными в банковской ячейке. На том кризисе мы разбогатели. На работе он тоже практически не отразился. Я тогда собрал всех челнинских рекламистов и все печатные издания в клубе «Армада». Выступил с речью: «Ребята, давайте забудем о привязке к доллару и снизим цены, поддержим заказчика». Некоторые послали меня подальше, у них бизнес транслировали из Москвы, люди были привязаны к доллару. Но многие откликнулись, и городской рынок мы спасли, нормально пережили период спада.
2008 год тоже прошли спокойно. Я всегда держу запас денег для семьи как минимум на полгода – это 12 тысяч долларов. Поэтому я закрыл контору на четыре месяца и занялся разработкой новых идей. Потом все вернулось на круги своя.
– Вы отдыхали, потому что клиентура ушла?
– Да, в 2008 году ушло больше половины клиентов. В кризис на развитии экономят в первую очередь, хотя рекламные кампании в этот период наиболее эффективны.
«В Челнах сейчас не меньше десятка предприятий, возглавляемых моими учениками» |
– А коллеги по рынку закрывались?
– Некоторые из тех, кто сидел на больших площадях большими коллективами. Нас, работающих дома, ничто не выбьет из седла, собственно и закрывать-то нечего, кроме входной двери.
«СТАБИЛЕН ЛИШЬ БИЗНЕС, ОСНОВАННЫЙ НА НУЖДЕ»
– Вы открыли «Рекамье», приехав из Франции. Как вы там оказались и какой опыт оттуда привезли?
– Я по первой профессии режиссер. Работал по специальности до падения СССР, а после мне тоже пришлось искать новое место в жизни. Я любил Советский Союз: несмотря на страшилки о КПСС, мы жили в счастливой стране, жили предсказуемо и не деньгами – все равно каждый знал, что крыша над головой у него будет. Я наблюдал уничтожение Союза, и меня это очень серьезно ранило. Кроме того, умирала советская экономика, многие оказались безработными, и я уехал, и думал, что никогда больше не вернусь. Будучи иммигрантом, пришлось устроиться на низкооплачиваемую должность лаборанта в высшей школе при Сорбонне, на отделении рекламного дизайна. Работая лаборантом, я без документов закончил его и привез эти знания в Челны.
– И успех «Рекамье» был основан на европейском образовании?
– Отчасти. Своей учительницей в бизнесе я считаю и главу финской компании «Карпован Сизарексет» Диану Карпову, чьи советы и опека не раз помогали мне, начинающему предпринимателю. Но для успеха недостаточно образования, требуются трудновоспроизводимые технологии. И у нас они были – это технология генерирования творческой идеи, спонтанные услуги, товарный знак за сутки и тому подобное. Однако экономические кризисы и нас подталкивали к вопросу: а тем ли бизнесом мы занимаемся? Ведь наши услуги относятся к категории человеческих потребностей. Самый же стабильный бизнес – тот, что основан на нужде, это естественная и единственная страховка от кризисов.
Бизнес не должен зависеть от банков и от финансов как таковых. На этот счет Господь посылает предпринимателям России явные знаки. В 1998 году мы пострадали от своих банков, от ГКО. В 2008 – от американского Lehman Brothers. Третьим звоночком стал Кипр. Сколько еще нужно бить по голове, чтобы люди перестали рассчитывать на банки? Нам показали западную модель рынка: бумажка рождает бумажку, труд нивелирован. Но мне кажется невероятным, что банковский клерк зарабатывает больше, чем хлебороб.
– Почему же у вас нет бизнеса, основанного на нужде?
– Есть, в зачатке. В течение трех лет я планирую полностью отказаться от привычной деятельности и перейти на совершенно новый бизнес, связанный с нуждой. Хочу сказать, что основа процветания России – это наука и производство продуктов питания: зерна, мяса, молока, воды. Остальное – от лукавого. Между прочим, ровно 100 лет назад, в 1913 году Россия продала сливочного масла на сумму большую, чем мы сейчас ежегодно получаем от продажи нефти. Другой пример: уже больше 30 лет назад в России изобрели универсальную синтетическую «голубую кровь», которая подходит для всех групп и долго хранится. Потребность в ней невероятная, олигархам и не снились такие доходы. Мы могли бы тянуть во все стороны света кровепроводы, а не качать нефть. Спрашивал я, кстати, у знакомых геофизиков и про сланцевый газ – говорят, реальная вещь. Америка уже начинает его продавать, втрое дешевле нашего газа. Это к вопросу о векторе развития экономики. Так что своих детей я пошлю учиться сельскому хозяйству. В ближайшие 20 лет профессия агронома обгонит по популярности профессию работника нефтегазовой отрасли.
«ПРОФЕССИОНАЛЫ ЧЕТКО ЗНАЮТ СВОЮ ЦЕНУ»
– Выходит, сейчас у вас два бизнеса, один – в развитии?
– Два, но я бы сказал, что у меня их 460, потому что с каждым предприятием-клиентом я проживаю большой этап жизни. Но сейчас я хочу потихонечку снижать свою бизнес-активность – хочется уже жить для семьи, для детей. Мне кажется, до 50 лет можно спокойно работать на износ, а потом приходит время аккумулировать энергию. Я планирую уехать в деревню. «Бренд-ателье» останется в категории удовольствия, а я переориентируюсь на новый бизнес, которым буду заниматься, не надрывая души.
– Вы легко относитесь к деньгам. Легко и зарабатываете?
– Я умею продавать. Было время, когда мы с одним из партнеров соревновались, кто быстрее и на какую сумму заключит контракт. Мой рекорд – переговоры, ценовое предложение, выставление счета и оплата заказчиком уложились в пять часов. Сумма контракта – 30 тысяч долларов, заказчик – российско-германское СП «Петрокам».
Кроме того, я всегда могу заработать денег на фьючерсных проектах. Однажды мне нужны были средства к определенному сроку. Я придумал проект «Клуб лидеров». Набрал группу людей, провел социологическое исследование в Набережных Челнах: каким из предприятий горожане доверяют больше. Все бизнесы разбил по направлениям народного хозяйства, больше 50 категорий. После опроса выделил тройки лидеров в каждом бизнесе и собрал с них по 3 тысячи рублей за дипломы и диски под товарным знаком «Клуба лидеров» с данными соцопроса. Потом эти данные опубликовал в городской газете. Я затратил всего две недели, а выручил больше запланированного. Кстати, диплом «Клуба лидеров» до сих пор висит в числе прочих на стендах предприятий.
– Какие качества необходимы руководителю в вашем бизнесе?
– Образование, соответствующее заявленной услуге. Умение следить за новыми технологиями. Коммуникабельность и порядочность. От своих партнеров я требую предсказуемости – исполнения в установленные сроки. Если принцип предсказуемости нарушен, даю второй шанс – нет таких денег, которых бы я не заплатил, чтобы узнать человека. Но в третий раз щеку не подставлю. Каждый должен быть отличником и знать себе цену. Профессионал всегда знает, сколько он стоит здесь и сейчас.
– Расскажите, пожалуйста, о ваших увлечениях.
– Прежде всего, мне нравится моя работа. Раньше сплавлялся по рекам. Один из походов даже закончился трагически для штата «Рекамье» того периода. Мы спускались в Киндерлинскую пещеру в Башкирии. 14 часов под землей, после которых мы не смогли больше работать вместе. А сейчас мой кайф – это мои дети. Кроме того, у меня есть 30 соток земли и план продовольственной безопасности семьи: своя картошка, фрукты и овощи, в перспективе собственное мясо.
«ХОЧУ НАПИСАТЬ КНИГУ О ГАДАНИИ НА ТОВАРНЫХ ЗНАКАХ»
– Вы ведь еще преподаете в вузе?
– С 2007 года я доцент Камского института искусств и дизайна. Преподавание – это тоже хобби. Каждый год я выпускаю 5 - 10 дипломников как научный руководитель. С 1992 года я 9 лет читал бесплатные «курсы делателей рекламы». Курс длился месяц, заканчивался тестом, и лучших учеников я оставлял у себя работать. Через эти курсы прошло огромное количество людей, многие из которых до сих пор считают меня своим учителем. Вообще, учеников три категории: дизайнеры, идеологи и специалисты по продажам. География успешных очень большая – это Франция, Германия, Украина, крупнейшие города России. В Челнах сейчас не меньше десятка предприятий, возглавляемых моими учениками.
– Вы издавали книгу о создании товарных знаков – не собираетесь продолжить эту практику?
– Да, теперь я хочу написать книгу о гадании по товарным знакам. Конечно, «гадание» – это коммерческое название, а если серьезно, то это толкование символики и эмблематики в корпоративном логотипе. Многие руководители и не подозревают, что скрывается в их товарном знаке. Вот о таких вещах и будет моя новая книжка.
– Дайте три совета успеха в бизнесе.
– Боишься – не делай, делаешь – не бойся, сделал – не сожалей. Помни, что денег можно заработать сколько угодно, а имя – только одно. Верь себе. Если уверен в избранном направлении – стучись в стену и вскоре в ней откроется потайная дверь.
Визитная карточка «Бренд-ателье» Сфера деятельности: студия дизайна и копирайтинга, услуги по разработке фирменного стиля и первичному позиционированию предприятий на рынке. Игорь Козлов Родился в городе Торжок 28 февраля 1962 года. |
Спонсор проекта "Персона"
«ТМС групп» УК ООО «ТМС групп» – многофункциональная сервисная компания, занимающая заметную позицию на рынке нефтесервиса в РТ и в России в целом. Год основания: 2005 Отрасль: нефтегазодобывающая, машиностроение. Предлагаемые услуги: специализированное обслуживание, аренда, изготовление нефтепромыслового и бурового оборудования, изготовление металлоконструкций и трубной продукции. Директор: Ренат Нугайбеков Число сотрудников: более 4 тыс. человек. КООРДИНАТЫ Адрес: 423450, РТ, г. Альметьевск, ул. Герцена, 1д |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 26
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.