1. СМЕНА ВЛАСТИ В КАЗАНИ

Недолго просидел в своем кресле начальник казанской полиции Рустем Кадыров после прихода нового министра. Справедливости ради нужно отметить, что слухи об отставке Кадырова ходили еще весной прошлого года после того, как вскрылись подробности о своеобразном методе работы с задержанными в полицейском участке «Дальний». Но тогда сакральной жертвой стал Асгат Сафаров. Кадыров не последовал его примеру и не стал добровольно слагать с себя обязанности.

Но 28 августа личному составу гарнизона казанской полиции были представлены новые руководители – Валерий Красильников и его заместитель, которым стал Руслан Халимдаров. Произошедшая рокировка характеризует особенности кадровой политики Хохорина – глава республиканского МВД дорожит командой, которая сформировалась вокруг него за годы службы, и на ключевые должности предпочитает назначать людей проверенных. Так вышло и с Красильниковым. До вступления в новую должность Валерий Владимирович работал в Москве заместителем начальника главного управления уголовного розыска МВД России. В федеральное МВД он пришел вслед за Артемом Хохориным и по сути является ключевым представителем его команды. Об этом свидетельствуют их почти синхронные перемещения в полицейских структурах. Так, когда Хохорин был переведен в 2008 году на пост главы МВД Марий Эл, уже через несколько месяцев, в начале 2009 года Красильников переезжает вслед за ним из Татарстана на важнейший пост - первого заместителя министра - начальника криминальной милиции МВД по Марий Эл.

Затем история повторилась. В 2011 году Хохорин перешел на работу в Москву, став начальником информационно-аналитического департамента МВД РФ. Практически в это же время, с июня 2011 года Красильников начал работать заместителем начальника главного управления уголовного розыска МВД РФ. Интересно, что о его уходе с должности стало известно в конце июля, причем из указа президента РФ. И вот третье синхронное перемещение – теперь уже обратно, в Казань.

Позднее Артем Валерьевич стянул в Казань еще двух бойцов из своего «марийского» полка - начальником ОП №5 «Московский» стал Олег Хохорин, ранее работавший начальником отдела полиции по Звениговскому району Марий Эл. А руководителем следственного управления МВД РФ по Казани назначен Шовкат Садыков, ранее работавший начальником отдела организации дознания МВД по Республике Марий Эл. Своя рубашка ближе к телу…

А 2 октября Владимир Путин подписал указ об освобождении от должности начальника главного следственного управления МВД РФ по РТ Алексея Селивановского. Тогда о причинах кадровых изменений никаких официальных сообщений не было, но источник газеты «БИЗНЕС Online», знакомый с ситуацией, утверждал, что Селивановский, так сказать, не сработался с новым начальником МВД.

Кресло Селивановского в феврале занял Иван Китов. В команде Хохорина он никогда не был, но работал в органах предварительного следствия с 1980 года. А Селивановский совершил неожиданный кульбит и из структуры МВД перешел сначала в аппарат президента РТ, а потом - в заместители генерального директора «ВАМИН-Татарстан» по безопасности и правовым вопросам. Учитывая, что на предприятиях агрохолдинга царит настоящий хаос, сидеть без дела Алексею Владимировичу, видимо, не приходится.

2. ПОИСКИ МАНЬЯКА В МАРИЙСКОМ ЛЕСУ

Неприятным эпизодом для силовиков стал провал поимки маньяка Радифа Латипова в марийских лесах. 14 ноября Латипов похитил 13-летнюю Алину Гилемханову - дочь своей любовницы. Мужчина отправил маме девочки SMS, в котором сообщил о намерении убить Алину.

- Я лично с министром Хохориным выезжал в лес, вместе с ним мы прочесали все вдоль и поперек, но, к сожалению, не успели спасти девочку, - рассказывал позднее заместитель руководителя СУ СКР по РТ Айрат Ахметшин. - Ее тело обнаружил охотник: сначала он увидел машину мужчины, а после - тело ее хозяина, который повесился на дереве. В кармане у него была записка, в которой он попросил прощения у родных. Рядом лежало тело убитой девочки…

Интересно, что на поиски пропавшей в Набережных Челнах Василисы Галицыной Хохорин не выезжал (по крайней мере, публично об этом не сообщалось) – видимо, на поиски в марийские леса министр поехал, откликнувшись на клич бывших коллег из Йошкар-Олы.

3. КАК МИНИСТР ОТКАЗАЛСЯ ОТ БРОНЕВИКА

19 ноября республиканское МВД опубликовало на площадке госзаказа извещение о проведении открытого аукциона на поставку легкового бронированного автомобиля повышенной проходимости на базе Toyota Land Cruiser 200. По всей видимости, этот автомобиль предназначался для передвижения Артема Валерьевича и многие эксперты связывали усиление «брони» министра с июльскими событиями, когда средь бела дня была взорвана машина муфтия.

Согласно техзаданию, Хохорин нуждался в броневике с датчиком света в салоне, датчиком дождя, мультифункциональным кожаным рулем с вставками «под дерево», кожаным салоном с вставками «под дерево», охлаждаемым ящиком в подлокотнике, аудиосистемой, коммуникационной системой Bluetooth с голосовой системой управления. Министерство также просило навигационную систему на русском языке с возможностью распознавания команд на русском языке, не менее четырех камер по периметру автомобиля с системой помощи при движении по бездорожью, 10 подушек безопасности и многое другое. На поставку бронированной Toyota Land Cruiser 200 выделили 7 млн. 170 тыс. рублей.

Но в день, когда должен был состояться открытый аукцион, министерство неожиданно разместило на сайте госзакупок новое объявление: об отказе от проведения аукциона. Хохорин по-прежнему перемещается на служебном Mercedes, а отказ от покупки может характеризовать министра как человека бережливого и чуткого к вниманию общественности.

4. БОЙ НА УЛИЦЕ ХИМИКОВ

24 октября на улице Химиков в Казани раздались выстрелы. МВД и ФСБ объявили о том, что проводят спецоперацию по захвату вооруженных боевиков. Там, в одной из квартир, как выяснилось, проживал разыскиваемый по подозрению в причастности к летним терактам Роберт Валеев и его пособник Руслан Кашапов. Генерал-майору Хохорину, который лично руководил спецоперацией, предстояло продемонстрировать свои качества стратега – такие боевые столкновения бывали на Кавказе, но чтобы в столице Татарстана – никогда. Прибыл туда и его предшественник Асгат Сафаров, который в то время уже занял должность вице-премьера и отвечал за силовой блок.

Правоохранительные органы получили информацию о боевиках в рамках расследования дела о терактах. На место прибыл спецназ ФСБ и попытался задержать подозреваемых. Однако спецназовцы встретили сопротивление: один из находившихся в квартире взорвал гранату. После этого силовики начали штурм, и пока из дома экстренно эвакуировали жильцов, продолжалась ожесточенная перестрелка.

Преступники были блокированы на первом этаже и в результате уничтожены. Под одним из террористов было обнаружено взрывное устройство, похожее на «пояс шахида». ФСБ в ходе спецоперации тоже понесло потери – двое сотрудников были тяжело ранены, один из них позже скончался в больнице. Первоначально имя погибшего спецназовца не раскрывалось, была лишь информация, что он накрыл собой взрывное устройство. Но позже стало известно, что это был сотрудник управления специальных операций центра специального назначения ФСБ Сергей Ашихмин. 14 декабря президент России присвоил ему звание Героя Российской Федерации посмертно.

5. «НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ВОЙНА»

Весьма эмоциональным получилось выступление Хохорина на внеочередном заседании Госсовета 3 августа. После того, как в Татарстане узнали не понаслышке о том, что из себя представляет угроза «нетрадиционного ислама», генерал-майор заявил о том, что правительство долгое время закрывало на это глаза, – жесткий спич Хохорина был в некотором роде камешком в огород своего предшественника, который присутствовал в зале.

- Более 13 лет на территории республики, которая позиционирует себя территорией толерантности, идет необъявленная война. Взрывы промышленных объектов, убийства, деление территории, людских ресурсов. Сводки напоминают донесения с поля боя, - заявил глава МВД по РТ.

Министр дал понять: речь идет не об отдельных проявлениях экстремизма, а о том, что ситуация достигла критической массы, когда может начаться неуправляемый процесс.

«Наиболее радикальные течения ислама нашли немало приверженцев на территории республики. Более того, за последние годы сформировалось целое поколение, воспитанное в этом духе. И это не одиночные запрещенные организации, а настоящие джамааты, достаточно многочисленные. Четкая структура. Приверженцы салафизма есть как среди имамов, так и среди простых граждан Татарстана. Они настойчиво пытаются пробиться в органы власти, заручиться ее поддержкой», - заключил Хохорин.

6. ГИДРА РАДИКАЛЬНОГО ИСЛАМА

После июльских терактов головной болью правоохранительных органов стал приход казанской мечети «Аль-Ихлас» - прихожане неоднократно шли на открытый конфликт после того как некоторых из них задержали по подозрению к причастности к терактам. Позднее все они были отпущены, но руководство прихода резко отреагировало на массовые задержания и провело ряд несанкционированных митингов. Последней каплей стал масштабный автопробег, который прихожане устроили на Горьковском шоссе 22 декабря, используя флаги с символикой Хизб ут-Тахрир. Эта откровенная провокация не осталась незамеченной - первые лица республиканского МВД дали распоряжение найти участников акции. И несколько недель накануне Нового года сотрудники ГИБДД под различными предлогами изымали автомобили участников автопробега.

И вот 16 января, когда прихожане опального прихода «Аль-Ихлас» собирались на утреннюю молитву, к зданию неожиданно подъехали автомашины силовых структур. Оперативники попросили всех освободить помещение, сославшись на требование комитета имущественных и земельных отношений горисполкома Казани о расторжении договора о безвозмездном пользовании зданием бывшей котельной. Тех, кто отказался подчиниться требованию полиции, задержали.

Несмотря на то, что операция была проведена предельно деликатно, в этот же день комиссия Госдепартамента США по международной религиозной свободе в своем ежегодном докладе подвергла критике ситуацию со свободой вероисповедания в России. Среди упреков в адрес нашей страны авторы доклада отразили этот момент - после покушения на муфтия Татарстана и убийства его заместителя в июле прошлого года в Казани были задержаны пять подозреваемых, однако подверглись арестам и «десятки мусульман, не связанных с этими покушениями».

- Массовые задержания прихожан в августе прошлого года – это, скорее, перестраховка, ведь на носу Универсиада, - объяснил газете «БИЗНЕС Online» вице-президент АН РТ, директор Института истории Рафаэль Хакимов. - К тому же, были разные сигналы о том, что некоторые группы готовили террористические акты. За последние годы религиозная сфера была несколько упущена, и было определенное давление на властную структуру со стороны мусульманских деятелей. Они ссылались на то, что государство отделено от религии - под этой маской и под предлогом защиты прав человека в общество проникали радикальные слои. Возможно, какие-то меры министерства по борьбе с нетрадиционным исламом были излишними, но это суд должен решать.

В дальнейшем я бы посоветовал МВД вести тесную работу со СМИ. Религиозная обстановка во многом определяется общим настроением и осведомленностью. Среди мусульман есть некая идеализация этой сферы, но этой идеализации зачастую нет среди самих священнослужителей, которые оказываются очень приземленными. Связка – государство - духовное управление - пресса – крайне важное направление работы.

7. РАЗНОС КАК ТАКТИКА

Работу с кадровым составом Хохорин начал с весьма откровенного разговора с полицейскими из Набережных Челнов.

- В первую очередь мы должны выполнять свои прямые обязанности, меньше совещаний, больше конкретных результатов, - объяснил свои принципы работы министр. - Кто не будет справляться – до свидания! Правила игры одинаковы для всех: и для полковников, и для лейтенантов. Если будет порочащая информация, сотрудника не спасут ни должность, ни былые заслуги, какими бы значимыми они ни были. За «недокомплект» строго спрашивать не буду. Мы должны отбирать на службу тщательно.

Наши источники сообщают, что министр имел ввиду, говоря о том, что избирательности не будет («Правила игры одинаковы для всех: и для полковников, и для лейтенантов. Если будет порочащая информация»), одного из руководителей на местах, сильного профессионала, но склонного время от времени предаваться алкогольной слабости. Хохорин потребовал его немедленного увольнения…

О тактике работы с подчиненными, свойственной главе республиканского МВД, можно было сделать выводы после громкого разноса, который Хохорин устроил на коллегии Госавтоинспекции в январе. Артем Валерьевич действует без обиняков и не привык откладывать «разбор полетов» в долгий ящик. Услышав от главы ведомства Рифката Минниханова основных аутсайдеров по статистке ДТП, он немедленно поднимал начальников ГИБДД из районов республики, чтобы спросить с них по всей строгости.

- У нас 24 процента аварий случаются из-за нарушений правил обгона, а в Мензелинском районе 8 местных сотрудников за весь год выявили только одно подобное правонарушение, - заявил глава МВД, указывая на монитор со статистикой. – Где начальник? Что вам мешает работать? Пожалуйста, я вас слушаю…

Начальники пытались всякий раз оправдываться, заявляя, что ситуация стабильна, но Хохорин был неумолим: если статистика не будет меняться, «будут приняты кадровые решения».

Пришлось поднять с места и прошлогоднего назначенца – начальника ГИБДД по Казани Рустама Ибрагимова. Хохорина интересовало, почему столичное подразделение не проявило настойчивости в общении с городской администрацией.

- Много жалоб от населения приходят по поводу перехода возле нового театра кукол, - сообщил Артем Валерьевич. – Что, так сложно разметку нанести и поставить два знака?

В итоге Хохорин поставил ультиматум: либо знаки и разметка появятся, либо «будут приняты жесткие дисциплинарные меры». И уже через несколько дней у театра кукол появилась и свежая разметка, и дорожные знаки. По всей видимости, тактику министра выносить бездействие отдельных подчиненных на всеобщее обсуждение можно считать эффективной.

8. «МАШИНА САФАРОВА» ДАЛА СБОЙ?

Когда в марте в Верховном суде Татарстана неожиданно для многих были оправданы предполагаемые лидеры группировки «Перваки» Фирдинат Юсупов, Валентин Лукоянов и Сергей Сардаев, пошли разговоры, о том, что программа по ликвидации ОПГ, запущенная Сафаровым, при Хохорине потеряла прежние обороты. Во всяком случае, до сих пор не было случая, чтобы по резонансным делам по ОПГ кому-то удавалось выйти сухим их воды – достаточно вспомнить дела «Хади Такташ», «Жилки», «29 комплекса» и другие – их разгром считается одним из главных достижений Сафарова на посту главы МВД.

- Чтобы оценить деятельность Хохорина, нужно смотреть на статистику раскрываемости преступлений, а не привязываться к личности, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» директор по координации деятельности с государственными органами и профессиональными организациями компании «Дельта», депутат Казанской городской думы Ильдус Янышев. - Если брать какие-то резонансные уголовные расследования, например, случай с оправданием «Перваков» - в решении суда нельзя обвинять нынешнего главу МВД. Хохорин вступил в должность, когда дело уже находилось в суде и все следственные мероприятия были проведены. Все, что зависело от ОВД, было сделано до прихода Хохорина. Оправдательный приговор – не есть показатель того, что МВД перестает бороться с организованной преступностью. Некоторые забывают, что уголовное производство – это состязание, борьба обвинения с защитой. Не факт, что всегда должно побеждать обвинение. Иногда выигрывает и защита – это вполне нормальное явление в демократическом правовом государстве. От ошибок в материалах обвинения никто не застрахован.

В период деятельности министра Галимова с преступностью бороться было легче. Тогда процессы «закрытия» лидеров ОПГ, добывания доказательств были значительно проще, нежели сейчас. Сейчас общая правовая система демократизировалась и возможностей для министерского беспредела убавилось. И проблема ОПГ сейчас не стоит так остро. Они уже ушли из большой экономики. Банковская система уже очистилась от группировок. Игровые автоматы, проституция, наркотики еще находятся под их влиянием.

9. ХОХОРИН ПРОТИВ ЛАРЬКА

Принципиальность проявил министр в отношении ларька на улице Кул-Гали. Эту историю о посещении Хохориным торговой точки в одно время из уст в уста передавали все его подчиненные. Все началось с того, что, вступив в должность, глава МВД по Татарстану посетил бывший отдел полиции «Дальний». После встречи с новым руководством, Артем Валерьевич обратил внимание на продуктовый киоск, расположенный поблизости от участка. Особо не церемонясь, генерал-майор решил заглянуть в киоск. Продавщица, которая потеряла дар речи, увидев на пороге министра, не смогла предоставить ни один документ, подтверждающий законность действия торговой точки. Хохорин продолжил ревизию и обратил внимание, что торговля ведется без кассового аппарата, а сама девушка оказалась гражданкой другого государства, не имеющей даже временной регистрации. Тогда Хохорин дал указание Кадырову, который в то время еще возглавлял казанскую полицию, провести проверку и о результатах доложить ему лично.

По результатам проверки в отношении владельца киоска был составлен материал об административном правонарушении за самовольное занятие земельного участка, а сам ларек через несколько дней снесли.

Как говорится, где дрова рубят, там не без щепок…

10. САМЫЙ ЗАКРЫТЫЙ

Министр Хохорин определенно человек не публичный. За год он побеседовал в рамках полноценного интервью буквально с одним федеральным изданием и один раз встретился с главными редакторами республиканских СМИ. Речь шла об ожиданиях, которые общество предъявляет к полиции, о проблемах, с которыми сталкиваются сотрудники и о «двойных стандартах». Но встреча больше носила характер знакомства и стала, скорее, некой инструкцией с идеологическим посылом – как журналистам лучше освещать работу полиции. Тема, в свете событий в полицейском участке «Дальний», безусловно, актуальная. Но с тех пор в Татарстане произошла череда не менее значимых происшествий – начиная от покушения на жизнь муфтия и заканчивая событиями в Набережных Челнах, когда весь город искал похитителя 8-летней Василисы Галицыной.

Во время громких ЧП, прокатившихся по Татарстану за год, позицию МВД обезличено транслировала пресс-служба ведомства, сам Хохорин соблюдал дистанцию и принципиально не оглашал свое отношение к происходящему в прессе – ни одного заявления, ни одного комментария, ни одной пресс-конференции. Таким образом, Артем Валерьевич стал, пожалуй, самым закрытым для СМИ управленцем в республиканском правительстве.

Единственным исключением в плане публичности стало его появление так сказать «без галстука» на офицерском балу в преддверии Нового года. Хохорин приехал туда вместе с супругой – они с четой Гильмановых (заместитель министра МВД РФ по РТ Рафаиль Гильманов прим. ред.) задали темп вечера, закружившись в вальсе.