ОБРАЗ ЗОЛОТЫХ АВТОМАТОВ И БЕЗУДЕРЖНОЙ РОСКОШИ

- Наиль, когда прошла встреча и кто на ней присутствовал?

- Встреча состоялась три дня назад и проходила в Грозном, в президентской резиденции. Инициатива организации встречи исходила от администрации Кадырова, с нами – блогерами – связались через посла Живого Журнала в Чечне Заура Цицаева. Нам была оплачена поездка и размещение в гостинице.

Приехала достаточно большая делегация. От Живого Журнала приехал директор по маркетингу Олег Бармин, также были послы ЖЖ из Казани (я), Уфы, Волгограда и других городов. Всего было около 50 человек: 6 приезжих блогеров, около 20 местных, а также чиновники, пресс-служба, министр по внешним связям и другие.

- По какому принципу отбирались блогеры? Какой вообще была цель встречи?

- В частности, послы Уфы и Казани были приглашены в силу того, что мы – Башкортостан, Татарстан, Чечня – являемся родственными республиками. Республики весьма схожи с точки зрения вероисповедания, схожего менталитета, у нас всех есть спортивные достижения, экономические успехи. Но вместе с тем если сравнивать образы республик, то получается как в анекдоте, когда крыса встретилась с хомяком и удивлялась, почему хомяка все любят, а крысу нет. На это хомяк ответил, что все дело в имидже.

У встречи было две цели. Первая – это использование блогосферы и, в частности, Живого Журнала для продвижения положительного образа Республики Чечня в медийном пространстве, вторая – вовлечение в это пространство самого главы республики Кадырова. Дело в том, что он завел блог в ЖЖ еще в 2011 году, но так и не писал в него из-за негативного восприятия блогосферы. В большинстве случаев его общение в ЖЖ сводилось к тому, что его закидывали сплошным негативом. По словам Кадырова, в эту встречу, на которой я присутствовал, он ожидал чего-то подобного и долго думал, перед тем как согласиться на нее, однако в итоге решил ответить на все вопросы, которые будут заданы.

- Кадыров после встречи в своем Instagram написал, что ожидал острых вопросов, но таких не было. Все действительно было так?

- Острые вопросы были. После нашей встречи он сказал, что острые вопросы присутствовали, но не было огульного хаяния, его не ставили изначально в позицию обвиняемого. Ему не приходилось оправдываться в течение всей встречи, разговор был конструктивным, были высказаны предложения по тому, каким образом можно улучшить образ Чечни. Мои коллеги из Башкортостана также высказывали свои предложения, но пока мы не хотим их озвучивать, поскольку ведутся консультации, как все лучше сделать. Хорошо, что наши предложения звучат не как лозунги, как, например, «Мы за все хорошее и против всего плохого», а предложены конкретные шаги и конкретные действия.

Что касается острых вопросов, то, в частности, Кадырову был задан вопрос о том, как он может объяснить, что в СМИ культивируется образ Чечни как бесконечной вереницы Porsche Cayenne, золотых автоматов и пистолетов, безудержной роскоши. У него спросили, как он может объяснить, что в России постоянно говорят, что мы кормим Чечню, Кавказ.

Кадыров вел себя достаточно свободно, раскованно, шутил. Про пистолеты он попросил заметить, что они не золотые, а позолоченные. Или, к примеру, когда ему был задан вопрос про вызывающее поведение чеченской молодежи на спортивных мероприятиях, он вспомнил про инцидент на футбольном матче (на 87-й минуте игры «Рубин» - «Терек», после того как судья удалил игрока хозяев, по громкой связи стадиона прозвучало: «Судья продажная! Козел ты!»ред.). Рамзан сказал: «У нас на спортивных мероприятиях хулиганить никому нельзя. Ну кроме меня, конечно», – и рассмеялся.

«ПОКА ПОЛИВАЕШЬ ГРЯЗЬЮ ЧЕЧНЮ, РОССИЮ, У ТЕБЯ ВСЕ НОРМАЛЬНО»

- Вы задали Кадырову свой вопрос?

- Я не задал вопрос, а поделился своим видением. Перед встречей мы обсуждали предварительно тему, ради чего все это организуется. Журналисты просто задавали вопросы, а мы были приглашены как консультанты – должны были высказать свои мысли, рекомендации, пожелания по тому, каким образом сформировать положительный образ Чечни. И такие высказанные предложения были, однако пока я не могу их вам озвучить.

- Прокомментировал ли Кадыров бостонские события?

- Нет, бостонские события не обсуждались. На встрече у Кадырова присутствовали представители чеченской диаспоры из-за границы. Они рассказали, что чеченская диаспора в Польше, оказывается, сталкивается с такими проблемами, что их практически вынуждают позиционировать себя как беженцев от политического режима. У тех, кто отказывается от этого, возникают проблемы с проживанием и другие. Говоря другими словами, пока ты поливаешь грязью Россию и Чечню, у тебя все нормально.

- Спрашивали ли у Кадырова, почему он избил министра спорта на ринге, о чем потом сообщил в сервисе Instagram?

- Кадырова спросили об этом, и он объяснил, что они друзья с министром спорта, а его отец – тренер по боксу. А эта фотография в Instagram, после которой все пошло, он сказал: «Мы просто пошутили». СМИ же растиражировали это так, словно Кадыров – тиран и бьет своих чиновников.

- Как вообще Кадыров объяснил свою высокую активность в соцсети Instagram? Для чего ему это нужно?

- Кадыров рассказал, что ему надоело, что Чечня постоянно, всегда и везде, преподносится как нечто ужасное. В массовом сознании чечен – это небритый человек с автоматом, поездка в Чечню – это очень опасно. По словам Кадырова, ему это очень надоело, и в сервис Instagram он как пришел для того, чтобы это устаревшее представление искоренить. Он хочет показать, что не так страшен черт, как его малюют.

- Кадыров показал блогерам фотографию, которая стоит у него на заставке телефона. Кто попросил его об этом?

- После официальной части за большим круглым столом прошла неофициальная – торжественный ужин. После ужина во время неформального общения Рамзан подсел за наш стол, и Дима из Уфы попросил показать заставку. Там была фотография его матери.

КАДЫРОВ – СЛОВНО БОЛЬШОЙ РЕБЕНОК

- Какое впечатление произвел на вас Рамзан Кадыров?

- После встречи осталось двойственное впечатление. С одной стороны, однозначно можно сказать, что этот человек болеет душой за свою республику, свой народ. Мне очень понравилось, что он заточен на то, чтобы принести пользу и добиться чего-то практического.

У него спросили, почему он редко выезжает за пределы Чечни, на что он ответил: «Я не политик, я больше хозяйственник. Моя задача – добиться того, чтобы народ Чечни жил хорошо, повысить благосостояние народа, искоренить преступность. А говорить я не мастак, и журналистов вообще боюсь».

С одной стороны Кадыров произвел впечатление, словно он большой ребенок. В каких-то вопросах его высказывания кажутся даже немного наивными. С другой стороны, ярко выражено, что пресловутая вертикаль власти в Чеченской Республике получилась очень прочной. Видно, что малейшее указание главы республики выполняется мгновенно и неукоснительно, и мне это импонирует.

- Заходила ли речь на встрече о Татарстане? Как Кадыров высказывается о нашей республике?

- Я в своем выступлении на встрече упомянул о схожести наших республик. А Кадыров, в свою очередь, ответил, что не надо сравнивать богатый Татарстан и Чеченскую Республику. По его словам, в Татарстане намного сильнее развито промышленное производство, есть много заводов, а Чечня – все-таки более сельскохозяйственный регион, те производства, которые были, разрушены, но и тех было мало. Сейчас идет очень медленное восстановление, можно пересчитать по пальцам: завод отделочных материалов и тому подобное. Только на уровне задумки сейчас восстановление разрушенного завода по выпуску нефтепродуктов.

- Для вас провели экскурсию по городу?

- Да, конечно. Мое впечатление – в СМИ сильно все преувеличено. Например, недавно в Грозном горела обшивка небоскреба. Или вот есть знаменитая огромная мечеть… Я никогда не был в Грозном ранее и ожидал намного большего! Я ожидал увидеть феерическую роскошь, современный центр города, а оказалось, что это пятачок с высотными зданиями, да, рядом красивая мечеть, резиденция. Но в остальном Грозный – это полусельский одноэтажный город. Сами чеченцы говорят, что уровень урбанизации у них на самом низком уровне среди всех российских республик. В Грозном есть два проспекта, а все остальное – это одноэтажный город. Мне кажется, что Казань по сравнению с Грозным – это просто мегаполис.

- Как давно вы ведете свой Живой Журнал? О чем пишете?

- В Живом Журнале я с 2003 года, однако мой сегодняшний блог я завел три года назад. Он получился успешным, и сейчас я вхожу в Топ-100 по читаемости, у меня десятки тысяч читателей. Я пишу о своем бизнесе-хобби: я фермер, развожу барашков, курочек, и, видимо, людям это интересно. Кроме этого, пишу обо всем, что меня заинтересовало, делюсь своими мыслями.

Сейчас я занимаюсь организацией блог-тура в Казань, он пройдет в начале июня в преддверии Универсиады. На него приедут известные топ-блогеры, например, Сергей Доля, Александр Чебан и другие. Мы хотим совместить блог-тур с Сабантуем. В начале тура планируется встреча с Рустамом Миннихановым, в настоящее время мы согласовываем удобный для него день встречи.

В рамках блог-тура будет интересный семинар, на который мы пригласим представителей крупных компаний. Темой станет использование блогосферы для раскрутки бизнеса.