- Фарид Флоридович, вашей фирме уже более 20 лет. Что побудило тогда, в начале 90-х, задуматься именно о таком непростом бизнесе – создании охранных систем?
– Сыграли несколько ключевых факторов. Во-первых, тотальный дефицит охранной техники. Во-вторых, развал «оборонки» с последующим высвобождением инженеров и высококвалифицированных рабочих.
Дело поднимал мой отец еще будучи сотрудником Государственного института прикладной оптики (ГИПО). Отец – экспериментатор по натуре, в доме везде валялись радиодетали, на столе – паяльник, на балконе – целая мастерская. Я рос среди запчастей… Сначала разработали тепловизионную технику для МЧС, но позже сконцентрировались на разработке изделий охранной тематики, как более востребованных. Кстати, «Теко» – сокращение от «тепловой контроль»… Костяк сформировался из специалистов ГИПО, позже появились люди из правоохранительных органов, ушедшие на пенсию по выслуге лет. Надо подчеркнуть, что тогда, в эпоху отсутствия цивилизованных товарно-денежных отношений, все держалось на энтузиазме. У страны не было денег на импорт, предприятия электронной отрасли «загибались», советская радиоэлементная база была почти утрачена, но это подталкивало инженерную мысль – приборы мы делали из того, что удавалось найти.
– Кто сделал стартовый заказ?
– Первым заказчиком стало управление вневедомственной охраны (УВО) – подразделение республиканского МВД. Оно предложило разработать охранно-пожарный извещатель. Прибор делали вручную целый месяц, но он работал и полностью удовлетворял требованиям заказчика. А потом поступил заказ сразу на 40 таких приборов. Отец вспоминает, что он испытал некоторый шок: вы представляете, предприятие целый месяц трудилось, чтобы сделать один экземпляр, а тут сразу 40, причем за тот же месяц! Но справились. Помещение поначалу арендовали у ГИПО, что-то типа комнатушки. Со временем перешли в отдельный корпус, приобрели оборудование автоматического монтажа. Кстати, в Казани мы были первыми, кто начал применять такую технику… Отладили технологию, конструкцию, расширили модельный ряд, и сегодня, спустя 20 лет, мы производим почти весь спектр приборов охранно-пожарной сигнализации…
– То есть поначалу вы помогали отцу.
– Когда появилась необходимость в комплектующих зарубежного производства, мне, как владеющему английским языком, поручили налаживание соответствующих контактов. Мне было лет 15. Тогда как раз в России появились первые факсы, и я отсылал в Германию, Англию запросы, договаривался по поставкам, ценам. Гордился таким доверием, и работа была интересна, хотя, конечно, не понимал всего.
В конце 90-х закончил Казанский финансовый институт. Решил уехать в Германию, набраться опыта. Закончил университет в Ганновере, потом занимался логистикой в немецком газовом концерне. Прожил в Германии 7 лет. Но в какой-то момент понял, что «где родился, там и пригодился». В 2006 году вернулся в Россию и сразу включился в бизнес.
ТРЕВОЖНАЯ «КНОПКА» НА ЗАПЯСТЬЕ
– Что сегодня выпускает компания?
– Примерно 100 наименований изделий: извещатели охранно-пожарные, датчики движения на разбитие стекла и открытие дверей, датчики дымовые на температуру, приемно-контрольные приборы, средства коммуникации. Обеспечиваем монтажные подразделения, силовые структуры, службы безопасности, ЧОПы, а также частников, банки, заводы, торговые центры; физические принципы обнаружения проникновения везде одинаковы, и пожар – для всех пожар. Предлагаем не только оборудование собственного производства, но и все лучшее, что есть в мире. Ведь «ТЕКО» – это не только завод, но и компания-дистрибьютор, и сеть магазинов в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Чебоксарах. В любом нашем магазине можно купить почти все, что предлагают мировые производители. Наши специалисты отобрали самые лучшие по цене-качеству изделия – более 3 тысяч наименований. У нас разветвленная дилерская сеть: от Калининграда до Владивостока.
– Как-то раз специалисты МВД продемонстрировали любопытную вещь – браслет с кнопкой тревоги…
– Мы разработали его по заказу УВО. Очень удобно и эффективно, оптимально для кассиров. Браслет может работать по нескольким сценариям: включает сигнализацию, вызывает полицию, блокирует двери и так далее. Эта система хоть и была разработана всего пару лет назад, уже заняла свою нишу.
– А в чем отличие от стандартной тревожной кнопки?
– Представьте такую ситуацию. У сотрудника ювелирного магазина на столе лежит «кнопка» тревожной сигнализации, человек ее время от времени передвигает, чтобы не мешала, может вообще убрать. Заходит злоумышленник – начинается лихорадочный поиск «кнопки». В нашем случае сотрудник надевает браслет, и в опасный момент «кнопка» всегда доступна. Даже если преступник прикажет: «Руки за голову!» – кнопку можно будет незаметно нажать и вызвать полицию. Теперь планируем предложить модель в виде часов.
– Что сегодня главное для предприятия, которое выпускает продукцию, подобную вашей?
– Суметь заглянуть за горизонт, предугадать, куда двинет рынок, какая технология будет востребована завтра, чтобы начать ее разрабатывать уже сегодня. Все постоянно надо улучшать. Не успеваешь – в эту щель лезет конкурент.
– Что конкретно приносит основной доход?
– Сформулированный Вильфредо Парето принцип относится и к нам: 20 процентов продукции дают 80 процентов дохода. Это несколько основных систем бренда «Астра» – меньшей и большей по количеству устройств емкости, более или менее продвинутые. Есть и системы, реализующие свой функционал через интернет: на них удобно строить такое становящееся популярным направление, как «умный дом». Можно так настроить систему, что она полностью отрегулирует все функции дома, защитит от протечки воды и утечки газа, выключит электричество… Из популярного можно назвать такие системы, как «Астра-РИ М», «Астра-Цитадель», «Астра-Дозор».
– Аналоги других фирм есть?
– Их очень мало, и они в большинстве своем работают по проводам, а мы – по радио (фирма «ТЕКО» одной из первых в России стала производить радиоканальные системы). Кстати, предусмотрено и управление при помощи мобильного телефона. Совместно с московскими коллегами мы разработали первую версию под OS Android, и она уже пользуется успехом. Но это решение для частного пользователя, а если речь идет, скажем, о торговом центре, крупном предприятии, то выбор целесообразен в пользу «Астра-Цитадель». Эта система поддерживает до 2 тысяч радиоканальных устройств. И все это не нужно опутывать проводами. Отмечу, что данное решение очень актуально. Нередко сталкиваемся с такой ситуацией: собственник здания сделал отделку, а потом вдруг вспомнил про систему безопасности. Что делать? В таком случае беспроводное решение снимает головную боль.
– Кто все это разрабатывает?
– Есть специальный отдел: инженеры, радиоэлектронщики, программисты. Они разрабатывают 5 - 7 новых изделий в год, хотя и не все стопроцентно идет в серию. Некоторые вещи, на которые не хватает своих рук, делаем совместно с российскими партнерами. Но в основном разрабатываем здесь, в Казани, своими силами.
ЗАКАЗЧИК СТАЛ ДИКТАТОРОМ
– Промышленного шпионажа не боитесь?
– Разработки запатентованы. А то, что представляет интерес для промышленных шпионов, находится за семью печатями. В конце концов, применяем современные средства шифрования. Да, есть вещи, которые мы открываем для таких же производителей охранной техники, чтобы они могли интегрировать наши системы в свои, но «наружу» все закрыто.
Безусловно, наш модельный ряд мониторится конкурентами (и мы смотрим, что делается у них). Это нормальный рабочий процесс. Но сегодня очень сложно сделать нечто уникальное, претендующее на патентную чистоту. Как правило, новое появляется сразу и у всех. Поэтому главная задача разработчиков – сделать качественно и недорого. Есть ценовые границы, за которые мы не должны выходить, иначе для этого изделия не будет рынка. И как только мы видим привлекательный рыночный сегмент, наша задача – предложить такие нюансы, чтобы при прочих равных условиях покупатель выбрал нас. Стараемся работать на опережение, разбираемся в технологиях, которые, возможно, будут актуальны завтра. В России мы были одними из первых, кто разработал беспроводную систему охранно-пожарной сигнализации на частотном диапазоне на 433 МГц. Она получилась настолько успешной, что сегодня это «дежурное блюдо» во всех дилерских сетях.
– Кто ваши основные конкуренты?
– В России аналогичную продукцию производят порядка 10 заводов. Наши конкуренты – мощные московские, питерские и сибирские фирмы. Думаю, рынок разделился по объему между нашей и этими компаниями, мы стабильно входим в пятерку лидеров.
– Есть мнение, что в области охранных систем все уже изобретено за границей. Насколько справедлива такая точка зрения?
– Можно поспорить. Израиль сильно продвинулся как по производству техники, так и по специализированному программному обеспечению. Сильны позиции американских концернов – процесс слияния и поглощения идет в мировом масштабе. Но это не означает, что мы хуже. Российский рынок предъявляет самые жесткие требования, что делает отечественную продукцию потенциально конкурентоспособной за рубежом. Российский разработчик и производитель – постоянный гость выставок в Европе, Азии, Америке. Это очень хороший признак. Просто российским компаниям, чтобы делать «вкусную» продукцию, надо учиться кооперироваться, обмениваться знаниями и опытом. Пока мы плохо говорим на языке зарубежного пользователя – в прямом и переносном смысле. Английский надо учить. А лучше – китайский. Иногда мы считаем, что мы уникальны, лучше и умнее всех, наши системы не требуют адаптации. Но надо быть гибче и не только слушать, но и слышать заказчика, который уже стал диктатором. И быстро реагировать, пока на наше место не пришли китайцы.
– Предпринимали ли вы попытки завоевать зарубежный рынок?
– Пытаемся выйти на рынки Турции и Германии. Пока были только разовые поставки. Но, думаю, в этом году будут и регулярные – в Турцию. По цене мы конкурентоспособны, по дизайну нас хвалят, по технике есть специфичные требования, над ними работаем. Из стран ближнего зарубежья сотрудничаем с Беларусью, Казахстаном, Узбекистаном. С Украиной – пытались, но там слишком сложный таможенный режим.
– Какие тенденции в сфере охранных систем сегодня наиболее актуальны?
– Что касается охранно-пожарной сигнализации, это радиоканальное оборудование. Причины: экономия времени на развертывание и мобильность – монтаж и демонтаж – дело пары часов. Фирма «ТЕКО» выпустила второе поколение радиоканальной системы на базе радиочастотного протокола ZigBee Pro. Развернуть такую систему можно беспрецедентно быстро, возможны гибкое масштабирование и переналадка, система поддерживает до 2 тысяч устройств, батареи хватает на четыре года. На данный момент это более чем устраивает рынок.
Также сегодня средства безопасности выходят в online, то есть для передачи информации используются IP-технологии. Мы освоили и это. Но есть определенные сдерживающие факторы со стороны заказчиков и некоторая инертность рынка – «заселенность» системами предыдущего поколения.
Еще один тренд – стремление производителей делать самоорганизующиеся системы plug&play с минимумом настроек пользователя. Это неуклонное движение в сторону создания почти полностью автоматических интеллектуальных систем охраны.
Самое растущее направление – видеонаблюдение.
ЗДОРОВЫЕ АМБИЦИИ И УМЕРЕННЫЕ АППЕТИТЫ
– «Плохо говорим на языке зарубежного производителя…» А, может быть, отстаем в образовательном плане?
– Есть и такое. За последние 20 лет была утеряна целая школа. Бывает так, что человек, выйдя из вуза с дипломом программиста, не знает основных принципов системного программирования. А западная машина производства работает в тесном сотрудничестве с вузами. Это раскрученный, стабильно работающий механизм. У нас же бессистемность компенсируется талантом и упорством уникумов, которые сами до всего доходят. Многое, к сожалению, идет методом проб и ошибок, подчас неэффективно. Но куда деваться?! Сегодня началось оживление на рынке труда, молодежь вновь заинтересовалась техническими специальностями. Дай Бог, чтобы процесс правильно координировался и поддерживался государством. Но чтобы стать на одну ступеньку с немцами, американцами, нам нужно серьезно попотеть. Как там они работают! Какой уровень самоотдачи и ответственности! Все так сильно отличается от того, как мы работаем здесь.
– В чем отличие?
– В Германии – очень высокий уровень самоотдачи сотрудников всех уровней, а также заинтересованности в результате. И не всегда по причине денежной мотивации, а, скорее, благодаря внутренней дисциплине и уважению к коллегам, руководству, собственной репутации. В характеристике сотрудника фиксируется любая мелочь, и перечисляются все проекты, которые делал человек, степень его участия и вклада в общий труд компании. Там важно докопаться до сути проблемы и решить ее самым наилучшим способом, минимизировав непроизводительные потери. Сотрудник сам предлагает варианты решения той или иной задачи. А у нас «хорошо работать мы еще не научились, но мало зарабатывать уже не хотим».
– А что за специалисты работают в вашей компании? Какие требования предъявляете к своим сотрудникам? И где их вообще набираете?
– Это высококвалифицированные рабочие, инженеры-радиоэлектронщики, программисты, экономисты. Из молодежи – выпускники казанских вузов. В основном это 5-й факультет КАИ, физфак и ВМК университета. Требование простое – соответствие заявленному профилю. А дальше самоотдача, творческий подход, дисциплина, командный дух, уважение к принципам и культуре компании, четкая обратная связь с руководством. Кстати, если бы вы задали вопрос о дефиците кадров год-два назад, я бы посетовал на то, что специалистов не хватает. Сегодня есть ребята с хорошим образованием, светлыми головами, дефицита в кадрах как такового нет. Также в компании работает немало выходцев из правоохранительных органов, собраны лучшие специалисты по тактике применения техники.
– Традиционный вопрос от газеты «БИЗНЕС Online»: три секрета успешного бизнеса?
– У меня их больше.
Смотри за горизонт, думай, что предложить рынку через один-два года. Насаждай принципы в организации: меняется все (оборудование, продукция, рынки), а принципы остаются неизменными. Вовлекай сотрудников в творческий, ответственный, уважительный труд – это то «самокатящееся колесо», которое нужно создать и поддерживать минимальным контролем извне. Располагай полной информацией, трезво оценивай ситуацию – эмоциональные решения могут привести только к краху. Доверяй внутреннему «я», хочешь изменить мир – загляни внутрь себя и начинай оттуда. Обещай только то, что можешь сделать. Уважай и люби людей, всегда старайся их понять. Имей здоровые амбиции и умеренные аппетиты.
Визитная карточка руководителя Фарид Башаров родился в 1977 году в Лениногорске. В 1999 году закончил КФЭИ, в 2003-м – Ганноверский университет по специальности "инженер-экономист" (информатика, логистика, контроллинг). До 2006 года работал в концерне RWE AG разработчиком IT-систем для коммерческого газораспределения. Женат. Осваивает фламенко-гитару, нравится активный отдых, два раза в неделю – йога. Владеет английским, немецким, испанским языками, учит турецкий. Визитная карточка компании ООО «ТЕКО» создано в 1992 году. В холдинг «ТЕКО» входят ЗАО «Научно-Технический Центр «ТЕКО», ООО «Теко-Торговый дом», ЗАО «ТЕКО» – дистрибьюторская компания. Численность сотрудников – 300 человек. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.