1.jpg
Ильсур Метшин: «Слишком дорогая цена строительной ошибки»

ВСЕ ТРИ ДНЯ – НА СВЯЗИ С ПРЕЗИДЕНТОМ

Сегодняшний деловой понедельник в мэрии ожидаемо начался с разбора канализационного ЧП. Сотни тысяч казанцев в праздники остались без воды. Как напомнил мэр Казани Ильсур Метшин, при строительстве пешеходного перехода на развязке Чистопольская - Амирхана в нескольких местах был пробит третий северный канализационный коллектор.

Мэр попросил директора МУП «Водоканал» Андрея Егорова доложить, почему первоначально названные сроки подачи воды (вечер субботы) были сорваны. И практически сразу же раздался телефонный звонок, и градоначальник прямо посреди совещания вышел из зала.

– Мы все эти три дня с президентом на связи, и сейчас вот он как раз по этому поводу звонил, – пояснил мэр, вернувшись через пять минут.

Как доложил Егоров, в ночь с 9 на 10 мая после повреждения строителями коллектора началось обрушение строительного котлована. В аварийном порядке 10 мая утром были отключены от подачи воды часть Ново-Савиновского района и Дербышки. Эта канализационная труба – один из главных коллекторов Казани, его диаметр – 1400 миллиметров.

По словам Егорова, 12 мая в 17 часов, после того как строители завершили работы по устранению аварии, рабочие «Водоканала» начали переврезку коллектора. Подача воды началась в 22:45, в час ночи водопровод вошел в рабочий режим полностью. Подача горячей воды была восстановлена лишь в два часа ночи.

Срыв сроков Егоров объяснил тем, что, несмотря на отключение воды, горожане продолжали пользоваться канализацией, беря воду из других источников.

- Устранение аварии осложнялось тем, что подача воды в коллектор, к сожалению, продолжалась, – дипломатично заметил он. – Также шли грунтовые воды, мешавшие работать, – это повлияло на сроки устранения аварии и затвердевания бетона.

Впрочем, позже он не удержался и назвал более вескую причину:

- Задержка произошла в основном из-за того, что строители не подготовили площадку для приемки бетона и бетонных работ.

ПОЧЕМУ БЫЛО МАЛО ВОДОВОЗОК?

О том, какие меры предпринимала городская администрация, доложил глава Ново-Савиновского района Тимур Алибаев. Как выяснилось, власти оказались в крайне двусмысленной ситуации: с одной стороны, нужно снабжать население водой, но, с другой стороны, каждый литр, вылитый в канализацию, замедлял работу по устранению аварий.

По словам главы, в первую очередь водой были обеспечены роддом, стационар седьмой горбольницы, дом ребенка и БКК, который снабжает хлебом треть города.

В первый день аварии воду раздавали также с нескольких водовозок «Водоканала». На вторые сутки подключились машины предприятий городского благоустройства. Тут Алибаев оговорился, что это была не питьевая, а исключительно техническая вода, потребность в которой тоже была большой (отметим, что не все горожане это поняли, в эфире одного из телеканалов прозвучали жалобы на низкое качество привозной воды).

3.jpg
Задержка при устранении аварии произошла в основном из-за того, что строители не подготовили площадку для приемки бетона и бетонных работ

Отчасти ситуацию смягчила платная вода из магазинов и киосков «ВАМИНа», но и с ней, признал Алибаев, были проблемы. Ситуацию с поставками удалось нормализовалась только на вторые сутки.

- Работа была организована. Есть большое недовольство со стороны населения, но надо сказать, что это была очень крупная авария, и хорошо, что в выходные мы ее успели ликвидировать, – резюмировал Алибаев.

В ответ Метшин подтвердил решение перенести намеченные ранее сроки опрессовок тепловодов, чреватые новыми отключениями.

- Люди и так натерпелись за эти трое суток, давайте не будем накладывать одни испытания на другие, – отметил он.

Также чиновникам исполкома было поручено тщательно проконтролировать начисления за услуги ЖКХ.

- Не дай Бог, если кто-то где-то по ошибке за канализование и за воду людям начислит! – предупредил мэр. – Если уж не предусмотрено законом никаких компенсаций, которые должны в конечном итоге на строительную компанию лечь, хотя бы не включайте за эти дни те виды коммунальных услуг, которые вы недопоставили.

«СЛУЧИВШЕЕСЯ ДОЛЖНО СТАТЬ УРОКОМ»

Далее разбор полетов плавно перешел в выяснение причин случившегося.

- Андрей Юрьевич, был ли тепловод ветхим, как некоторые строители пытаются нас уверить, представил ли «Водоканал» всю необходимую документацию? Можно ли было избежать аварии? – обратился мэр к Егорову.

По версии коммунальщика, авария случилась из-за того, что ПСО «Казань» просто-напросто проигнорировало предусмотренные проектом работы. Изначально, в январе 2012 года, ПСО «Казань» были выданы техусловия на перенос коллектора из зоны строительства. Затем проектировщики предложили альтернативный вариант – укрепление коллектора саркофагом.

- Оба проекта были проигнорированы: ни по первому, ни по второму варианту работ сделано не было, – заявил директор «Водоканала». – Коллектор был построен в 1985 году, он находился в удовлетворительном состоянии, и, по нашей оценке, мог проработать 20 и более лет.

- Сейчас подача восстановлена, но трое суток в праздники это настоящий ад был! Два района – Ново-Савиновский район, Дербышки… Слишком дорогая цена строительной ошибки!

С трудом сдерживая гнев, градоначальник обратился к прокурору Казани Ильдусу Нафикову с просьбой дать правовую оценку этому ЧП – сотни тысяч людей из-за несоблюдения элементарных строительных норм и требований, из-за несоблюдения работ, которые четко должны были исполняться по проекту, остались без воды.

- Ильдус Саидович, эта авария должна быть тщательно расследована, и самое главное, чтобы не было повторения! Какие еще уроки должны быть, чтобы наши строители – они ведь со строительным образованием – исполняли то, что проектом предусмотрено? Необходимо обязательно наказать виновных! Я прошу вас беспристрастно и в короткие сроки подготовить ваше профессиональное видение.

Сити-менеджеру Алексею Песошину было поручено создать городскую комиссию по расследованию, предоставив прокуратуре все необходимые материалы. Случайностью, по мнению градоначальника, здесь и не пахнет.

- Это халатная преступность, по-другому это не назовешь! – путая местами слова, негодовал Метшин. – И ведь это не случайность, когда трактор копал и кабель зацепил. Чтобы на такую глубину додолбить, надо было очень много потрудиться – это не какой-нибудь тракторист Ваня там сидел или Файзулла. Были и замы, были и бригадиры, была целая куча строителей, которые смотрели на эту преступную халатность!

Подводя итог, глава города извинился перед горожанами:

- Нам остается только принести извинения перед жителями – это не просто неудобство, это был сущий кошмар – трое суток без воды! И еще раз, это должно быть прежде всего уроком тем ответственным людям, кто выполняет строительные работы. А мы и после Универсиады будем много строить.

«СТРОИТЕЛИ ПРОБИЛИ, НО ЭТО НЕ ГОВОРИТ ОБ ИХ ВИНЕ»

Газета «БИЗНЕС Online» связалась с гендиректором ПСО «Казань» Равилем Зиганшиным, который согласился изложить свою версию случившегося.

Безимени-44.jpg
Равиль Зиганшин: «Я сам без воды точно так же сидел, куда деваться!»

- Как вы можете прокомментировать трехдневную аварию?

- Ну а что прокомментировать? На стройке все случается, очень сжатые условия, сети плотные очень. Главное – исправлено, никто же специально аварию не делал.

- В чем все-таки причины аварии?

- Это сложно, надо расследование проводить – сейчас рано об этом говорить, какие-то выводы делать. Когда расследование будет произведено, можно будет говорить о чем-то, а пока – не о чем. Кто виноват, кто не виноват – очень трудно разобраться, поэтому легче всего свалить все это на кого-то. Сказать – вот эти виноваты. Конечно, де-факто – строители пробили, это есть факт. Но то, что они пробили – это же не говорит об их вине. Надо смотреть все: координаты, привязки… Нет же такого, чтобы кто-то взял и специально загнал шпунты в сети.

- Нарушение технологии работ – вы пока не можете сказать, было или нет?

- Ну, нарушения есть везде – в таких сжатых условиях… Нарушения есть всегда у всех, они будут, никуда не денешься. Это пробито не сегодня, это пробито в декабре – давайте вернемся к истокам. Это воду сейчас отключили. А в декабре, в морозных условиях… Ошибка строителей, что не отшурфовали (шурфование – разведочное бурение, которое должно проводиться для определения точной трассировки трубопровода – ред.), но шурфовать на семиметровую глубину в 20-градусный мороз не так просто.

- Почему так случилось, что котлован обвалился?

- Как обвалился? Ничего там не обвалилось, шпунты стоят с декабря.

- Вы не планируете принести извинения в связи со случившимся?

- Конечно, принесем, сейчас вот интервью дам. Конечно, сам дам интервью, не вопрос. Факт же присутствует, неудобство есть, никуда не денешься. Просто не надо кого-то делать козлом отпущения. Это сети, это не простая вещь, они друг на друге там.

- Предприятие «Водоканал» говорило, что было два проекта: первый – перенос сетей, и второй – защита (типа саркофага обустроить), и сказало, что ни того, ни другого не было сделано.

- Как раз вот саркофаг начали делать и пробили, это в декабре. А перенос сетей просто невозможно было сделать по тем картинкам, которые дали, потому что есть смещение домов на семь метров. Где нарисовали, там дома стоят. Поэтому если разбираться – давайте начинать с таких вещей. Там много нюансов, которые есть. Это не вина ни «Водоканала», ни наша, это просто многогодовалое строительство сетей.

- То есть сеть на сети, труба на трубе?

- Ну, конечно, с 60-х… Мы кабели находили под напряжением, которых вообще нет нигде, 60-х годов постройки, кого винить? Конечно, неудобства появились, вопросов нет.

- Это даже не неудобство, это целое ЧП!

- Ну, ЧП оттого, что воды не было два дня, а что делать, куда деваться? Я сам без воды точно так же сидел, куда деваться! Это же не кто-то специально сделал, поймите. Давайте с этого начнем. Конечно, тот, кто нарушил какие-то правила, будет наказан – у меня будет наказан, тут вопросов нет. Хватает мне проблем, не без этого.

- Вы будете еще разбираться?

- Да, однозначно, мы будем разбираться, почему, как это произошло, где нарушения наши. Ни одного случая ЧП у нас без разборки не остается, всегда мы разбираемся.

- Вы очень много строите…

- Конечно, в таком объеме и человеческий фактор всегда присутствует, это не все так просто. И понимает это, наверное, тот, кто строит. Конечно, ЧП – в этом ничего хорошего нет. Но ЧП случилось не сегодня. По сути, эти два дня мы ликвидировали то ЧП, которое произошло зимой. Если воду не отключать, канализация льется. Канализация льется – невозможно переключить на новую линию, которую построили уже. Мы зимой строили новую обводную линию и сейчас переврезались. А переврезка занимает время – два-три дня, нам нужно время для переврезки. Там нужно бетон положить, он застыть должен. И вот как он застыл, мы все переврезали. Это обводная линия, там все сделано по правилам сейчас, в саркофаге сейчас, там все – вопросов нет.

***

Стоит отметить, что «праздничное» отключение воды на трое суток не первая крупная коммунальная катастрофа, случившаяся при строительстве развязок. Как в частных разговорах вспоминают городские коммунальщики, в январе 2010 года, строя развязку ул. Ленская - Декабристов, ООО «ИСКстройинжиниринг» (которое, как считается, тоже аффилировано с ПСО «Казань») повредило буром тепловод №11. В результате без тепла в морозы остались 697 многоквартирных жилых домов. Но что еще страшнее, произошел мощный гидроудар, который чуть не вывел из строя ТЭЦ-2. Горячая вода из прорванной на станции трубы хлестала со скоростью 80 т в час, чудом не замкнуло силовые электрокабели.

Никаких оргвыводов из случившегося тогда сделано не было, компенсации никому не выплачивались. Судя по тому, что на этот раз официальное расследование все-таки начато, чаша терпения властей переполнилась.