Проблемам авиакомпании "Татарстан" нет конца. Ее долги достигли сотен миллионов рублей, а купленные недавно в лизинг "Боинги" приносят убытки вместо прибыли. На компанию наседают кредиторы, один их них – нижнекамский аэропорт "Бегишево" даже требует банкротства АК "Татарстан". Таким образом, революция, которая должна была, по замыслу правительства РТ, произойти после отставки с должности гендиректора АК "Татарстан" Магомеда Закаржаева, пока не состоялась – положение компании остается крайне сложным.

ДОЛГИ ПРИБЛИЖАЮТСЯ К СТОИМОСТИ КОМПАНИИ

Одна из главных проблем авиакомпании – долги и убытки. Согласно официальным данным в 2007 году чистый убыток авиакомпании "Татарстан" составил 253,9 млн. рублей. Данные за 2008 год пока не обнародованы. По информации министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ, в 2008 году кредиторская задолженность республиканских авиакомпаний выросла на 77% и достигла 863,1 млн. рублей. Львиная доля этой задолженности приходится на авиакомпанию "Татарстан". Учитывая, что стоимость активов компании оценивается в 964 млн. рублей, выходит, что долги уже приближаются к стоимости самой компании. Долги становятся предметом судебных разбирательств. Так, на 13 марта назначено рассмотрение Арбитражным судом Татарстана иска аэропорта "Бегишево", которому авиакомпания "Татарстан" задолжала более 30 млн. рублей, о признании должника несостоятельным. По словам заместителя гендиректора "Бегишево" Ивана Багрова, общая сумма долгов авиакомпании намного превышает уставный капитал авиакомпании, что позволяет сделать вывод о ее неплатежеспособности.

Другие контрагенты АК "Татарстан" также требуют заплатить по счетам. В 2008 году базовый аэропорт авиапредприятия — международный аэропорт Казань — через суд взыскал с авиакомпании 30 млн. рублей долга за наземное обслуживание самолетов. В декабре того же года в арбитраж обратилось ЗАО "Татнефтьавиасервис", которое потребовало от АК "Татарстан" 70 млн. рублей за поставленный авиакеросин.

В начале марта 2009 года екатеринбургский аэропорт "Кольцово" и авиакомпания "Татарстан" подписали мировое соглашение на сумму 5,266 млн. рублей. Как сообщает газета "где Деньги", с 8 ноября по 12 декабря 2008 года АК "Татарстана" не оплачивала услуги по аэронавигационному, аэропортовому и наземному обслуживанию. В "Кольцово" сообщили, что авиакомпания "Татарстан" предоставила график погашения задолженности, в связи с чем аэропорт отказался от взыскания процентов за просрочку платежа.

Сейчас руководство АК "Татарстан" ведет переговоры о заключении мирового соглашения с "Бегишево" на таких же условиях, что и с аэропортом "Кольцово", пишет еженедельник "где Деньги".

Как сообщает издание, АК "Татарстан" уже на протяжении нескольких месяцев не оплачивает "Домодедово" услуги daily-check. В связи с этим московский аэропорт в ближайшее время собирается подать в суд на "Татарстан", требуя оплаты своих услуг. По неофициальным данным, не исключен даже отказ от обслуживания татарстанских "Боингов", что автоматически сделает невозможным их эксплуатацию.

ЭТИ ДОРОГИЕ "БОИНГИ"…

Руководство авиакомпании "Татарстан" предполагало поправить свое финансовое состояние с помощью более экономичных самолетов иностранного производства. Однако надежда на взятые в 2008 году у болгарского АО "Химимпорт" в лизинг два "Боинга-737-500", не оправдалась.

Справка

ОАО "Авиакомпания "Татарстан" создано в июле 2000 года на базе одноименного ГУП. Уставный капитал — 81,23 млн. рублей, 100% акций принадлежат правительству республики. По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Татарстана на февраль 2009 года, авиапарк АК "Татарстан" включает 2 Boeing-737-500 (1990-1992 годов выпуска, износ 48-50%), 5 Ту-154, 6 Як-42, 4 Ту-134 (износ у всех 60-78%) и один CL-604 (салон, износ 10%). На начало 2008 года активы АК оценивались в 964,3 млн. рублей.

Ежемесячные лизинговые отчисления болгарам составляют порядка $170 тыс. за каждый "Боинг". Еще около $100 тыс. ежемесячно авиакомпания "Татарстан" должна выплачивать аэропорту Домодедово за ежедневную проверку и гарантийное обслуживание каждого "Боинга-737-500" (компания-производитель требует осуществлять ежедневную проверку daily-check самолетов в сертифицированном центре. Ближайший от Казани такой центр — международный аэропорт "Домодедово").

По словам представителей авиакомпании "Татарстан", для того чтобы свести разницу между доходом от эксплуатации и расходом на содержание "Боинга-737-500", его ежемесячный налет должен составлять в среднем 208 часов. Реально же налет составляет не более 120 часов в месяц. Более того, один из "Боингов" уже длительное время не эксплуатируется из-за выхода из строя бортового компьютера (его замена обойдется в $98 тыс.).

Сложная ситуация складывается и с обслуживанием отечественных самолетов АК "Татарстан". 3 марта в международном аэропорту "Казань" совершил вынужденную посадку принадлежащий ей самолет Як-42, который совершал рейс Казань — Москва ("Домодедово"). По словам руководителя татарского межрегионального территориального Управления воздушного транспорта Росавиации Шавката Умарова, во время выполнения рейса экипаж самолета обнаружил повышенную вибрацию двигателя. Сейчас специалистами Татарского управления государственного авиационного надзора проводится расследование.

А с 9 марта у одного из шести самолетов Як-42 закончилась гарантия на шасси. Средств на их замену нет. По правилам, в случае если у каких-либо комплектующих воздушного судна истекает гарантийный срок, они подлежат обязательной замене. В противном случае самолет запрещается эксплуатировать.

Аналитики считают, что банкротства АК "Татарстан" в ближайшей перспективе удастся избежать. В этом заинтересован владелец компании — правительство Татарстана. Однако если ситуация кардинально не измениться, авиакомпания пройдет "точку невозврата", после которой ничто уже не спасет ее от банкротства — АК "Татарстан" просто не на чем будет летать.

БИЗНЕС Online