МЭРИЮ ОЦЕНИВАЮТ ПО УРОВНЮ КОМФОРТА ГОРОЖАН

Деятельность мэра Казани Ильсура Метшина нельзя оценивать однозначно: есть в ней и плюсы, и минусы. Несомненная заслуга мэра в том, что в Казани пройдет Универсиада и под это выделяются деньги. Благодаря этому город становится краше, приводятся в порядок имеющиеся спортивные объекты и строятся новые, ведется озеленение, возрождается традиция субботников по уборке дворов и улиц. Много внимания уделяется пиару города, проводятся массовые праздники, организуются различные концерты.

Словом, сдвиги есть. Но горожан раздражает, что средства расходуются нерационально и, самое главное, в авральном порядке, вследствие чего качество выполненных работ вызывает сомнения. Пример тому – безымянная еще дорога, от «эфировского» кольца до магазина «Метро», которую сделали к Универсиаде год назад: прошло всего ничего, а она уже вся в «волнах». Не знаю, городские подрядчики ее строили или республиканские, но ведь жителям это и неважно. По их мнению, раз что-то не так делается в Казани, значит виноват мэр. Обидно, конечно, мэру, когда ему выписывают обратный билет, но ведь и люди на площади по-своему правы. Для них не амбициозные проекты важны, а убеждение, что об ИХ комфорте, ИХ повседневной жизни власти заботятся.

Во время очередной поездки в Москву общался с москвичами. Они оценили, что мэр Москвы Сергей Собянин, в отличие от Юрия Лужкова, занимается развитием инфраструктуры для комфортного проживания москвичей: парковками в центральной части столицы, массовым строительством развязок и эстакад. Сейчас в Москве при строительстве развязок, как во всем цивилизованном мире, делают обводную дорогу, по качеству не отличающуюся от основной.

РАДАРЫ СТОЯТ ТАМ, ГДЕ УДОБНО СОБИРАТЬ С ВОДИТЕЛЕЙ ДЕНЬГИ, НО НЕТ НОРМАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПЕРЕКРЕСТКАХ

Одна из проблем города состоит в том, что пора менять красные автобусы. У них и срок эксплуатации вышел, и претензий к их работе хватает. Например, интервал в 5 минут между прибытием автобусов на остановку, который обещали горожанам, не выдерживается. Автобусов по-прежнему ждут по 20 - 30 минут, а порой и час.

Вроде бы доброе дело – выделить полосы для общественного транспорта, но ведь надо соображать, на каких улицах это возможно, а на каких – не получится. На узких улицах, где от силы две полосы движения, все равно никто с этим считаться не будет. Да и функция ГИБДД, к сожалению, сегодня сводится в основном к сбору штрафов, а не к улучшению дорожного движения. Радары стоят там, где удобно собирать с водителей деньги, но при этом отсутствует нормальное регулирование на перекрестках. Служба ГИБДД, может, и федеральная, а претензии у горожан – все равно к мэру, это же в его городе происходит.

Парковки строятся, но мало кто знает где именно. Зато машины, оставленные в неположенных местах, исправно эвакуируют, и для водителей головная боль – получить их назад. А поскольку это делается ежедневно, то ежедневно несколько десятков тысяч рассерженных горожан кроют мэра и мэрию на все корки.

ОСТАНОВКИ С МИНИМАРКЕТАМИ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ

Представители бизнеса, в свою очередь, возмущены ликвидацией всех киосков в Казани. Спору нет, это процесс неизбежный, его надо проводить, но нужно предлагать альтернативу. Если мы закрываем киоски, нужно вместо них строить магазины. Большая ошибка – и то, что в 2007 году доверили московским рекламным компаниям устанавливать на остановках остекленные конструкции. На многих остановках эти стекляшки уже разбили. А вот если бы на остановках ставили минимаркеты, толку, может быть, было бы больше. Минимаркеты работают круглосуточно, значит, на остановке было бы более безопасно, кроме того, их хозяева следили бы за чистотой и порядком, и, наконец, дожидаясь автобуса, можно было бы приобрести в этих магазинах разные мелочи. Кстати, у нас в городе мало остановок, возле которых имеются «островки» для общественного транспорта. Чаще всего автобусы и троллейбусы останавливаются на дороге, мешая прочим водителям и создавая напряженную обстановку. «Островки» можно было бы обустроить без участия бюджета с помощью владельцев минимаркетов.

Сейчас город пытается заставить представителей малого бизнеса заниматься благоустройством территории, прилегающей к домам, где расположены их магазины или офисы. Администрация в этом вопросе не права. Во-первых, некие местечковые акты могут идти вразрез с федеральными законами. Во-вторых, с какой стати арендатор или собственник офиса должен благоустраивать муниципальную собственность? Это задача бюджета и города, которому предприниматель платит налоги. Помещения арендуют много моих знакомых, и с них требуют плату за то, что муниципалитеты сделают тротуары вдоль дороги, посадят цветы. Таких офисов и магазинчиков много, и столько же можно получить недовольных действиями городских властей.

МАССА ПРЕТЕНЗИЙ К РЫНКУ РЕКЛАМЫ

Столь же болезненная проблема – ликвидация рынков. Конечно, блошиные развалы в городе закрывать надо, но подходить к этому нужно разумно, исходя из удобства горожан. Люди привыкли покупать товары первой необходимости неподалеку от дома, а когда всех рыночных торговцев вышвыривают за город, туда не наездишься. На рынки люди ходят чуть ли не ежедневно, между делом, вместо этого ехать за мелочевкой под Зеленодольск – это издевательство. В каждом районе есть пустующие производственные помещения, почему нельзя их использовать под торговые ряды? На это даже денег не надо, просто собственнику сказать: ты организуешь тут новый рынок, а мы закрываем действующий. Прежде всего, принимая решения, нужно думать о комфорте горожан. А у нас городские власти рассуждают так: мы сделаем, как нам надо, а будет казанцам комфортно или нет – вопрос второй.

Масса претензий к рынку рекламы. Без учета доходности бизнеса у нас требуют, чтобы реклама на улицах непременно была неоновой и светодиодной. Иной раз фирма в год столько не заработает, сколько у нее просят за рекламу. Никаких резонов при этом не принимают. Позиция простая: не можете таких денег заработать, переезжайте во дворы! Но ведь все эти люди – собственники, налогоплательщики, они хотят, чтобы с ними считались, и имеют полное на это право.

ЖИЛЬЯ НЕ ХВАТАЕТ, НО ДОМА ЛОМАЮТ

Есть проблемы и со строительством. У города нет четкого плана застройки. При этом часто тормозят строительство, не дают на него разрешения, меняют назначение застраиваемой территории. Я курирую одно предприятие, которое имело согласованный план застройки жилыми домами высотой 18 этажей. Прошло два года, у исполкома изменился взгляд на будущее этой территории: говорят, стройте дом в три-четыре этажа. Но в Кировском районе дорогого жилья по определению не предполагается. Строить трехэтажный дом можно только себе в убыток. И что же? Собственник принимает решение строить на этом месте ангары под торговые ряды. А городу что нужно? Жилье. И такие казусы, вызванные недальновидными решениями, случаются сплошь и рядом, что тоже вызывает недовольство.

А чего стоит «война», которую город затеял с собственниками многоквартирных домов или таунхаусов! Так уж повелось, что зачастую на одном участке живут несколько семей, обычно родственных. Так теснятся они не от хорошей жизни, а потому что непросто получить землю под строительство. Зачем ограничивать человека, если он хочет строить еще один дом на своем участке? Правильно, что город сносит многоквартирные дома на частных участках, но неправильно, что он не дает строить еще один дом для расширяющейся семьи. Скажем, почему на отцовском участке сын не может поставить дом для своей семьи? Если бы в городе даже были излишки доступного жилья, все равно сносить дома, в которых уже живут люди, не только непростительная роскошь, но и непростительная глупость. В интернете народ этому дивится: жилья у многих нет, а дома сносят. Опять же дом не один год строился, почему не запретили строительство вовремя? Есть же люди, которые за это отвечают, с них и спрос. Да и с высотным строительством не все ладно, сколько строительных компаний ушло из Татарстана туда, где и денег больше платят, и не мешают работать.

ЗА УК НУЖЕН ГЛАЗ ДА ГЛАЗ

За работой управляющих компаний в сфере ЖКХ нет никакого контроля. Что они только ни творят – смотришь счета за квартиру и руками разводишь. Цифры с потолка взяты. Один родственник показал счет: за уборку двора – 300 рублей. В доме 200 квартир, умножаем 300 рублей на число квартир, получается 60 тыс. рублей. И где же вы видели счастливого дворника, который столько зарабатывает? Смету жильцам никто не предоставляет.

А еще казанцев раздражает, что капремонт ведется медленно, и качество его не улучшается. Подрядные организации меняют названия, но суть дела от этого не меняется. УК у нас вроде бы независимые, но администрация все же не должна допускать такого беспредела.

Когда я в 2007 году был главой Кировского района, взял на себя ответственность и сделал капремонт крыш ряда школ района полимерным профлистом вместо «оцинковки», зелененькие такие листы. Срок службы этого материала – 25 лет. Помню, тогда немало нареканий за это получил. К своему удивлению вижу: сделали ремонт в школе на Аракчинском шоссе (школа №8) в 2012 году – заменили полимерный профлист на оцинкованный. ЗАЧЕМ? И куда дели то, что 25 лет служить должно? При Сталине за это бы...

ВЕРНУТЬ РАЙОНАМ ИХ БЮДЖЕТЫ

Как улучшить ситуацию в Казани, надо серьезно думать. Может быть, отчасти можно проблему решить тем, что вернуть районам их бюджеты. Задача глав районов – обеспечить комфортное проживание граждан на территории района, а рычагов и полномочий у них нет. Они сметополучатели. В лучшем случае могут распределить те деньги, которые им прислали из горисполкома. Раньше глава района мог реально помочь предпринимателям, скажем, сдать в аренду площади менее 150 метров, теперь за этим нужно идти в мэрию. Как же главе района после этого обращаться с просьбой к предпринимателям помочь в озеленении или благоустройстве, чтобы проигнорировали? Может, и районы зря объединили. Да, централизация делает управление более прозрачным. Но зато решать проблемы больших территорий намного сложнее. Понятно, что не все зависит от чиновников, но крайними в глазах горожан все равно будут они.

Надо учитывать и то, как меняется ментальность казанцев. Для власти это проблема №1. На смену молчаливому согласию, боязни и уважению к начальству приходит противостояние, где-то скрытое, где-то явное. Люди порой поступают просто назло властям. Негатив, вызванный перечисленными мною причинами и не только ими, накапливается и, боюсь, со временем может перейти в социальный взрыв. Люди устали от неустроенности городского быта, потому и выходят на улицу, выражая, таким образом, свое отношение к ситуации в городе и к власти в целом.

Александр Сергеев