ПЛЮСЫ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА
Советский период в истории Татарстана, как бы его не критиковали, предоставил ряд возможностей для развития республики. В экономике появилась нефтяная промышленость. которая сегодня является ведущей отраслью. На ее базе выросли нефтехимические, химические предприятия. Появилась авиационная промышленность и многочисленные предприятия машиностроения. КамАЗ стал ведущим предприятием страны, таковым он остается и в XXI в. Вместе с появлением новых отраслей укрепились вузы, а также научные институты. Татарстан из полуаграрной республики стал индустриальным регионом. За советский период был преодолен перекос в профессионально-квалификационной структуре населения. Практически во всех сферах жизни из татарской среды выросли высококвалифицированные специалисты. Это положительно сказалось впоследствии, в годы перестройки, когда межнациональные отношения были довольно напряженными.
Конкуренция при продвижении по служебной лестнице не приобрела политического характера, и главным фактором при отборе кадров стал рассматриваться профессионализм.
Несмотря на то, что татарская интеллигенция пострадала в годы репрессий 1937 г., а затем потеряла многих талантливых людей во время Великой Отечественной войны, татарский народ сумел воспитать новое поколение интеллектуалов. Появились замечательные ученые, писатели, композиторы, артисты, художники. Старшее поколение, успевшее в 20-е гг. пожить в условиях обреченной демократии, передавало дух свободы молодым, и во многом это стало той духовной пищей, которая проявилась в годы перестройки.
В МОСКВУ ЗА ПРОДУКТАМИ
Вместе с тем советский режим сдерживал потенциал республики. Автономный статус Татарстана рассматривался населением как явная несправедливость. Инфраструктура не развивалась. Не было дорог, газификация охватывала только города, строительство жилья было минимальным. Ветшал жилой фонд. Полки в магазинах были полупустыми. Доходило до того, что люди ездили в Москву, чтобы привезти продукты питания, которые они сами же производили. Этот разительный контраст между уровнем жизни в Москве, Киеве, Минске, Алма-Ате, Ташкенте, Бишкеке, не говоря уже о прибалтийских и закавказских республиках, и советской «глубинкой» сказывался на настроениях людей.
Технология производства мирной продукции в СССР сильно отставала от Запада. Все силы были брошены на гонку вооружений. Милитаризация и монополизация экономики принимала угрожающие размеры, и Татарстан был включен в этот процесс, что больно сказалось при переходе на рыночные условия хозяйствования в 90-е гг. В сфере культуры существовала жесткая цензура. В директивном плане закрывались татарские школы, а сфера татарского языка свелась к бытовому уровню. Газеты и журналы регламентировались, радио- и телепередачи на татарском языке были жестко ограничены. Все это вместе взятое создавало негативное умонастроение.
ГЛАСНОСТЬ И СОЮЗНЫЙ СТАТУС
«Гласность» всколыхнула все советское общество. Москва и Прибалтика задавали тон. На уровне СССР лозунг «Иного не дано» захватил умы. В Татарстане главным стержнем была идея возрождения государственности. В конце 80-х - начале 90-х годов она была выражена в требовании придать Татарстану союзный статус. Всем казалось, что проблема заключена в ущербности автономии. Во многом это так и было, однако стремительное развитие событий показало, что союзные республики сами были недовольны своим статусом. Тогда стала доминировать идея суверенности республик.
Суверенитет в международном праве понимается довольно широко, хотя традиционно его связывают с независимостью. В Татарстане после длительных дискуссий, где разброс мнений находился между независимостью и сохранением существующего автономного статуса, нашли компромиссную формулу, которая впоследствии вошла в Конституцию Республики Татарстан. Основной закон РТ (ст. 1) гласит: «Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан».
Такая формула соответствует Конституции Российской Федерации, поэтому определение Конституционного суда (от 27 июня 2000 года, №92-0), по которому понятие суверенитета может применяться исключительно к Конституции РФ и не может относиться к республикам, было явно политизированным решением. В федеративном государстве полномочия делятся, а значит, существует «разделенный суверенитет».
ТАТАРСТАН ПРОБИЛ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В СОВЕТЕ ФЕДЕРАЦИИ
Первоначально в содержание суверенитета Татарстана входило и понимание республики в качестве субъекта международного права, но впоследствии в ходе острых дискуссий его исключили из официальных документов, хотя фактически РТ вела и продолжает вести активную международную деятельность на достаточно высоком уровне.
30 августа 1990 г. была принята «Декларация о государственном суверенитете Республики Татарстан». Декларация объявлялась вслед за принятием Российской Федерацией «Декларации о государственном суверенитете», где предусматривалось право народов «на самоопределение в избранных ими национально-государственных и национально-культурных формах» (п.4), что и стало основанием для принятия Татарстаном ряда конструктивных шагов и открыло возможность для выработки собственной политики.
В политическом плане перед республикой стояли несколько непростых вопросов, которые требовали своего решения. Во-первых, статус татарского языка; во-вторых, участие в «Союзном договоре» в качестве самостоятельного субъекта, наряду с РФ; в-третьих, выработка взаимоотношений с РФ на договорной основе. Декларация о государственном суверенитете РТ признала татарский и русский языки в качестве государственных. Такое решение было принципиально важным для татарского населения, хотя и вызывало возражения со стороны оппозиции. Компромисс состоял в том, что на политическом уровне была договоренность о том, что вместе с приданием татарскому языку статуса государственного одновременно будет инициирован переговорный процесс с союзным центром.
По предложению делегации Татарстана на съезде народных депутатов СССР удалось внести изменения в статье 71 Конституции СССР, которая признала, наряду с союзными республиками, членами нового Совета Федерации, и автономные республики.
Вопрос о форме участия Татарстана в разработке и заключении Союзного договора стал самым принципиальным. Российская Федерация настаивала на участии республик в рамках делегации РФ. У РТ была иная позиция, которая была выражена в Постановлении Верховного Совета Татарской ССР «О проекте Союзного договора». Пункт 2 содержал принципиальную позицию о том, что парламент республики: «В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г. и Законом СССР от 26 апреля 1990 г. «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации» заявляет о своей готовности выступить соучредителем Союза Суверенных Советских Республик, самостоятельно подписать Союзный договор и принять вытекающие из него высокие обязательства».
Такая позиция требовала урегулирования взаимоотношений с РФ.
ДЕМОКРАТЫ ПРОТИВ КОММУНИСТОВ
Политическая обстановка в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и других городах в начале 90-х гг. была весьма напряженной. Регулярно собирались многотысячные митинги, где требовали независимости Татарстану. Многие депутаты поддерживали такую позицию, о чем говорит факт принятия Постановления Верховного Совета Татарской ССР «Об Акте государственной независимости Республики Татарстан», в соответствии с которым было поручено «Кабинету Министров в месячный срок представить на рассмотрение Верховного Совета Татарской ССР анализ-прогноз изменения политико-правового, социально-экономического положения Республики Татарстан в результате принятия Акта о государственной независимости». Вместе с тем провозглашение независимости увязывалось с проведением всенародного голосования (референдума) «граждан Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан».
О серьезности политической ситуации говорит и факт принятия «Декларации о вхождении Республики Татарстан в Содружество независимых государств», где отмечается, что республика заявляет о вхождении в СНГ «на правах учредителя».
Политическая ситуация смягчилась благодаря переговорам между делегациями РТ и РФ, где были достигнуты определенные успехи. С большим трудом, но 15 августа 1991 г. был подписан Протокол по итогам консультаций, где были зафиксированы намерения о необходимости «ориентироваться на использование договорных форм регулирования отношений Российской Федеративной Социалистической Республики с Республикой Татарстан, учитывающих их приоритетные интересы без ущемления интересов других республик и Союза в целом». Это был первый документ в новейшей истории, подписанный между Москвой и Казанью, и он положил начало переговорам о заключении Договора о разграничении полномочий между сторонами. Важным этапом стало подписание 22 января 1992 г. Соглашения Правительства Российской Федерации с Правительством Республики Татарстан об экономическом сотрудничестве.
Для укрепления статуса республики трудно переоценить значение референдума, состоявшегося 21 марта 1992 г. С самого начала переговорного процесса между Центром и РТ, начавшегося 12 августа 1991 г., делегация РФ ставила вопрос о легитимности полномочий делегации РТ. В Москве шла активная борьба демократических сил с коммунистами, и Татарстан для многих политиков был неудобным и якобы недемократическим субъектом, продолжающим советские традиции. Обнаружилось явное недопонимание центром происходящих на местах процессов. На самом деле работа в республике велась в интересах населения, что и мог подтвердить референдум. Первоисточником права является народ, и мы обратились к нашему населению, чтобы сами люди непосредственно на основе свободного волеизъявления выразили свое отношение к принятой парламентом республики декларации о государственном суверенитете.
Взаимоотношения между Москвой и Казанью накануне референдума накалились до предела. Республику забросали плакатами и листовками с призывом голосовать против вопроса, вынесенного на референдум: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?»
ПРОТИВ РЕФЕРЕНДУМА
Все властные структуры в России в категорической форме выступили против проведения референдума. Нам было совершенно непонятно, почему и на каком основании нас пытаются лишить права советоваться с народом, причем в самой демократической форме.
Перед самым референдумом выступил Б.Н. Ельцин с обращением к населению Татарстана и призвал бойкотировать референдум. С призывом дружно поддержать вынесенный на референдум вопрос пришлось выступить мне. Напряжение росло. Дело доходило до того, что во все избирательные участки РТ Прокурором РФ было направлено предписание об уголовной ответственности в случае их открытия для голосования. Однако к утру в день референдума все из 2611 избирательных участков были открыты.
Итоги референдума показали, что за статус республики голосовали как татары, так и русские. Полученные результаты (62%) подтвердили существующее доверие населения к избранному президенту и депутатам. По итогам референдума не было возражений со стороны каких-либо политических сил или населения. Итоги голосования были приняты всеми, после чего в республике наступила межэтническая и в целом политическая стабильность. Организованно проведенный референдум с участием наблюдателей из РФ и международных организаций стал серьезным аргументом в ходе последующих переговоров.
Закрепление статуса республики путем всенародного голосования стало основой для разработки новой конституции Татарстана, которая была принята парламентом в 1992 г. Основной закон стал одним из базовых документов для подготовки проекта двустороннего договора.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ДОГОВОР
Переговоры шли с большим трудом и перерывами, поскольку каждая сторона искала дополнительные аргументы в свою пользу. В 1993 г. руководство центра предложило проект новой Конституции Российской Федерации, который обсуждался на Конституционном совещании. Президент РТ и Председатель Верховного Совета РТ обратились к Президенту РФ с предложением «о конституировании в Основном законе Российской Федерации положения о договорно-конституционных отношениях между Республикой Татарстан и Российской Федерацией - Россией». Однако официальный ответ не был получен. Делегация республики покинула Конституционное совещание, после чего начались двусторонние консультации по вопросу внесения поправок в проект Конституции РФ с тем, чтобы учесть позицию Татарстана, В результате, в Основном законе РФ появился весьма важный пункт (ст. 11 п.З), который гласит: «Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» [Конституция РФ, 1993].
В этой статье 11 для Татарстана была существенно важна фраза - «иными договорами», что открывало путь к заключению двустороннего договора. Конечно, впоследствии вокруг пункта 3 статьи 11 возникло много дискуссий, но на тот момент это было безусловной победой республики в отстаивании своих прав на самостоятельный голос при формировании федеративных отношений. Следует заметить, что в Конституции РФ была зафиксирована между народно-правовая норма о «равноправии и самоопределении народов», что укрепляло позиции делегации РТ.
Переговоры о заключении двустороннего договора приближались к завершающей стадии. Важным аргументом для заключения договора служило то, что республика в 1992 г. не подписала Федеративный договор в силу ряда причин. В частности, к тому времени у республики фактически прав было больше, чем предоставлял Федеративный договор, который по существу был обычным соглашением между центром и субъектами о разграничении полномочий. Последующие события подтвердили правоту позиции РТ - Федеративный договор реализовать не удалось и его довольно быстро забыли.
Вместе с тем Татарстану было необходимо войти в общее правовое поле России. 15 февраля 1994 г. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» был подписан. Ситуация сложилась так, что Федеральный центр также был заинтересован, против своей воли, в подписании Договора, потому что до его заключения в Татарстане не проводились выборы в Госдуму РФ, а также республика не была представлена в Совете Федерации России. Договор стал историческим документом и обозначил перелом в отношениях с федеральным центром. Двусторонние отношения стабилизировались и стали базой для успешного социально-экономического и культурного развития РТ.
БЕЗ ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ
Параллельно с политической составляющей в республике вырабатывалась концепция социально-экономического развития. Структурная перестройка экономики, необходимая для перехода к рыночной экономике, затруднялась наличием масштабного военно-промышленного комплекса. Кроме того, экономика РТ сильно зависела от цены на нефть, которая сильно колебалась, а потому было непросто выработать долгосрочную экономическую политику. Инфраструктура в РТ была плохо развита. Были также другие причины, препятствовавшие ускоренному переходу к рыночным отношениям.
«Шоковая терапия», объявленная правительством РФ, ставила под удар основное население республики и грозила людям обнищанием. Переход к рынку не должен был порождать негативное отношение к рыночной экономике и вызывать недоверие людей к руководству республики. Поэтому Правительство Татарстана избрало путь «мягкого вхождения в рынок», что означало контролируемую адресную социальную защиту населения, постепенную приватизацию под контролем государственных органов, сохранение контрольного пакета акций за государством в бюджетообразующих предприятиях. Самостоятельная политика Татарстана в период ваучеризации позволила избежать распродажу собственности республики за бесценок.
ПЕРЕЛОМ НАСТУПИЛ
Важнейшими задачами экономической политики стали приближение инфраструктуры к рыночным условиям, поэтому началось строительство дорог, газификация, телефонизация, ликвидация ветхого жилья, прокладка оптико-волоконной связи для Интернета и т.д.
Важнейшим фактором стабильной продовольственной обеспеченности в эти сложные годы стала политика сохранения сельскохозяйственного производства, постепенной приватизации сельскохозяйственных земель крупными татарстанскими компаниями.
Одновременно был взят курс на переход от продажи сырой нефти к ее переработке и в целом ориентация на развитие высоких технологий. Постепенно удалось расширить переработку нефти, развить нефтехимическую и химическую отрасли. Доля высокотехнологичной продукции в производственном секторе республики из года в год повышалась. Политика «мягкого вхождения в рынок» полностью себя оправдала.
Важнейшей составляющей постперестроечного периода стало развитие культуры Татарстана. Руководство РТ открыто объявило, что финансирование развития татарской культуры будет приоритетным, поскольку она пострадала в советский период больше, нежели русская культура. Русская часть населения РТ поддержала это мнение, что было важно с точки зрения сохранения межэтнического согласия. Открывались татарские школы и гимназии, учреждались новые газеты и журналы на татарском языке, появилось собственное спутниковое телевидение, что было важно для всех татар, проживающих в РФ и странах СНГ, татарский язык из разговорного стал государственным и неуклонно расширял сферу применения, включая Интернет, Татарстан наладил тесные контакты с татарским населением РФ и СНГ. Наряду с церквями, строились и восстанавливались мечети по всей республике. Была учреждена собственная Академия наук. Важным моментом развития сферы культуры стало изменение психологии людей, они не только почувствовали себя хозяевами республики, но также приобрели чувство гордости за успехи Татарстана.
Благодаря Договору 1994 г. республика смогла развивать внешние связи, координируя свою деятельность с Министерством иностранных дел РФ. Это позволило привлечь инвестиции в экономику, подняло авторитет Татарстана среди зарубежных стран. Казань превратилась в место проведения серьезных международных форумов и спортивных состязаний.
В результате принятых мер в политике, экономике, социальной сфере и культуре республика к концу XX в. стала одним из самых динамично развивающихся регионов РФ. Не случайно в начале XXI в. Казань называют третьей столицей России. Наступил перелом в историческом развитии республики, а потому период с начала 90-х гг. до начала XXI в. в полной мере можно назвать новой страницей в истории татарского народа и Татарстана.
Минтимер Шаймиев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 192
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.