Третий день подряд в ДК «Юность» проходит судебное заседание по делу крушения теплохода «Булгария», и второй день как потерпевшие – а таковыми признаны 184 человека – рассказывают удивительные истории своего спасения и своих родственников или в мельчайших деталях воссоздают день гибели своих детей, жен.
Впрочем, сегодня слушание началось с выступления адвоката гендиректора ООО «АргоРечТур» (компания-субарендатор теплохода «Булгария») Светланы Инякиной. Напомим, помимо нее на скамье подсудимых оказались старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления Госморречнадзора Ространснадзора Ирек Тимергазеев, бывший главный госинспектор этого же отдела Владислав Семенов и старший помощник капитана «Булгарии» Рамиль Хаметов. Адвокат Инякиной выразила недовольство работой гособвинителя, задававшего, по ее мнению, накануне наводящие вопросы, ответы на которые содержали негативную оценку главных обвиняемых. Судья Сергей Якунин приобщил заявлению к делу, отметив, что гособвинитель вправе спрашивать, какое наказание для подсудимых потерпевшие хотели бы услышать. Некорректности тут нет.
После чего к микрофону вновь стали выходить потерпевшие…
Одна из них – жительница Челябинска Танзиля Сейтгазова. Она рассказал, что на «Булгарии» у нее погибли сын и невестка, которая ждала ребенка.
«Помню, невестка загорелась: «Я никогда не каталась на теплоходе», – вспоминает Сеитгазова. – С сыном я разговаривала в последний раз 6 июля. «Мамулечка, мы часов в 11 - 12 приедем, не переживай, я приеду и все-все расскажу. Но… Невестку нашли в первый день, сына моего – на второй. Я думала, что мой сын выживет – он отличный подводный пловец, разрядник. Приехала на суд, чтобы услышать, как все происходило на теплоходе. А еще мне приснился сын. Во сне он сказал: «Мы отдохнули, а им, представляешь, всего 6 лет дают!»
УВОЛИЛАСЬ ИЗ 09 – НЕ МОГЛА ДИКТОВАТЬ НОМЕР ТЕЛЕФОНА РЕЧНОГО ПОРТА
Потерпевшая Лилия Салахиева стала одной из немногих потерпевших, заявивших суду свои исковые требования. Женщина оценила понесенный ею морально-материальный ущерб в 5 млн. рублей. В результате крушения теплохода погибла ее дочь, которая была на четвертом месяце беременности.
«Сейчас я не работаю. Раньше работала в справочной 09, но уволилась – мне было неприятно диктовать людям телефон речного порта, – рассказала суду Салахиева. – 25 июня 2011 года моя дочь вышла замуж. На момент крушения теплохода она была беременна, 16 недель. 10 июля муж моей дочери позвонил своей матери с «Арабеллы» и сказал, что не может найти Лесю (свою жену – прим. ред.). Он был в шоке, кричал – я так ничего и не поняла. Тело моей дочери нашли только 12 июня. Опознание проходило трудно – две матери «боролись» за тело. Дочку опознала сваха. У дочери была наколка на шее – маленький скорпион. Только по этой наколке мы ее узнали».
Оставшийся в живых зять, по словам Салахиевой, два раза нырял в поисках своей жены. В результате он спас 40-летнюю женщину и 7-летнего ребенка. Салахиева также рассказала, что предъявила исковые требования в отношении всех пятерых обвиняемых.
КАК ПОТЕРПЕВШИЙ СПАС ОДНОГО ИЗ ОБВИНЯЕМЫХ
Потерпевший Нияз Шарапов находился на «Булгарии» во время крушения.
«При посадке на теплоход в глаза бросился крен на правый борт, – рассказал он. – Видно было, что теплоход старый, но успокаивало то, что поездка была запланирована на один день и мы перенесем эти неудобства».
После этих слов Шарапов осекся, на его глазах заблестели слезы. Собравшись с духом, он продолжил.
«Кто-то из команды вышел из трюма: «Что происходит? Надевайте жилеты!» Я зашел в каюту и не нашел ни одного жилета. Время уходило. Когда я вышел в коридор, Хаметов из служебного помещения выкидывал жилеты. Они были детскими. Я одел на ребенка жилет, но закрепить лямки не смог – они были запутаны. Жилеты были старые, вроде из пенопласта. У команды «Арабеллы» были совершенно другие жилеты. Я сказал дочери держаться за меня, мы побежали на вторую палубу, чтобы прыгнуть в воду. От двери шла волна. Под водой я потерял ребенка. Я начал выплывать – дверной проем был надо мной. Когда я вылез, теплоход лежал на правом борту. Пришлось прыгать в воду. До ближайшего плота было метров 50. Я доплыл, оглянулся – теплохода уже не было».
Когда Шарапова спросили, помогал ли он кому-нибудь спастись, он дал отрицательный ответ. При этом в ходе дальнейшего допроса выяснилось, что мужчина не только поднимал детей и женщин на плот – так бы, по его мнению, поступил каждый, но и спас одного из подсудимых – старпома Хаметова. Участники процесса узнали об этом только тогда, когда сам Хаметов встал с места и громко произнес: «Почему вы скромничаете? Это герой. Я ходатайствовал о том, чтобы его наградили. Он спас мне жизнь!»
Оказалось, что Шарапов голыми руками разбил стекло иллюминатора и вытащил из западни старпома.
«Мы поднимали женщин и детей, которые не могли забраться на плоты. Когда я вылез на левый борт, в иллюминаторе увидел Хаметова. Вместе с кем-то я стал бить стекло руками и разбил его».
«Вы разбили его руками?» – удивился Якунин. По словам потерпевших, иллюминаторы не то что разбить – их было невозможно открыть без помощи членов экипажа во время круиза.
«Да, руками», – просто ответил Шарапов.
«Получается, вы спасли Хаметова, а не он вас?» – уточнил гособвинитель.
«Получается, так».
После этого в зале суда послышались смех и аплодисменты потерпевших, которые, впрочем, тут же прервал судья, попросив соблюдать дисциплину. Шарапов также не стал предъявлять исковые требования к подсудимым.
ЧУДОМ СПАСШИЙСЯ МАЛЬЧИК
Потерпевший Алексей Крайнов рассказал о том, что в поездку на теплоходе «Булгария» у него отправилась вся семья: жена, теща, дочь и сын, которому на тот момент было 10 лет. Спасся только мальчик. Крайнов до сих пор не понимает, как его сыну удалось спастись, и он не обсуждает эту тему, чтобы не травмировать мальчика.
«В поездку отправились теща, жена, дочь и сын», – голос Крайнова оборвался. Мужчина не смог сдержать эмоции и заплакал.
«Ничего, мы все прекрасно понимаем», – участливо произнес судья.
«Вернулся только сын. О происшествии я узнал по телефону – позвонили из линейного отдела речного порта в районе шести часов 10 июля. Сказали: «Ваш сын у нас». На вопрос почему они сказали, что судно затонуло. Сын прибыл на «Метеоре», не знаю почему. Я подробностей у него не спрашивал, чтобы не травмировать».
Крайнов рассказал, что созванивался с родными во время круиза, и ничего не предвещало беды. На теплоходе родные разместились на самой нижней палубе в трюмовой каюте на правом борту.
«Сын в этом году закончил 5-й класс. После трагедии мы разочек сходили к психологу, но каких-то комплексных лечений не проходили. Тема про «Булгарию» у нас табуированная, я не спрашиваю. На тот момент он еще что-то рассказывал, сейчас мы об этом не говорим».
«Как он спасся?» – спросил Якунин.
«С его слов, он видел, как тонули его мама и сестра, а сам он выплыл как-то. Он очень сбивчиво рассказал, было трудно что-то понять. Я до сих пор не знаю, как он выбрался. Знаю, что он выплыл, доплыл до какого-то плавсредства, потом до какого-то большого плавсредства. Я вовремя научил его плавать. Затрудняюсь сказать, что было потом. Я так и не понял, как он попал на «Метеор», на котором прибыл в Казань».
Якунин поинтересовался, есть ли смысл в допросе спасшегося мальчика, и предложил организовать беседу в режиме закрытого судебного заседания.
«Мне бы не хотелось этого. Он ответит вам не более чем я».
Продолжение суда состоится завтра. Планируется выслушать истории еще 9 потерпевших. Газета «БИЗНЕС Online» будет и дальше освещать подробности процесса.
Справка Двухпалубный дизель-электроход «Булгария» затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище в Татарстане в 3 км от берега. На судне в момент крушения находился 201 человек. Погибли 122 человека, спаслись – 79. Согласно данным следствия, Светлана Инякина фрахтовала «Булгарию» в Камском речном пароходстве с 2007 по 2009 годы, когда теплоход еще назывался «Украиной». Инякина, не имея лицензии, устраивала круизы на старом, технически неисправном судне, что привело к массовой гибели пассажиров. Инякина обвиняется в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ст. 238 УК РФ), нарушении правил безопасности эксплуатации внутреннего водного транспорта (ст. 263 УК РФ), нарушении правил охраны труда (ст. 143 УК РФ). Вместе с Инякиной обвиняемыми по делу о крушении проходят старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, который разрешил выход в рейс аварийному судну, бывший главный государственный инспектор Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Владислав Семенов, начальник Казанского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Ирек Тимергазиев, а также старший помощник капитана затонувшей «Булгарии» Рамиль Хаметов. Последний на днях был выписан из республиканской клинической психиатрической больницы, где проходил лечение в отделении неврозов. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.