СУД ЗА 10 МИНУТ

Вчера в Арбитражном суде РТ должно было состояться продолжение слушания громкого дела по иску ОАО «Генерирующая компания» к ОАО «ТГК-16 о признании сделки купли-продажи двух станций – казанской ТЭЦ-3 и нижнекамской ТЭЦ-1 – ничтожной.

На прошлом заседании развернулась настоящая битва между юристами противоборствующих сторон, каждая из которых доказывала собственную правоту. Кстати, в сегодняшнем заседании значительно поредели ряды интересантов и представителей сторон, ГК, к слову, вообще представлял один юрист. Почему – это стало понятно буквально через 10 минут после начала процесса.

Ожидалось, что и сегодня суд будет не менее жарким, поскольку каждая из сторон уже продемонстрировала свои козыри, оставалось уповать на тяжелую артиллерию. Однако, когда судья Илгиз Хасаншин спросил, имеются ли у представителей сторон ходатайства, встал юрист Генерирующей компании и заявил… отказ от иска. Хотя для сторонних наблюдателей это произвело эффект разорвавшейся бомбы, для юристов ТГК-16 заявление не стало новостью. По всей видимости, сторонам удалось все же договориться.

ЗАКРЫТЬ ПРОЦЕСС

После короткого совещания, судья вынес определение: «Отказ от иска принять, производство по делу прекратить». А также пояснил, какие наступают последствия от отказа от иска: повторные предъявление требований по этому же предмету не допускаются.

Таким образом, в деле «Генерирующая компании против ТГК-16» (а правильнее было бы сказать – госструктуры Татарстана «против ТАИФа») поставлена жирная точка.

Представители сторон – и ГК, и ТГК-16 – выглядели смущенными, и они, естественно, отказались комментировать газете «БИЗНЕС Online» такой исход дела. Но, как стало известно нашему изданию из собственных информированных источников, стороны договорились, не дожидаясь очередного раунда в суде, закрыть процесс, с условием, что ТАИФ компенсирует потери ГК.

ХОТЬ ШЕРСТИ КЛОК

Эту информацию подтвердили и в Генерирующей компании, которая вчера по горячим следам направила сообщение в адрес редакции «БИЗНЕС Online», которое мы приводим полостью: «ОАО «Генерирующая компания» 31 мая отозвала из Арбитражного суда иск к ОАО «ТГК-16» о признании сделок недействительными (ничтожными) и применении последствий недействительности ничтожных сделок. Это стало следствием того, что стороны достигли договоренности о внесении группой компаний «ТАИФ» в бюджет Республики Татарстан компенсации по условиям финансирования перекрестного субсидирования после перехода ОАО «ТГК-16» на прямые договоры с промышленными потребителями.

Средства, гарантом сохранности которых станет республиканский бюджет, в дальнейшем будут направлены на обеспечение надежности энергетического комплекса республики, увеличение мощности и сдерживание тарифа на энергоресурсы для населения».

В свою очередь, генеральный директор ОАО «ТГК-16» Рамиль Хусаинов, которому нам удалось вчера дозвониться, прокомментировал исход судебных разбирательств весьма оригинально: «На все воля Аллаха», - ответил он на все вопросы корреспондента «БИЗНЕС Online».

Стороны пришли к соглашению буквально в последние два дня, причем нашей газете сообщил источник в правительстве РТ: «Вы же понимаете, это не уровень генеральных директоров… И потом, такой шум поднялся вокруг этого дела…»

Напомним, что процесс перешел в публичную плоскость после того, как стало известно о исковых требованиях ГК к ТГК-16. Генерирующая компания подала иск в конце марта текущего года, до середины апреля дело лежало без движения. Суд стартовал 26 апреля, когда состоялось предварительное слушание. Что символично, в это же день состоялось собрание акционеров ГК «ТАИФ», где на вопрос газеты «БИЗНЕС Online» глава компании Альберт Шигабутдинов назвал иск ГК «громом среди ясного неба», и тут же поспешил заверить общественность: «Думаю, в скором времени проблема с Генерирующей компанией будет снята». В свою очередь, принимавший участие в собрании акционеров ТАИФа Рустам Минниханов также был вынужден прокомментировать судебное разбирательство частной компании и государственной: «Я сторонник того, чтобы мы всегда учитывали интересы каждой из сторон. Для меня и ТГК-16, и Генкомпания – я же не собственник – обе важны. Я президент республики, мне важно, чтобы они все работали. Я думаю, что они разумные люди. И если где-то какие-то интересы не учтены, они договорятся. А мы будем способствовать этому».

27 мая суд приступил к разбирательству дела по существу, именно в этом заседании стороны буквально мертвой хваткой вцепились друг в друга, отвоевывая каждая свою позицию, предоставляя суду все новые ходатайства, пояснения и объяснения.

Суд, обозрев массу документов, переданных сторонами, принял решение объявить перерыв в заседании, которое должно было состояться через три дня – 31 мая. Но, по всей видимости, эта битва титанов вышла за пределы местечковых разборок, и к делу решили подключиться высшие силы. В результате мы имеем то, что имеем: ГК отозвала иск, ТАИФ – посулил отступные.

ПЛЮС 3,5 МЛРД. ЗА ПЕРЕКРЕСТКУ

Отметим, что отступные (сумма в сообщении ГК не фигурирует), скорее всего, не те же самые средства, о которых заявляли представители ТГК-16 в суде, обозначив их как «добровольные пожертвования», договор, который был заключен между ТАИФ и минфином еще 20 сентября 2012 года. И это подтвердил наш источник в кабинете министров. Можно предположить, что речь идет о 3,5 млрд. рублей, недополученных ГК из-за перекрестки.

Судьба же «добровольных пожертвований» доподлинно неизвестна, в суде детали соглашения не раскрывались. Газета «БИЗНЕС Online» отправила запрос в госкомитет по тарифам РТ. Поскольку пресс-секретарь ТАИФа Дмитрий Неманов в этот исторический день для его группы оказался недоступен, в Генерирующей компании этот договор и в глаза не видели, а в суде было заявлено, что копия соглашения была направлена председателю госкомитета, издание посчитало необходимым обратиться в это ведомство с просьбой пояснить: на какие конкретно цели предусматривались пожертвования. В госкомитете по тарифам обещали подготовить ответ, но пока в адрес редакции пояснений не поступило. Однако наши источники утверждают, несмотря на то, что формулировка договора была составлена о «добровольном пожертвовании», по сути, речь не идет о благотворительности. К тому же, ТАИФ несколько скорректировал график перечислений, фактически перечислив, как утверждает наш источник, за 7 месяцев около 200 млн. рублей (напомним, вместо 4,5 млрд., как было заявлено в суде).

Таким образом, стоит предположить, что ТАИФ в рамках данного процесса согласился на фактическую компенсацию потерь Генерирующей компании, которые та понесла в результате ухода группы компаний на прямые договоры теплоснабжения.

Напомним, что ранее, комментируя исковое заявление ГК, ее генеральный директор Раузил Хазиев заявил: «Те убытки, которые понесла Генерирующая компания, должны быть возвращены. Эти средства необходимы, чтобы достроить парогазовые установки (ПГУ), снизить в Казани энергодефицит и обеспечить надежность теплоснабжения населения». Он также заверил, что если ТАИФ найдет в себе силы признать потери республиканской энергосистемы из-за действий группы компаний, и компенсирует убытки, то эта сумма будет размещена на депозите. Точно так же, как и средства, полученные от продажи станций.

Однако отметим, что в том же интервью, Хазиев заявлял, что и станции должны быть возвращены в лоно ГК. Но, видно, наверху рассудили иначе: богу богово, а кесарю кесарево.

Что-то подсказывает, что в этой истории, которая смело тянет на «процесс века» (политико-экономический), все-таки рано ставить точку. Непубличность договоренностей оставляет простор для любых домыслов, да и интриг тоже. В будушем. На кону слишком большая собственность, по крайней мере во владении и управлении ТАИФа, чтобы многие спокойно на нее смотрели. И залогом спокойствия и легитимности может стать только прозрачность, публичность и социальная ответственность капитала. Понимают ли это в нашей крупнейшей частной компании? Или кроме обид и желания замкнуться в себе, там ничего нет?

А пока вывод из всей истории можно сделать только один. Если верна версия, которую мы изложили (о возврате ТАИФом миллиардов в лоно бюджета), то Минниханов, формально оставаясь над схваткой, показал всем игрокам, во-первых, кто хозяин в республике, а, во-вторых, что государство в республике способно решать серьезные задачи, заставляя считаться с собой крупный капитал.