ОФИЦИАЛЬНО ОСТАЛАСЬ ПОЛОВИНА ИП

Пятый год подряд в республике перезапускается программа субсидирования бизнес-инициатив безработных граждан, стоящих на учете в центрах занятости. На открытие их бизнесов в кризисные 2009 - 2011 годы федеральный бюджет потратил 2,8 млрд. рублей, после чего финансирование самозанятости перешло на региональный уровень. 77 млн. рублей получили субсиденты в прошлом году – по 58,8 тыс. рублей на каждого, как и прежде. В этом году республика выкладывает по программе 75,7 млн. рублей, которыми планируется обеспечить 644 безработных. Сумма на открытие одного бизнеса, таким образом, удвоена: вместо 58,8 тыс. рублей за каждую попытку улучшить республиканскую статистику открытых ИП претендентам предложено уже по 117 тыс. рублей.

За четыре предыдущих года в Татарстане зарегистрировали свои фирмы почти 39 тыс. безработных, и еще 10 тыс. человек были заняты на новых предприятиях – за их трудоустройство предприниматели получали лишние порции денег. Стоит отметить, что условия программы требовали вложений и от самих субсидентов, правда, минимальных – по 10% от суммы проекта.

Деньгами начинающие предприниматели распорядились в соответствии с планами федерального минтруда. 65% оплаченных проектов были посвящены рекомендуемому центрами занятости фермерству – разведению скотины, кроликов и птицы, а также устройству пасек и выращиванию овощей. 19% субсидентов, по данным минтруда РТ, пошли в услуги – транспортные, социальные, строительные и жилищно-коммунальные. Общепиту, торговле и ремонту автомобилей посвятили себя 12% участников программы. Оставшиеся 4% безработных занялись обрабатывающим производством. Половина открытых за четыре года ИП к сегодняшнему дню прекратили свое существование – и это только по официальным данным минтруда РТ, в проверке которых корреспонденту «БИЗНЕС Online» отказали: предоставить адреса работающих ИП не позволил сотрудникам министерства федеральный закон о персональных данных.

СКОТИНУ СЪЕЛИ, ПРОИЗВОДСТВА ЗАКРЫЛИ

Между тем ежегодно с наступлением периода отчетности по деятельности открытых предприятий в муниципальных СМИ проходят волны негатива: деньги тратятся нецелевым образом, предприниматели не могут отчитаться за полученное. К примеру, челнинским центром занятости только за прошлый год в суд были направлены 312 исков в отношении субсидентов, не выполнивших условия договора. По данным биржи труда, вместе с пени и штрафами несостоявшиеся челнинские бизнесмены в 2012 году задолжали государству 42 млн. рублей. За четыре года в городе было «освоено» 6,8 тыс. субсидий – почти 400 млн. рублей.

В Нижнекамске, по словам начальника управления торговли исполкома города Алексея Родионова, из ранее открытых предприятий остались не более 10%. Практически полностью свернулось субсидированное сельское хозяйство, из производственных предприятий выжили только те, кто догадался скооперироваться по 10 - 12 человек, пропорционально преумножив размер государственного участия в своем бизнесе.

Однако при всем при этом бюджет до сих пор гораздо меньше терял на несостоявшихся субсидированных бизнесах, чем может показаться. Сам механизм программы отчасти перерабатывал традиционную материальную помощь безработным в новую форму: в рамках субсидии люди получали за один раз то, что государство и так им платило в качестве пособия по безработице, только в течение года. Размеры субсидий 2009 - 2012 годов соответствовали максимальному пособию по безработице за 12 месяцев. Однако теперь с удвоением субсидии бюджетные траты по программе становятся существеннее, ведь размер пособия по безработице уже пятый год остается на одном уровне: минимум – 800 руб., максимум – 4,9 тыс. рублей.

Как пояснили газете «БИЗНЕС Online» в минтруда РТ, решение об удвоении размера субсидий было принято в конце апреля. С увеличением страховых взносов для ИП с 1 января 2013 года в два раза – до 35,6 тыс. рублей – прежней суммы не хватит ни на какой, даже самый гениальный бизнес-план. Оказавшись перед выбором между свертыванием программы и увеличением размера субсидий, республика предпочла второй вариант. Самые оперативные претенденты на государственную поддержку уже обивают пороги центров занятости, вооружившись проектами, деньги начнут раздавать в ближайшее время.

ПОСЛЕ СУБСИДИИ МОЖНО ПОПРОСИТЬ И ГРАНТ

Верным ли путем идет республика, продолжая выделять деньги? Своим мнением по этому вопросу поделилась с корреспондентом газеты «БИЗНЕС Online» замминистра труда Клара Тазетдинова.

17984.jpg
Клара Тазетдинова

– Год от года количество закрывшихся ИП из числа субсидированных становится все меньше. Поэтому, несмотря на продолжающиеся в муниципалитетах суды, программа самозанятости все-таки показывает положительные тенденции, – считает Тазетдинова. – По нашим данным, за четыре года закрылись 44 процента предприятий, причем наибольшая доля закрытий приходится на 2009 год. В первый год работы программы закрылись около 75 процентов ИП, и это объяснимо объективными факторами. Большинство субсидий ушло в сельское хозяйство, а в тот год была засуха, она помешала людям освоиться на земле. Из открывшихся в 2011 году на сегодня продолжают работать почти 70 процентов ИП, а субсиденты 2012 года пока работают все.

Самыми популярными, по словам Тазетдиновой, из заявленных в проектах услуг до сих пор являлись автосервисы, парикмахерские, швейные мастерские. Швейное производство оказалось и самым живучим, благодаря стабильному спросу на портновские навыки. Закрепились и некоторые более сложные предприятия, например, частные детские сады. Очевидно, благодаря дефициту дошкольных учреждений.

Тазетдинова обратила внимание корреспондента «БИЗНЕС Online» на то, что, взяв субсидию на старте, предприниматели получили возможность участия и в грантовых программах. Часть бывших безработных, по словам замминистра труда, ею воспользовалась – кто-то по линии минсельхоза, кто-то по линии АИРа.

ВЗЯЛ ДЕНЬГИ НА БИРЖЕ – ПЕРЕДАЙ В ПФР

К сожалению, не получив у организаторов самозанятости контактов работающих ИП, проверить официальную информацию в поле оказалось достаточно сложно. Держит ли минтруда адреса предприятий в тайне, опираясь на законодательство, или по иным причинам, но сами получатели субсидий не разделяют их оптимизма, опираясь на опыт свой и своих коллег. Так, индивидуальный предприниматель Алексей Ястребов из Набережных Челнов вынужден закрыться на третьем году работы и считает, что долго протянул с этим:

– Я открывал точку по ремонту и изготовлению ключей в 2010 году. Купил один станок за 40 тысяч и минимум материала. Своих денег вкладывал немного, несколько тысяч. Защититься было не трудно. Сотрудники центра занятости читали бизнес-план, задавали по несколько вопросов каждому. Спрашивали в первую очередь про собственные деньги – есть ли они. Спрашивали насчет помещения. У меня вопросы с арендой были решены заранее, поскольку я уже занимался бизнесом и открывал дополнительный. Поэтому у меня была уверенность в своих перспективах, отсеивали же тех, кто больше волновался на защите. Благодаря имеющемуся помещению и отказу от найма работников мне и удалось продержаться дольше других.

Для большинства закрывшихся непреодолимым барьером стали отчисления в пенсионный фонд. Ты еще не развился, а тебя уже душат налоговая и пенсионный – ты просто не успеваешь поставить бизнес. Большинство отчитались и закрылись именно из-за этого. Если нацеливать программу на результат, начинающим предпринимателям нужны льготы от пенсионного фонда. Сейчас я закрываюсь по той же самой причине – слишком давят пенсионные отчисления, сильнее, чем налоговая. Платить невозможно. На самом деле я бы закрылся еще в прошлом году, но не получалось отчитаться – не сделал некоторые вещи вовремя, из-за этого мне предъявили судебный иск. Тут уж я сам виноват.

ЗАЯВЛЯЛИСЬ ИЗВЕСТНЫЕ ПРОХОДИМЦЫ И ПОЛУЧАЛИ СУБСИДИИ

Скепсис более опытных предпринимателей, никогда не стоявших на бирже труда, гораздо жестче. В методах поддержки бизнеса, реализуемых через центры занятости, бизнесмены видят скорее необоснованные растраты бюджета, чем реальную помощь населению.

Эдуард Ямченко – индивидуальный предприниматель, торговля продуктами питания:

– Моя оценка такой меры поддержки – «ха-ха». Сам я никогда подобными предложениями не пользовался, потому что 90 процентов тех, кто берет субсидии на открытие дела, рассчитывают на этом просто нажиться, ни имея никаких реальных планов на открытие. Иначе и быть не может, потому что 120 тысяч – это смешно.

Допустим, человек получает эти деньги. Если дело приносит в месяц 10 процентов от вложений, то это хорошо, но возьмем 15 процентов – это 18 тысяч. Из них надо 3 тысячи отдать в пенсионный фонд. После аренды места и налогов остается тысяч 10. Плюс к этому надо сдавать отчетность, то есть нанимать бухгалтера. Что остается? Ничего. Смысла от этой помощи никакой. Говорить о бизнесе можно было бы, если бы давали полтора миллиона.

Пару лет назад эти субсидии брали опытные люди, со своими ИП. Они набирали человек 10 родственников, забирали в десятикратном размере эти деньги, прокручивали на своем бизнесе, а по заявленному бизнес-плану потихоньку в ноль выводили. Это просто такой беспроцентный кредит. Я скажу так: кто не может скопить 120 тысяч, тому они и не помогут. Это программа ни о чем.

Максим Сперанский – председатель ассоциации мебельщиков РТ, гендиректор ООО «Синтекс-2»:

– Я не сторонник того, чтобы деньги раздавали просто так. Лучше дать кому-нибудь 12 миллионов под реальный проект, чем размазывать капитал тонким слоем. Наверное, какой-то бизнес на эти деньги и можно организовать, например, пирожки печь или сосиски жарить. Но лучше бы сконцентрировались на нескольких более дорогостоящих проектах.

Как сказал наш начальник управления торговли Алексей Родионов, у нас в Нижнекамске остались не больше 10 процентов предприятий из открывшихся, фермеры не смогли отчитаться, а из производственников выжили только те, кто объединился в группы по 10 человек. Если бы одному предпринимателю дали те же деньги, что десяти договорившимся между собой получателям, он бы так же открылся и один. Так зачем людей-то мучить, заставлять по 10 бизнес-планов писать? Кроме того, понятно же, что раздавать деньги должны муниципальные управления, экономические отделы, а не центры занятости. Или в экспертную группу должны входить предприниматели и представители администраций. Потому что у нас были примеры – заявлялись люди, о которых все знали, что это проходимцы, и все равно субсидии им давали. Лучше бы поддерживали тех, у кого бизнес уже есть, или отдавали им приоритет перед начинающими.

А вообще, непонятно, зачем нужно было повышать налоговые ставки, чтобы все закрылись, а потом эти деньги раздавать направо и налево. Странная экономическая политика. У нас за 500 тысяч уголовное дело на предпринимателя заводят, а государство миллиардами разбрасывается, и ничего. По-моему, программа в ее нынешнем виде – это налоговое преступление.

ВСЯКАЯ ПРОГРАММА ХОРОША, НО…

Иван Шигин – заместитель председателя правления ТПП Закамья, гендиректор ООО «Идея комфорта»:

– Я считаю, что любая программа хороша и должна работать. Но при отборе получателей нужно организовать хороший контроль. В комиссии должны сидеть опытные действующие предприниматели. Я бы также организовал комиссию непостоянного состава так, чтобы, например, каждый месяц предприниматели в комиссии менялись, чтобы не было застоя. Из отдела по поддержке предпринимательства тоже обязательно кто-то должен быть. Вообще сначала, я думаю, все это должно проходить через отдел или через ТПП в целях четкого контроля. Можно было бы и выездную комиссию создать, чтобы раз в полгода проверяла получателей.

Но 117 тысяч – это маловато. Сумма была бы нормальной, если бы убрали пенсионный налог, а так эти деньги предпринимателю мало что дадут. Не знаю, что на них можно сделать… наверное, квасом торговать можно. Прокат лыж или велосипедов открыть. Или скотину завести… Вот 600 тысяч был социальный грант – это нормально. Стоило бы уменьшить количество субсидий, увеличить их размер и организовать жесткий контроль с перспективами уголовного дела.

Ольга Трифонова – директор по приволжскому федеральному округу рекрутинговой компании «Бигл»:

– На 120 тысяч рублей можно открыть бизнес по следующим направлениям – бухгалтерский аутсорсинг, юридическое сопровождение, клининг, ремонт обуви, фотография, пошив, изготовление сувениров и аксессуаров, кулинария и доставка пищи. Также этой суммы вполне может хватить для того, чтобы заниматься интернет-продажами, дистрибуцией и перепродажами с небольшой прибылью, особенно сезонного товара.

Подобная правительственная инициатива – это шаг навстречу системе развития малого бизнеса. Если учесть мнение наших соискателей, то, судя по всему, желающие открыть собственный бизнес всегда были, есть и будут.

Конечно, 120 тысяч рублей для запуска глобального проекта сегодня недостаточно. Затраты на аренду помещения, лизинг оборудования, рекламу, закупку сырья либо партии товара обойдутся в существенно большую сумму. Но в данном случае важна сама идея – возможность занятости граждан и поддержки на этапе старта. Даже при отсутствии личных сбережений и основных средств, можно уложиться в предоставленные государством деньги для организации малого бизнеса. А при наличии цели, интеллекта, смелости и силы воли – результат не заставит себя долго ждать.

НАДО КОМПЕНСИРОВАТЬ НАЛОГИ, А НЕ ПЛОДИТЬ ПРОБЛЕМНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Денис Марганов – руководитель проекта Chelny-Biz.ru:

– Насколько я понимаю, увеличение субсидии связано с ростом налоговой нагрузки. На самом деле это немножко бредовый момент. У центра занятости много неисполненных обязательств по подобному субсидированию – люди брали по 60 тысяч, но сделать на эти деньги ничего не могли. И на 120 тысяч не смогут. Во-первых, безработные ничего в бизнесе не понимают. Человек откроет какой-нибудь ларек по продаже овощей, столкнется с конкуренцией и закроется. Потом год должен будет платить налоги и отчитываться. Никто же не объясняет толком, что эти 120 тысяч должны вернуться в казну в виде налогов. Второй момент – у центра занятости очень слабо поставлен отбор бизнес-планов. Мои коллеги рассказывали о прошлой подобной программе, что за этими субсидиями стояли даже бабушки. Я сомневаюсь в серьезной защите проектов и в этом году – в комиссии вряд ли будут действующие предприниматели. Я бы, например, в комиссию не пошел, потому что плохо себе представляю проект на 120 тысяч рублей.

На мой взгляд, надо субсидировать предприятия, которые существуют уже больше года. Компенсировать им налоговую нагрузку, а не плодить проблемных предпринимателей, которые потом начнут ходить по госорганам и заявлять о своих правах.

У меня один из товарищей брал деньги по этой программе, он открывал велопрокат, но у него был уже опыт и свои деньги. И есть у меня коллеги, которые пишут бизнес-планы под подобные программы. В прошлый раз через программу проходили бизнесы вроде ремонта обуви и других бытовых услуг.

Руслан Галиев – индивидуальный предприниматель, сеть велопрокатов «Велокайф»:

– Я никогда не пользовался такими вещами. За 120 тысяч можно открыть разве что обычное «купи-продай»: возить одежду или спортинвентарь, или еще какую-нибудь мелочевку. Правда, прокат велосипедов мы изначально открывали еще дешевле в 2009 году. Сегодня какой-то прокат, наверное, тоже можно открыть за 120 тысяч, хотя не в Челнах. У нас в этом году приняли решение о едином стиле велопрокатов, и этот стиль стоит минимум 150 тысяч на каждую точку.

Елена Машкова – директор Камского центра социальных и бизнес-технологий «Развитие»:

– На эту сумму, к примеру, можно открыть маленькую швейную мастерскую, ларек, где будет одна-две швейных машинки, или же точку, занимающуюся ремонтом. Также приходит в голову создание мини-пекарни. Вероятно, на это дело уйдет порядка 70 тысяч. Оставшуюся сумму можно вложить в развитие своего проекта. Если человек захочет найти подходящую идею, он найдет.

Однозначно, к поддержке такого рода отношусь положительно. Любой вид помощи людям – это уже хорошо. Но в данном случае возникает вопрос – реально ли открыть бизнес на 120 тысяч рублей? Открыть, может быть, и возможно, но будет ли он успешно развиваться? Ведь как показывают исследования, процент реальных предприятий достаточно низок…

Однако полагаю, всегда найдутся люди, которые смогут открыть развивающийся бизнес на такую сумму.

Тимур Нагуманов – уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

– Увеличение суммы в два раза – это само по себе уже хорошо. Попытка достойная. Однако возникает вопрос об эффективности данной меры – насколько это поможет людям? Конечно, в любом случае для кого-то это будет отличным бонусом для того, чтобы еще больше углубиться в свою деятельность. Но, несомненно, найдутся и такие, кто пожелает получить господдержку для своих сугубо личных целей, далеких от бизнеса. Правда, я бы не советовал им так действовать! Существует много механизмов контроля, и есть риск нести ответственность перед законом.

Еще одна тревога – не закончится ли для кого-то получение этих денег разочарованием? Ведь бизнес может просто не пойти по различным причинам, в результате – потерянные возможности, время и деньги.