DSCN6968.jpg
 

АМЕРИКАНСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ

На традиционном деловом обеде, прошедшем в минувшую среду, директор корпоративной недвижимости Эдди Ерл, директор по логистике и стратегии Александ Тома и директор чешского завода TRW Камил Сухан вкратце ознакомили с деятельностью своей компании. В ней работают 65 тыс. человек, и она имеет 189 филиалов по всему миру. Инициатор проекта «Деловой обед для первых лиц» и модератор встречи – председатель совета директоров ГК «Магнолия» Сергей Майоров дополнил выступление  поскромничавшего спикера ремаркой о том, что TRW входит в десятку крупнейших производителей автокомпонентов в мире и что среди ее клиентов значатся крупнейшие мировые автопроизводители – Volkswagen, Ford, General Motors, Chrysler, Renault-Nissan, BMW, Mercedes-Benz. Используют для производства компоненты TRW также АвтоВАЗ и Ford Sollers.

Когда Майоров рассказал о выручке компании (а в 2012 году она составила $16,4 млрд.), стало понятно, что «на разведку» в Челны приехал гигант мирового автокомпонентного производства. О размерах компании, может говорить хотя бы то, что одних только деталей рулевого управления и подвески компания производит около 4 тыс. наименований, охватывая 90% европейского парка автомобилей. Между тем, у американцев до сих пор в России нет своих производственных мощностей, и понятно, что их визит в Челны связан, в первую очередь, с изучением возможности размещения здесь своего производства. И гости обеда, предвосхищая вопросы журналистов, сразу заявили, что, безусловно, рассматривают Россию как вариант для своих производственных инвестиций и Татарстан, как возможную площадку для производства, но пока приехали лишь для того, чтобы «прощупать почву», и решение будет принято не ранее 2014 года.

DSCN6958.jpg
 

Гости посетили ОЭЗ «Алабуга», «КИП-Мастер» и планируют изучить потенциальные площадки в Казани, Ульяновске, Самаре, Тольятти, Нижнем Новгороде и Калуге. По словам Тома, главное при выборе места производства – наличие развитой инфраструктуры и доступность зданий (по всей видимости, если компания и решит открыть производство в Татарстане, то это будут арендные площади). Важную роль играют также доступность квалифицированного персонала, уровень зарплат в регионе и налогообложение. «По этим параметрам Челны занимают в нашем рейтинге приоритетную позицию», – заверил Тома.

То, что автокомпонентщики всего мира предпочитают арендные площади, а не постройку собственных газете «БИЗНЕС Online» рассказал замгенерального директора ОАО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» Ринат Халимов: «Очень часто компании-производители автокомпонентов нуждаются в небольших производственных помещениях и имеют довольно ограниченный отрезок времени для начала производства и поставок продукции на автомобильный завод. Как правило, автокомпонентщики приходят на промышленную площадку «Алабуга» с уже готовым контрактом на поставку и в сжатые сроки начинают работу по налаживанию производства. Для этих целей компании арендуют готовые производственные площади, а не ведут строительство. Именно попытка учесть интересы подобных производителей способствовала принятию решения о начале работ по строительству индустриального парка «Синергия» на территории «Алабуги». Уже сейчас, на этапе строительства парка, есть предварительные договоренности с потенциальными инвесторами, в том числе с  производителями автокомпонентов об аренде порядка 50 процентов площадей парка».

Сегодня уже можно говорить о том, что в Татарстане складывается целый автокомпонентный кластер. Прежде всего благодаря наличию крупных потребителей автокомпонентов. Речь, безусловно, о КАМАЗе и Ford Sollers. Основной костяк кластера расположен в Набережных Челнах – это СП ZF-Kama (производство КПП для грузовых автомобилей), СП Cummins-Kama (производство дизельных двигателей для грузовых автомобилей),  ООО LEONI Wiring Systems (производство автомобильных жгутов и проводных систем), СП «Федерал Могул Набережные Челны» (производство деталей цилиндро-поршневой группы для грузовых автомобилей), СП  «Кнорр Бремзе КАМА» (производство тормозных систем для грузовых автомобилей), ООО «Тирсан» (производство карданных валов и передач легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей).

Есть производство колесных дисков для грузовых автомобилей в Заинске: ООО «Мефро Уилз Руссиа Завод Заинск» – бывший завод «КАМАЗАвтотехника», который автогигант продал весной 2011 года немецкой компании Mefro Wheels.

DSCN6954.jpg
 

В ОЭЗ «Алабуга» компании, занятые производством автокомпонентов только планируют открыть свои производства.  «НТЦ МСП» в ближайшее время запустит производство систем выпуска и нейтрализации отработанных газов для легковых автомобилей, ЗАО  «АГАР» планирует открыть производство автомобильных стекол, компания «ЭкоТехнолоигии» откроет производство по переработке шин, а турецкие инвесторы из ООО «Джошкуноз-Алабуга» уже в этом году обещают запустить штамповку крупноузловых деталей для автомобилей Ford.     

«МЫ ВСЕГДА ВЫПОЛНЯЕМ ТО, ЧТО ОБЕЩАЕМ»

«В силу специфики своей работы внимательно изучил всю информацию о вашей компании, – начал свой вопрос на деловом обеде руководитель юридической фирмы «Надеждин и партнеры» Михаил Надеждин. – Не скрою, пытался найти компрометирующие данные на нее и сделал вывод, что ваша компания на протяжении всего времени своего существования (основана в 1906 году – авт.) ни разу не была замешана в скандальных историях. Это вызывает искреннее уважение и симпатию. Как компании, которая имеет 189 представительств по всему миру, удается сохранить незапятнанную репутациею?»

Гости несколько напряглись, но ответ был вполне ожидаемым. «Если есть люди, которые доверяют вам, то вести бизнес легко, – констатировал Сухан. – Одни из ключевых моментов в работе с персоналом – это честность и доверие. В компании все делается в соответствии с этическими принципами. Кроме того, мы всегда выполняем то, что обещаем. Благодаря этому находятся люди, которые продолжают инвестировать в компанию». Сухан проиллюстрировал свой тезис историей из жизни. В кризис 2008 года на его заводе компания была вынуждена сократить одномоментно 650 человек – почти треть персонала: «Мы честно объяснили людям что происходит, а когда дела у компании выправились – обратно приняли их на работу». На вопрос о зарплате рабочих TRW вызвался ответить все тот же директор чешского завода, сказавший, что средняя зарплата цехового рабочего на его предприятии составляет примерно $1 тысячу.

DSCN6941.jpg
 

Довольно интересен тот факт, что американцы, если верить их же заявлению, незнакомы с понятием «автомобильный контрафакт»: «Мы не сталкивались с поддельной продукцией. Если у вас износилась какая-то деталь в машине, вы идете в сервисный центр или в гаражи. И это лично ваше дело, куда идти. Мы с этим ничего поделать не можем. Мы работаем с производителями, и такой проблемы у нас нет», – заявили американские бизнесмены.

Напоследок Майоров спросил у гостей, связан ли каким-то образом их визит с тем, что пару месяцев назад в Челны приезжал (тоже «на разведку») второй секретарь посольства США Аамод Омпракаш. Ответ оказался отрицательным – гости заверили, что слышат о визите посольского чиновника в автоград впервые. 

«TRW – это очень крупная американская компания, которая занимается производством большого ассортимента комплектующих для легкового автотранспорта. Наиболее интересной производственной площадкой для них, я считаю,  могла бы стать площадка в Тольятти. Никак не Набережные Челны, – поделился с «БИЗНЕС Online» своим мнением Сергей Старооскольский – управляющий ООО «Начало» (Набережные Челны). – В Тольятти как раз сгруппированы основные производственные мощности легковых автокомпонентщиков. И самое главное – сбыт. Понятно, что TRW является поставщикои и Volkswagen и Ford Sollers, но объемы их реализации для АВТОВАЗА сегодня выше. И если рассматривать для размещения их производства Набережные Челны и другие города, в которых складываются автокомпонентные кластеры, то считаю, что город Челны пока другим городам проигрывает. Самарская область выглядит сегодня для таких автокомпонентщиков наиболее привлекательно.

DSCN6964.jpg
 

По мнению Старооскольского, не всегда таким компаниям выгодны и арендные площади. «Зачастую серьезные компании, которые приходят Россию надолго, строят здесь собственные производства. Недавно мы вели переговоры с одной известной компанией, которая не меньше по размеру, чем TRW, и они уже открыли производства на собственных площадях в Самаре и Нижнем Новгороде. Аренда – это одно, а капитальные вложения и строения – это совсем другое. Там даже в части экономики и налогов, и сборов все по-другому выстраивается. Перспективы видны какие-то, а не временный вариант: сегодня есть договор с автопроизводителем, а завтра он закончился», – отмечает эксперт.