250 МЛН. КИТАЙЦЕВ 

Во второй день ПМЭФ-2013 на панельной сессии при поддержки банка Citi состоялась любопытная дискуссия, посвященная проблемам современных городов, которые должны были бы быть «двигателем глобального роста» (официальная тема сессии), но на деле приносят настоящую головную боль своими проблемами: транспортная инфраструктура, убогая периферия мегаполисов, неправильная планировка при строительстве жилых домов, не говоря уже об их, домов, нехватке… При этом в ближайшие 50 - 70 лет мир столкнется с необходимостью строительства большего числа городских районов, чем за всю историю человечества. Чтобы добиться успеха, многим странам будет необходимо научиться управлять рисками и финансировать переезд людей в города. Что необходимо сделать для успешной реализации этой задачи? Как это подстегнет экономический рост и инновационное развитие? И подстегнет ли? Или же мир превратится в один большой грязный мегаполис с километровыми пробками и трущобами на окраинах? 

Модерировал дискуссию Джон Торнхилл – замредактора газеты The Financial Times, который уже «прославился» в первый день форума на сессии, посвященной гаджетам, признавшись, что участвовать в беседах о будущих технологиях много увлекательнее, нежели говорить о кризисе. Кто бы спорил. Торнхилл не таким веселым голосом, как на гаджетовской сессии, рассказал о том, что сегодня уже 80% ВВП формируется в городах, и 19% населения планеты при этом живет в мегаполисах. Урбанизация идет большими темпами, особенно в Китае и Индии. В последующие 10 лет мы увидим 250 млн. китайцев в городах. А три крупнейшие города в мире, сегодня отвечающие за 14% общемирового ВВП, в 2020 году с развитием других мегаполисов будут отвечать лишь за 10%. 

В дискуссии должен был участвовать, к слову, и мэр Казани Ильсур Метшин, однако на сессии его, увы, не было. 

АТМОСФЕРА ДЛЯ СТАРТАПОВ 

К слову, утренняя сессия тематически красиво перекликалась с дневной, «инновационной», в которой участвовал Анатолий Чубайс и президент Татарстана. Только если днем о том, как построить «умный» город, рассказывал мэр бесспорно «умного» Эйндховена, то утром делился успехами мэр другого «умного» города – Тель-Авива. И делал это в своеобразной еврейской манере, то и дело иронизируя и вызывая смех в зале. Этому мэру действительно можно веселиться – как известно, Израиль сегодня является одним из крупнейших IT-центров в мире. Как они этого добились? 

Рон Хульдаи – мэр Тель-Авива, сообщил, что главный феномен города – большое число стартапов – их 700 штук. Все это инновационные компании. Хвастаясь тем, что только на прошлой неделе один местный стартап был продан компании Google за несколько миллиардов долларов, Хульдаи на мгновение погрустнел (но только на мгновение!): «Увы, все миллиарды уйдут в Штаты, а не останутся в нашем городе». Откуда столько творческой энергии? Главное, считает Хульдаи, – строительство экосистемы. Благо это позволяет небольшая площадь Тель-Авива – 52 кв. км площади (на самом деле официально 70 км, но всего 400 тыс. людей населения – авт.), хорошая погода, «легко передвигаться пешком, и у нас отличные пляжи, только посмотрите на фото»: на слайде в кадре улыбались три израильтянки на пляже в купальниках. Зал заулыбался. Каждый день при этом власти города сажают по 12 новых деревьев. Миллиарды долларов (!) уходят на культурные проекты. Свобода общества важна, закивал мэр. Теперь все хотят жить в Тель-Авиве: при этом 43% населения – это молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. В городе – 1700 клубов! Зачем столько? Потому что именно молодежь отвечает за рост экономики, они отвечает за инновации, атмосферу для стартапов, почему бы не построить для них клубы? 

Хульдаи вспомнил, что, когда был избран мэром, Тель-Авив был на грани банкротства. Однако новой власти удалось создать ситуацию финансового роста, творчества и инноваций. Для этого были реализованы две стратегии. Во-первых, создание платформы для инноваций. Во-вторых, использование уже созданных инноваций непосредственно для улучшения жизни горожан. Теперь город – фактически единственная настоящая «кремниевая долина» за пределами США. Здесь есть бесплатный Wi-Fi всюду, даже на пляже. Город рекламирует себя на глобальном уровне (подозреваем, что одной из причин поездки на ПМЭФ у Хульдаи явно было желание прорекламировать Тель-Авив – авт.). Правительство делает шаги для привлечения иностранцев, облегчая им выдачу виз. Конечно, в городе есть несколько нерешенных проблем, и постоянно хочется что-то изменить: «Единственное, чего мы не хотим менять, – мэра. Есть вещи, которые должны оставаться неизменными!» – покивал мэр Тель-Авива, вызвав очередной хохот в зале. И в финале посоветовал ехать к нему в город, захватив лишь шорты для пляжей, шорты для деловых встреч и ноутбук. 

БЭТМЕН ИЗ НЬЮ-ЙОРКА 

Вторым докладчиком выступил Бэтмен – именно так охарактеризовал модератор Эдварда Скайлера – исполнительного вице-президента Citi, бывшего заммэра Нью-Йорка. «Он даже не понимает, как похож на Брюса Уэйна», – заметил Торнхелл. Скайлер заявил, что оставил бэтменовский плащ в Нью-Йорке, и перешел к серьезному. В частности, рассказал о том, как и куда тратят деньги крупнейшие мегаполисы. В Нью-Йорке в ближайшие 10 лет $20 млрд. потратят на совершенствование транспортной инфраструктуры. Большая часть денег городом тратится на энергосистему, $6 млрд. – на обеспечение чистой питьевой водой. Многомиллиардные вложения в усовершенствование собственной инфраструктуры тратят Мехико и Пекин – в Пекине потратят до $40 трлн. на это! 

Леонид Казинец – председатель правления корпорации «Баркли», участвовавший в создании городской среды в рамках нескольких российских проектов, выразил сожаление, что российские территории устроены радиально: все коммуникации ведутся через центры. Люди с Урала летят в Сибирь через Москву. Эта исторически сложившаяся система коммуникаций – препятствие для роста. Казинец привел в пример моногорода, из которых после закрытия системообразующих предприятий уезжали люди. Там до сих пор стоит пустое качественное жилье, но люди там не живут. «И пробок там нет», – язвительно добавил спикер. Люди предпочитают жить в городах-миллионниках, в Москве и Санкт-Петербурге, хотя там хуже экология и нерешаемые транспортные проблемы. Что их привлекает? Карьера и заработки. Пока в миллионниках высокие заработки, регионы не будут развиваться, пришел к выводу Казинец. И транспортные проблемы мегаполисов не решатся, сколько ни расширяй улицы: число машин все равно прирастает быстрее, чем инвестиции в расширение дорожной инфраструктуры. Есть ли решение? Казинец считает, что необходимо выносить привлекатльные центры заработков из городов-миллионников. Их можно использовать как центры для возникновения вокруг них роста. Там, где трафик, там возникает экономика. В итоге города разгружают себя и выносят часть своих функций за пределы города. К примеру, территории вокруг дополнительных транспортных колец вокруг Санкт-Петербурга и Москвы уже стали центрами роста. Там дорожает земля, появляются поселки, есть интерес людей, хотя нет даже пока инфраструктуры. Привлекательные города вырастают сами по себе. Если же уже существующие мегаполисы будут переполнены, ни к чему хорошему это не приведет. 

ЖИЗНЬ НА ОКРАИНАХ 

Заммэра Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов перевел тему на периферию. В прямом смысле. Он обратил внимание, что проблемы городской периферии существуют везде: в Нью-Йорке, Стамбуле, Шанхае, Москве, Мехико и Лондоне. Только где-то это трущобы, где-то – социалистическая застройка, а где-то – таунхаусы (привет Казани!). Особенно о проблемах периферий задумались после всплеска восстаний окраин, когда преступность на окраинах городов оказалась следствием социальной дезинтеграции тех жителей, которые оказались в наиболее неблагополучной части мегагородов. А ведь при этом, заметил Шаронов, каждый шестой житель планеты живет именно на окраинах мегаполисов. Но вопрос развития новой территории – т.е. периферии – должен быть продуман. Сейчас в Москве, к примеру, начинаются большие проекты на периферии: это и ЗИЛ, и, разумеется, «Сколково», предполагающий большой объем урбанистического развития. Важно определиться, агрессивно развивать периферию или сохранять консервации существующей застройки? При этом Шаронов первый озвучил известную проблему – миграцию. Москве в течение следующих пяти лет нужны будут до 1 млн. мигрантов, а такая активная миграция приводит к созданию гетто. Сегодняшня модель застройки – спальные районы – уже подошла к исчерпанию ресурса. Шаронов преложил увеличить налог на недвижимость, а налог на прибыль, напротив, уменьшить. Тогда спекулянты дорогой городской земли не будут превращать ее в своеобразную нефть, тормозящую городское развитие. Потенциал роста стоимости недвижимости на периферии очень высок. Повысив стоимость именно там, можно заставить периферию развиваться. 

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ТРАНСПОРТА 

Министр торговли Франции Николь Брик предложила российским городам обратиться к парижскому опыту. Проект «Большой Париж» будет состоять в разгрузке центра, так как в Париже, как и у вас, часто, чтобы приехать из одного пригорода в другой, надо ехать через центр – у нас тоже радиальное развитие города. Но на это потребуется 30 млрд. евро. Политика мэра – ограничить автомобильное движение. Надо развивать альтернативные виды транспорта. И при этом исторические центры не должны превратиться в центры-музеи, нужен именно транспорт, адаптированный к центрам городов. Впрочем, не весь опыт Франции Брик рекомендовала России. На основе политической воли де Голля за полвека были построены новые города. Всего – шесть. Четыре оказались успешны. Два – нет... Чтобы не совершить ошибок, в голове у мэров городов должно быть интегрированное видение мобильности города – транспортная система должна быть связана с пригородами. 

- Все начинается с транспорта, потом возникает проблема жилья. И проблема не может решаться без перемещения людей с работы домой и в места отдыха. Городской транспорт – ключевой вопрос, позволяюший добиться новых технологических решений. Проблема и в энергетической эффективности. Строится жилье, которое не будет «прорвой, где пропадает энергия». Строительство плохого качества недопустимо. Мы предпочитаем строительство «экологических кварталов», как в Лионе. Но для этого вам необходимо управление проектами, хорошие инженеры, профессионалы, способные управлять. Можно построить быстро и дешево, а 10 лет спустя придется строить заново! – обратила внимание министр Франции. 

ГЛАВНОЕ – ОБРАЗОВАНИЕ 

«Тель-Авив» с «Парижем» согласен. Мэр израильского города твердо заметил, что «эпоха частного автомобиля закончилась»: «Сейчас надо делать все возможное для развития системы общественного транспорта и схемы, позволяющей использовать одновременно и легковой. Использование частного авто противоречит тенденции охраны окружающий среды. Надо совершенствовать и градостроительное планирование. Обеспечивать население достойным жильем. Но главное – образование, образование и образование, оно невероятно важно». 

Наконец, под занавес сессии был поднят вопрос о… конкуренции городов. Управляющий партнер PwC в России Дэвид Грей заметил, что сейчас все больше наблюдается конкуренция не между странами, а между городами. Но приведет ли она к чему-то хорошему? Ведь в мире не так много мест с большим потенциалом. И как стране можно выбрать один город-флагман, способный конкурировать с зарубежными городами? Будут проигравшие и победители. А значит, появятся территории «провальные», и бывшие мегаполисы окажутся «городами-призраками». 

Казинец, в свою очередь, предложил посмотреть на США, где вопрос с конкуренции решен оригинально. Если люди хотят заниматься шоу-бизнесом, они едут в Лос-Анджелес, пенсионеры – отдыхать во Флориду, готовые работать на административной работе – в Вашингтон, в автомобильной промышленности – в Чикаго, в финансовой – в Нью-Йорк. Городам нужно просто найти свою нишу.