На одном из немногих сохранившихся прямых эфиров «В воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» обсуждали практику сдачи ЕГЭ в нынешнем году. Присутствовали известные педагоги, школьные и вузовские, журналисты, в том числе Юрий Вяземский (передача «Умники и умницы»), Александр Архангельский (передача «Тем временем»), Евгений Бунимович (уполномоченный по правам ребенка в Москве), учитель Виктор Казарновский, а также придворный политолог Сергей Марков и председатель «Всероссийского педагогического собрания» Валентина Иванова.

Начали с обсуждения скандальных фактов фальсификации и подлогов при сдаче ЕГЭ, но так как люди собрались в основном умные, сразу же вышли на системные теоретические причины этого безобразия. Иванова и Марков пытались свести дело к техническому усовершенствованию ЕГЭ, к ответственности учителей, которые должны будить в школьниках тягу к честности и справедливости и уделять больше внимания воспитанию учеников. Опытнейшие педагоги на это резонно ответили, насколько я помню, устами Бунимовича: «Неужели вы наивно думаете (что в переводе на обычный русский язык значит: «Неужели Вы такой глупый?» – авт.), что ученик воспитывается только в течение 45 минут, пока идет урок? Его воспитывает жизнь общества в целом. Если школьник в семье и на улице слышит, да и сам он видит, что в нынешней жизни хорошо устраивается не тот, кто обладает глубокими знаниями, а тот, кто получил формальную бумажку с высоким баллом, у кого есть протекция, кого «продвинули» родственники и друзья семьи, вряд ли он воспримет всерьез учительские монологи о честности». Архангельский прямо сказал, что невозможно частичку демократических процедур, которые работают во всем мире, встроить в нашу феодальную систему, где эти процедуры сразу начинают извращаться, становиться формальными, где ради высоких показателей и в отсутствие политической конкуренции, свободы СМИ все это превращается в фарс.

Вяземский вообще заявил, что у нас нет коррупции, а есть тысячелетняя феодальная структура кормления и протекционизма, вассальной зависимости, когда чиновники лично преданы своему начальнику, а не делу и обществу, которому должны служить. Что ЕГЭ – это демократический институт, который позволяет всем выпускникам на равных конкурировать за места, в том числе престижных вузов. Но при отсутствии гражданского общества и правовых институтов и при наличии телефонного права и блата в нашей феодальной стране этот институт работает очень плохо.

В общем, договорились вот до чего: чтобы возродить и сохранить школьное и вузовское образование, нужно, как в старом анекдоте про сантехника, менять всю систему. То есть вводить ничем не ограниченную политическую конкуренцию, политические свободы, самоуправление вузов и школ, широкое общественное обсуждение школьной реформы и т.д.

А когда Соловьев заявил, что министр образования тоже не самостоятелен и проводит реформу образования, которая может погубить и среднюю, и высшую школы по приказу сверху, тут уж более или менее политически грамотные телезрители (и я в том числе) вскочили с диванов. Насколько я знаю, приказывать министру РФ могут только премьер-министр Дмитрий Медведев и президент Владимир Путин. Так выходит, это они такие злодеи, что не заинтересованы в улучшении качества обучения, в образованных гражданах своей страны. Вот что значит прямой эфир в ночное время (передача закончилась в два часа ночи) с мирными, законопослушными, но умными и  образованными педагогами. Им только дай волю, они и до революции договорятся.

Марсель Шамсутдинов