Пресс-ланч с топ-менеджерами МТС прошел в одном из ресторанов Васильевского острова, в нескольких километрах от Ленэкспо, где и проходил петербургский форум. Встреча была фактически неформальной, что называется, «без галстуков», и в этой неофициальной обстановке представители МТС делали журналистам раз за разом откровенные признания.
В начале встречи президент компании Андрей Дубовсков признался, что проникновение сотовой связи на сегодняшний день очень высокое (по данным на декабрь 2012 года оно, по оценкам участников рынка, составляло 161%), и рынок практически насыщен, однако это никак не сказалось на росте самой компании. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Onlinе», на какие направления и сервисы компания МТС будет делать ставку в ближайшие годы, Дубовсков, во-первых, заметил, что ставку компания будет делать на «качество», а во-вторых, на сегодняшний день количество SIM-карт снизилось до 140%. С чем связано снижение? С уменьшением числа продаж всеми операторами.
- Три года назад все продали 120 миллионов SIM-карт на всех, включая региональных операторов. В 2012 году все продали уже 110 миллионов. В этом году будет точно меньше 100 миллионов, – рассказал президент МТС. – Вообще правильно продавать ежегодно в России максимум 10 - 30 миллионов SIM-карт на всех.
РОСТ ДОХОДОВ МТС ОТ 3G В ПЕРВОМ КВАРТАЛЕ 2013 ГОДА БЫЛ 40% ПО СТРАНЕ
На ПМЭФ компания МТС подписала два соглашения. Одно – с правительством Московской области, второе – с компаний Ericsson AB. Оба соглашения касались в том числе развития сетей 4G. Компания вложит до 2015 года в реализацию инновационных проектов и расширение инфраструктуры на территории Московской области порядка 12 млрд. рублей. Среди прочего оператор построит сети четвертого поколения и более чем на 35% увеличит число базовых станций третьего поколения (напомним, по данным министерства информатизации и связи РТ, по состоянию на апрель 2013 года в Татарстане насчитывалось всего лишь более 8,3 тыс. пользователей стандарта LTE). Соглашение с Ericsson как раз предполагает совместное развитие телекоммуникационной инфраструктуры в регионах РФ и сотрудничестве при строительстве сетей 4G в ПФО, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», зачем МТС развивает сети 4G и достаточный ли сегодня на них спрос, чтобы сети можно было бы уже монетизировать (и когда в принципе ожидается эффект от инвестиций в 4G) с учетом того, что пока в России недостаточно освоены даже сети 3G, Василь Лацанич рассказал, что в Москве трафик сети вырос втрое как раз после интенсивного строительства сети (3G – авт.) в конце 2011 - 2012 годов. При этом рост доходов МТС от 3G в первом квартале 2013 года был около 40% по России в целом.
«ТЕХНОЛОГИЯ 4G ПОКА НЕ СЛИШКОМ ВОСТРЕБОВАНА»
- Мы поняли, что у нас был недостаток емкости. Когда мы ее создали, она начала быстро заполняться. С сегодняшней точки зрения, если не обращать внимание на глобальные идеологические тренды, технология 4G пока не слишком востребована, – признался Лацанич, - потому что сегодняшние потребности закрываются 3G. Пенетрация смартфонов 3G самая высокая – около трети.
Однако есть и проблемы развития. Построить сеть будет легче, чем завезти и продать соответствующие «девайсы», модемы, планшеты и телефоны по приемлемой стоимости, объяснил топ-менеджер МТС. Сегодняшние LTE-телефоны – дорогие (в 3 раза дороже, чем 3G-модемы). При этом нередко скорости у них могут быть одинаковые. Так за что платить больше? На сегодняшний день пенетрация (проникновение) устройств по 4G очень низкая и развиваться будет медленно.
«ПОРЯДКА 70 ПРОЦЕНТОВ ТРАФИКА В 2017 ГОДУ СОСТАВИТ HD-ВИДЕО»
Мы поинтересовались: зачем тогда это делает МТС?
- Известен закон Мура, что объем информации увеличивается экспоненциально. Экспоненциальное развитие говорит о том, что через три-четыре года сеть 3G может не справиться с возрастающим объемом трафика. Те операторы, у которых будет только эта сеть, не будут развиваться, абоненты уйдут. По нашим прогнозам, порядка 70 процентов трафика в 2017 году составит видео. А видео в HD-формате в 3G требует высоких скоростей. Поэтому строительство LTE делается в большей степени с прицелом на будущее, нежели с расчетом на монетизацию уже сейчас, – объяснил Лацанич.
При этом, что касается 3G, МТС уже видит рост доходов за счет передачи данных. («Не секрет, что голосовые услуги растут максимум на 2 процента в год, а в Европе падают на 3 - 4 процента»). Откуда 40-процентный рост доходов? Весь рост был только за счет передачи данных по 3G. Ежегодный 7 - 8-процентный рост доходов на 90% обеспечивается передачей данных, для которых компания в свое время построила сеть 3G. Маржинальность при этом не упала. Общие показатели роста и абонентской базы выросли. Это говорит о том, отмечает Лацанич, что инвестиции в целом по сети окупаются.
МТС: МЫ ДВИЖЕМСЯ ДОСТАТОЧНО БЫСТРО К МОДЕЛИ, В КОТОРОЙ ГОЛОС БУДЕТ БЕСПЛАТЕН
Тогда какую долю, поинтересовался корреспондент «БИЗНЕС Online», составляют сегодня в общей прибыли МТС платы за разговоры?
- Услуги передачи данных в прибыли занимают долю от 10 до 20 процентов. Остальное – «голос». Наша принципиальная позиция – мы движемся достаточно быстро к модели, в которой голос будет бесплатен. Я сегодня рассматривал презентацию Vodafone (британская компания, крупнейший в мире по объему выручки оператор связи – авт.) по своим странам после введения своего тарифа RED – это аналог нашего тарифа «СМАРТ». «Голос» плюс «сообщения» – включено в пакет. Передача данных – уже за деньги. Модель монетизации фактически перевернулась. Потому что еще пять лет назад передача данных была как бы дополнением к «голосу». Эта модель уйдет. И все деньги оператор может сегодня заработать только на передаче данных, потому что и «голос» уйдет в передачу данных, – объяснил вице-президент по маркетингу МТС.
Мы также поинтересовались, зачем компании МТС в дополнение к сетям 3G и 4G еще и сеть Wi-Fi (известно, что в настоящее время Wi-Fi-сеть МТС в Казани объединяет более 400 точек доступа, обеспечивая скорость доступа до 5 Мбит/сек.)? Будет ли МТС активно внедрять этот сервис и по всей стране?
- Активно не будем, но внедрять будем, – ответил Дубовсков. – Сеть жива же не от того, что каждая сеть отдельно, сепаратно жива. Мы уже давно абстрагировались от того, что каждая сеть сепаратна и живет сама по себе. Сеть – общая субстанция, включающая оборудования разных поколений, и второго, и третьего, и четвертого поколений, и Wi-Fi. Это нормально.
ПОЧЕМУ МТС СЕГОДНЯ ПРОДАЕТ НА 20% SIM-КАРТ МЕНЬШЕ
В компании также рассказали, что если раньше МТС продавала SIM-карт на 20% больше, то сегодня простые подключения не очень выгодны и интересны, так как компания намеренно нацелена на «качественные» подключения. Это влияет и на отток: чем меньше МТС подключает клиентов, тем, соответственно, меньше отток. Чем меньше отток нелояльных абонентов, тем меньше затрат на содержание лояльных абонентов. Отток клиентов за первый квартал 2013 года в МТС снизился. Лацанич признался, что компания отказалась от дополнительных мер стимуляции своих клиентов – МТС «не нужны дополнительные «допинги», мы предлагаем нашим абонентам такие базовые условия, которые устраивают их в достаточной мере».
В компании также рассказали, что уровень инвестиций останется прежним. В прошлом, 2012-м, году МТС инвестировала порядка четверти выручки, такой же уровень планируется сохранить и в 2013 году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.