IMG_4054.jpg
 

ВСЕ КАРТИНЫ СОБРАНЫ В КАЗАНИ 

Решение о выделении под него здания на ул. Баумана, известного историкам и краеведам как дом Петцольда, было принято лишь в 2011 году. Музей благодаря патронату мэра города строился быстро. За это время была проведена масштабная реконструкция – укреплена конструкция здания, полностью заменена кровля, перекрытия, смонтированы новые системы коммуникаций, отремонтирован фасад здания, и естественно, продуманы все современные меры охраны коллекции. 

Инвестором проекта выступило ОАО «Квартал Б», сумма инвестиций официальна не была названа, но, по словам директора музея Геннадия Пронина, она составила несколько десятков миллионов рублей (по нашим данным, речь идет примерно о 40 млн. рублей). Компания с уставным капиталом 650 млн. рублей, согласно СПАРК, принадлежит комитету земельных и имущественных отношений Казани. ОАО «Квартал Б» является собственником крупного земельного участка, ограниченного улицами Луковского, Тихомирнова, Эсперанто и Павлюхина. В свое время были планы по его комплексной застройке при участии главного архитектора Барселоны Хосе Асебильо. Курировал реконструкцию музея депутат Гордумы Казани Сергей Кондратьев, который в кулуарах мероприятия признался нам, что в ходе работ им удалось из планировавшихся 400 кв. м сделать все 800. 

Итак, сегодня город получил новый музей, оснащенный современным оборудованием. Здесь можно видеть и живопись, и графику Васильева, проанализировать, как он экспериментировал с разными стилями изобразительного искусства. 

Помимо собственно музейных залов, в музее есть библиотека, фондохранилище, архив. Несомненно, украшает новый музей мемориальный уголок, который переехал из дома-музея художника из поселка Васильева. Здесь можно увидеть подлинный мольберт художника, его кисти, краски и даже старенький проигрыватель со стопкой пластинок. Как известно, Васильев был меломаном. 

Новый музей не ограничится просто проведением экскурсий, уже буквально на днях он будет работать и как центр досуга, как образовательный и консультативный центры. И если галерея Константина Васильева на ул. Гвардейской принимала в год не более 5 тыс. посетителей, то новый музей намерен увеличить эту цифру в 10 раз. Во-первых, он находится в самом центе города и наконец-то становится доступным для туристов. Во-вторых, казанский музей – единственное место в мире, где собрана самая большая коллекция картин Константина Васильева, интерес к творчеству которого не угасает. Картин  в коллекции 160, почти половину из них предоставила сестра художника Валентина, живущая в Москве. 

- Мы, друзья Васильева, 40 лет жили надеждой видеть все его полотна, собранные в одном месте. После его гибели мы только об этом и думали. Теперь картины в надежном месте, город предоставил нам  великолепное помещение, и мы теперь уж здесь навсегда. 20 или 30 работ мы не смогли повесить и периодически будем совершать ротацию – заменять одни картины другими. У нас сейчас есть великолепные запасники, так что проблемы с хранением полотен нет. Цены на билеты у нас будут вполне реальные – взрослый билет будет стоить 160 рублей, – рассказал изданию перед открытием Пронин. 

IMG_4082.jpg
 

«ЕГО ПОЛОТНА МОГУТ УКРАСИТЬ МНОГИЕ МУЗЕИ МИРА» 

Галерея художника на Гвардейской, конечно же, находилась не в самом территориально удобном месте и была не самой подходящей для созерцания картин. Были проблемы и с освещением, не было возможности по-настоящему выстроить экспозицию. Когда она открывалась 17 лет назад, конечно, радовались и этому. Но настал момент, когда начались проблемы с собственниками здания. 

- Когда галерею пытались закрыть, ее сотрудники пришли ко мне с письмом и просьбой его подписать. Я прочел его и понял, что это письмо никого не защитит. Но Васильев – это такой же бренд нашей республики, как Шаляпин, как Нуриев. И если мы хотим привлечь людей в Казань, то должны сделать хороший музей как минимум федерального уровня. И такой музей должен быть в центре! Васильев – это такой художник, картины которого могли бы украсить многие музеи мира. Это мнение я озвучил городским властям. И вот сегодня свершилось – музей открыт, – рассказал председатель союза композиторов РТ Рашид Калимуллин. 

Конечно, странно, что десятилетиями город не думал о том, что в его распоряжении есть такой бренд, который, в хорошем смысле слова, можно использовать для туристической привлекательности города.  А ведь альбомы Васильева переиздавались и переиздаются большими тиражами, пожалуй, в редкой семье нет репродукций с его картин или календаря с их воспроизведением. Спрос на информацию о художнике есть. 

- Очень рад, что музей находится в центре Казани, в самом ее сердце. Я знаю этого художника давно, несколько раз встречался с ним, хорошо знаком с его творчеством. Его знают не только в России, но и за пределами страны. Васильев – художник высокого класса. Место для музея выбрано очень удачное – Баумана и должна быть не только торговой улицей, она лицо нашего города. Надеюсь, что в будущем на ней появятся и другие музеи, – полагает народный поэт Татарстана, председатель комитета по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Госсовета РТ Разиль Валеев, пришедший на открытие. 

Многие работы Константина Алексеевича настолько известны, что нет нужды указывать их автора – почерк Васильева узнаваем. Вот и сейчас вывеска музея, на которой изображены известные работы художника, конечно же, привлечет посетителей. Васильев – это тот случай, когда художник не нуждается в промоушене, он данность, он бренд. 

- Этот музей будет значим для всей страны и для Казани, безусловно. Многие приезжающие теперь в Казань непременно будут его посещать, так что слух о нем «пойдет по всей Руси великой». Открытие такого музея – очень полезное явление для нынешней ситуации, я имею в виду кризис культуры. Мне очень нравятся слова нашего патриарха, который как-то сказал, что «целились в систему, а попали в историческую Россию». Могу продолжить эту мысль и сказать, что целились в идеологию, а попали в культуру и традиционную мораль. Этот музей – это один из столбиков, на который будут опираться наша культура и связанная неразрывно с ней нравственность, – полагает присутствовавший на церемонии открытия протоирей Олег Соколов. 

IMG_4153.jpg
 

«ЕСЛИ МОИ РАБОТЫ НЕ НУЖНЫ РОДИНЕ…» 

Под стеклом в мемориальном уголке в новом музее хранится оригинал записки, написанной рукой Васильева. Художник пишет горькие слова: «Если мои картины не нужны Родине, значит, мое творчество вообще никому не нужно». Да, непризнание больно било по нему. Во время экскурсии, которую провел для пришедшего на открытие музея мэра Казани Ильсура Метшина Пронин, записка была ему прочитана. Можно сказать, что создание такого уникального по своей коллекции музея в центре Казани – это ответ через десятилетия художнику. Он нужен, его полотна по-прежнему вызывают и эмоции, и желание поразмыслить у зрителей. 

Мэр осмотрел весь музей, открытие которого было его личной инициативой, побывал даже в той части, где расположена методическая зона. В день открытия в ней уже шла работа – у учащихся одной их художественных школ проходил урок рисования. И мэр с удовольствием сфотографировался с юными художницами, посетовав, что занимаются тут только одни девочки. А потом сделал первую запись в книге почетных гостей, пожелал новому музею процветания. 

Сама церемония открытия была краткой, но не обошлось без сенсаций. Пронин – верный друг Васильева, человек, чей вклад в сохранении памяти художника невозможно переоценить, сделал заявление. Он сообщил присутствующим, что дарит 40 картин из своей личной коллекции Казани. Зал, переполненный пришедшими на презентацию музея людьми, дружно зааплодировал. Зная стоимость работ Васильева, а некоторые из них оцениваются в $60 тыс., этот подарок без преувеличения можно назвать королевским. Стоимость подаренного явно тянула на несколько миллионов долларов… 

- Открытие музея – это знаковое событие, поверьте, «этот день мы приближали, как могли». Ведь Константин Васильев – один из самых знаменитых российских художников. Никто не будет сомневаться, что он выдающийся мастер. Два года назад ко мне на прием пришел Геннадий Пронин, разговор у нас с ним был трудный. 17 лет назад, когда галерея на Гвардейской открывалась, это были достойные условия, но требования изменились. Очевидно, что такой музей должен быть в центре, он должен быть доступен и горожанам, и туристам. Прекрасно, что преддверии Универсиады город получил такой подарок, – сказал Метшин. 

На церемонии открытия находилась сестра художника Валентина, приехавшая из Москвы и передавшая городу свою часть коллекции. Она была взволнована и говорила с трудом: 

- Если бы Константин видел нас сейчас, как бы он радовался! Мне хочется, чтобы вся страна узнала, какой это город – Казань, какой у вас мэр, какой музей вы построили. 

Интересно, что чуть позже, в момент, когда мэр Казани беседовал с Валентиной, мэру кто-то позвонил. Ильсур Раисович доложил собеседнику о количестве новых гостиниц, открытых к Универсиаде. А потом он рассказал, что находится на долгожданном открытии музея Васильева. После разговора Метшин рассказал сестре Васильева, что президент республики передал большой привет ей… 

Хорошо знакомые работы в новом стильном интерьере смотрятся иначе, возникает ощущение, что и «Русалку», и доселе хорошо известные портреты, и «Старика с филином», и ставшее культовым «Ожидание» видишь впервые. Раздел графики действительно для многих станет открытием – это новый и непривычный Васильев. И для того, чтобы побыть с полотнами наедине, теперь достаточно просто приехать в центр Казани.