РєСѓРїСЂРёСЏРЅРѕРІ.jpg
ОАО «Татспиртпром» Гиоргия Куприянова (справа) на замену колпаков для своей продукции затратило 8,3 млн. евро

КОЛПАК ДЛЯ «СТАРОЙ КАЗАНИ»

Три года назад «Татспиртпром» договорился о партнерских отношениях с компанией «ЕвроКап», производящей пробки для ликеро-водочной продукции. Обе стороны с оптимизмом смотрели в будущее, и, казалось бы, ничто не предвещало разлада.

Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» представитель «ЕвроКап» Юлия Голенева, соглашение о сотрудничестве с «Татспиртпромом» было подписано 10 ноября 2010 года. Тогда планировалось сделать ребрендинг водок «Старая Казань» и «Граф Ледофф». «Татспиртпром» состыковал «ЕвроКап» с английской дизайнерской компанией «Классенс Интернейшнл Лимитед», совместно с которой был разработан колпак (так на своем языке называют этот элемент бутылки, включающий пробку) для водки «Старая Казань». Он понравился руководству производителя алкогольной продукции, было принято решение его использовать. После этого компания «ЕвроКап» начала подписывать контракты с иностранными поставщиками оборудования, с помощью которого можно было бы произвести колпаки любых видов для практически всей продукции «Татспиртпрома» с разнообразным дизайном. Стоимость проекта составила порядка 8,3 млн. евро.

– В сентябре 2012 года мы закончили работы по запуску оборудования и пригласили к себе на производство генерального директора «Татспиртпрома» Гиоргия Куприянова. Мы рассказали ему, что все свои обязательства по договору выполнили и готовы к плотному сотрудничеству. Через месяц была произведена первая поставка партии для торговой марки «Приятельская» в количестве 116 тысяч штук. По другим торговым маркам, о которых была договоренность, – «Старая Казань», «Граф Ледофф» – нам в поставке отказали, объяснив это объективной причиной – тем, что у них уже был заключен контракт с компанией «Алкопак», находящейся в Беларуси, но собственником которой является европейская компания, – рассказала Голенева.

Следующие три месяца сотрудники «ЕвроКап» посвятили тому, чтобы обкатать свою продукцию на линиях «Татспиртпрома», пройти лабораторные испытания и т.д. Когда все необходимые процедуры были пройдены, «ЕвроКап» начал поставлять пробку для водки «Старая Казань», но вот с пробкой для водки «Граф Ледофф», которая является самой массово выпускаемой продукций «Татспиртпрома» и по которой тоже была договоренность о поставках, дело застряло.

– В «Татспиртпроме» стали по ходу менять дизайн, – пояснила Голенева. – Раньше колпак был покрашенный, потом они решили его не красить. Соответственно, у нас зависла одна единица оборудования. Во-вторых, у белорусского колпака была существенная проблема: он всегда снимался с бутылки. Предполагаю, что именно для того, чтобы решить эту проблему, была изменена сама бутылка водки «Граф Ледофф». А нас «Татспиртпром» изначально попросил сделать высоту колпака максимально большой. Мы выполнили это их пожелание, но когда стали тестировать свой колпак на линии, выяснилось, что наша высота стала лишней, поскольку бутылка была изменена. В итоге наш колпак стал растрескиваться.

IMG_6522.jpg
«ЕвроКап» начал закупать оборудование, с помощью которого можно было бы произвести колпаки для любых видов продукции

По словам Голеневой, для решения этой проблемы они обратились в компанию ООО ТД «Свет», которая является поставщиком бутылок для «Татспиртпрома». Там ответили, что если со стороны заказчика будет обращение, то эта проблема решается «на раз-два», но такого обращения не поступило, на этом вопрос застопорился.

– Когда в декабре 2012 года «Татспиртпром» стал осуществлять тендерные закупки на 2013 год, на «Старую Казань» нас пустили, а на «Граф Ледофф» было выставлено условие, что колпак должен иметь определенный вид и соответствовать чертежу. Ни одно предприятие в России и в мире, кроме «Алкопака», не могло участвовать в этом тендере, – отметила представитель «ЕвроКап».

КОМУ ЭТО ИНТЕРЕСНО?

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Голенева всячески подчеркивала, что с огромным уважением относится к «Татспиртпрому», благодарна его руководству и сотрудникам за помощь в налаживании сотрудничества с другими ликероводочными заводами России.

– У нас нет ни малейшего желания конфликтовать с «Татспиртпромом», а есть огромное желание сотрудничать. Однако для этого каждая из сторон должна выполнять обязательства. Между тем наши отношения зашли в некий ступор, они стали предельно натянутыми, с нами вообще перестали выходить на контакт. Если мы остаемся в стороне, то «Татспиртпром» становится стопроцентно зависимым от иностранного предприятия. Возникает вопрос: кому это интересно? «Алкопак» будет единственным поставщиком, а поскольку конкуренция исчезнет, появляется вопрос цены. К тому же мы на 80 процентов производим колпак из республиканского сырья, платим налоги в бюджет Татарстана, а «Алкопак» в Беларуси, – недоумевает Голенева.

IMG_6513.jpg
«ЕвроКап» производит колпаки на 80% из республиканского сырья

«ВИНИТЬ РУКОВОДСТВО «ТАТСПИРТПРОМА» НАПРЯМУЮ НЕЛЬЗЯ, НО…»

За помощью в решении данной проблемы компания «ЕвроКап» обратилась к уполномоченному по защите прав предпринимателей в РТ Тимуру Нагуманову. Он приехал на предприятие по изготовлению пробок, вник в суть вопроса. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» бизнес-омбудсмен РТ отметил, что в Татарстане давно существует потребность максимально перерабатывать продукцию нефтехимической промышленности у себя в республике, и «ЕвроКап» ведет свою деятельность как раз в этом русле.


– Тут много проблем, связанных, как я это увидел, с нежеланием «Татспиртпрома» наладить взаимодействие с местным производителем. Например, тестирование пробок «ЕвроКап» производилось на одной бутылке, а фактически на линии использовалась другая. «Татспиртпром» – компания, принадлежащая республике. Правительством было дано поручение, которое на сегодня не исполнено. Я встречался с руководством «Татспиртпрома». Винить их в данном случае напрямую нельзя, у них есть претензии к качеству продукции «ЕвроКап». Но у меня осталось ощущение, что в «Татспиртпроме» просто не хотят работать с местным производителем. Согласитесь, неправильно завозить продукцию аж из-за пределов России, тогда как она производится в Татарстане. Причем «ЕвроКап» предлагает ее, как правило, дешевле, и по качеству она в целом отвечает всем стандартам, – сказал Нагуманов.

IMG_6477.jpg
«ЕвроКап» предлагает продукцию дешевле, и по качеству она отвечает всем стандартам

Он также сообщил, что описал ситуацию президенту Татарстана. Рустам Минниханов, разобравшись, дал поручение руководству «Татспиртпрома» закупать продукцию на территории республики.

– Я не могу сказать, что здесь напрямую нарушаются права предпринимателя, по закону «Татспиртпром» не обязан покупать продукцию именно у местного производителя, но, учитывая интересы государства, представленные в «Татспиртпроме», в данной ситуации президент может принять такое решение. Ждем реакции «Татспиртпрома», – заметил Нагуманов.

МОЛЧАНИЕ ГЕНДИРЕКТОРА

Газета «БИЗНЕС Online» предложила руководству «Татспиртпрома» высказать свою позицию и рассказать, как оно собирается выполнять поручение президента. Однако генеральный директор Гиоргий Куприянов никаких комментариев давать не стал, тем самым в очередной раз подтвердив свою репутацию одного из самых информационно закрытых в республике топ-менеджеров. Впрочем, газета «БИЗНЕС Online» получила ответ от пресс-службы предприятия, который, пожалуй, лишь еще более добавил неопределенности ситуации – осталось неясным, как компания все-таки собирается реагировать на слова Минниханова.

«Около трех лет назад были проведены переговоры между ООО «ЕвроКап» и ОАО «Татспиртпром» по возможному сотрудничеству в области поставок колпаков, – говорится в сообщении пресс-службы. – К сожалению, компания «Еврокап» не смогла принять участие в тендере на поставку колпаков для водки «Граф Ледофф», так как не были представлены качественные образцы продукции. Однако сотрудничество было начато по поставке колпаков для водки «Старая Казань». Компания «Татспиртпром» выражает готовность и в дальнейшем работать с ООО «ЕвроКап». Отметим, что в условиях жесткой конкуренции на алкогольном рынке ОАО «Татспиртпром» целенаправленно проводит политику открытых торгов. Закупки осуществляются согласно федеральному закону №223, вся информация вывешивается на сайты www.tatspirtprom.ru, zakupki.gov.ru. Прозрачность в ведении закупок позволяет нам оставаться одним из лидеров рынка. Подчеркиваем, что компания «Татспиртпром» всегда открыта для сотрудничества с любыми поставщиками».

IMG_6648.jpg
В Татарстане давно существует потребность максимально перерабатывать продукцию нефтехимической промышленности у себя в республике

«МЫ ТОЖЕ СТАЛКИВАЛИСЬ С ПОДОБНОЙ ПРОБЛЕМОЙ»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», отметили, что непонимание между крупными компаниями и их поставщиками – не столь уж редкое явление.

Олег Афанасьев – руководитель пресс-службы ОАО «КАМАЗ»:

– Я могу рассказать, как выстроена работа с поставщиками у нас. Около года назад произошли изменения в руководстве департамента развития закупок КАМАЗа, и началось внедрение новой системы закупок. Она становится более мобильной, простой, более понятной как для поставщиков, так и для нас. Мы стараемся, где это возможно, исключить посредников и заключать прямые договора с поставщиками. Это позволяет экономить значительные средства, только с начала 2013 года сэкономлено более 400 миллионов рублей.

Что касается поставщика, для нас нет разницы, откуда он – из Татарстана, России, Индии, Китая и т.д. Если продукция производителя, желающего поставлять свою продукцию на конвейер КАМАЗа, отвечает требованиям, которые мы выставляем по качеству, стоимости и, что очень важно, по срокам поставок, тогда они участвуют в тендере. Побеждает тот, кто может лучше обеспечить эти три составляющих – качество, стоимость и сроки поставок. Мы за этот год отказались от нескольких десятков поставщиков, которые не вписывались в новую систему. Понятно, что есть и недовольные. Есть несколько фактов, когда импортные комплектующие были и качественнее, и быстрее доставлялись, чем отечественные. Помню, как-то Сергей Анатольевич (Когогин ред.) приводил пример, что раньше гайки, которыми крепятся колеса автомобиля «КАМАЗ», закупали в Белебее (Башкортостан), а сейчас выгоднее закупать в Индии.

Алексей Дудов – генеральный директор ОАО «Татстрой»:

– Территориально близкое расположение поставщика очень выгодно! Это означает быструю доставку продукции местного производителя, наименьшие затраты на нее. Во многих случаях эти факторы обеспечивают долгосрочное сотрудничество. Что касается вопроса о том, должны ли республиканские власти вмешиваться в подобные ситуации, то я считаю, что они могут вмешиваться в любую ситуацию, поскольку владеют большей информацией и имеют объективную точку зрения.

Николай Базаров – генеральный директор ООО «Елабуга УкупрПласт»:

- Мы тоже сталкивались с похожей проблемой. В начале 2000-х годов Елабужское предприятие укупорочных и пластмассовых изделий, в котором работает много инвалидов, посетил Минтимер Шаймиев, который на тот момент был президентом Татарстана. Я обратился к нему от имени коллектива с просьбой посодействовать в налаживании отношений с «Татспиртпромом». У нас уже тогда было размещено дорогостоящее импортное оборудование, активно работали с ликероводочными заводами соседних регионов, но никак не могли пробиться в «Татспиртпром». Наше письмо Минтимер Шарипович отписал Когогину, который тогда работал министром промышленности. Я был на приеме у Сергея Анатольевича, и только благодаря его личному звонку у нас стало налаживаться сотрудничество с руководством «Татспиртпрома», а то даже разговаривать не хотели.

Объемы поставок елабужских колпаков на заводы «Татспиртпрома» в последнее время резко упали. Если раньше они доходили до 7 миллионов штук в месяц на сумму около 4 миллионов рублей, то сейчас – 1,5 миллиона штук на сумму около 700 тысяч рублей. Мы сейчас более активно начали работать с ликероводочными заводами из других регионов – Удмуртии, Кировской области, а также Екатеринбурга, Челябинска, которые используют наш традиционный резьбовой алюминиевый колпачок размером 28х18. Мысль наладить производство пластмассовых колпаков года четыре назад у меня тоже была, но на ее реализацию не хватило финансовых средств. Сейчас уже таких планов нет, поскольку конкурировать по пластмассе с Китаем бесполезно, тем более после вступления России в ВТО. Они привозят огромный ассортимент, а цены у них дешевле, чем стоимость сырья в России. Так что мы лучше будем обновлять линии по производству стандартных алюминиевых пробок.

P.S. Газета «БИЗНЕС Online» продолжает следить за ситуацией и тем, как руководство «Татспиртпрома» будет выходить из неоднозначной ситуации, в которой оно оказалось.

Справка

ООО «ЕвроКап». Казань.

По данным СПАРК, уставный капитал (на 28.05.2012) – 10 тыс. рублей.

Совладельцы: Евгений Игонин (50%), Радик Файзуллин (50%).