Одна из фишек фестиваля – гала-концерт солистов Мариинского театра, он посвящен величайшему певцу, уроженцу Казани Федору Шаляпину. Программа концерта уже прозвучала в Санкт-Петербурге на новой сцене Мариинского театра 17 июня в рамках фестиваля «Белые ночи». Идея проведения подобного концерта принадлежит Валерию Гергиеву. Он высказал пожелание приехать в Казань на Универсиаду еще в прошлом году, когда привозил на Шаляпинский фестиваль «Очарованного странника» – оперу Родиона Щедрина в постановке Алексея Степанюка. Впрочем, скоро идея привезти на родину Шаляпина певцов из Мариинского театра модернизировалась, и Гергиев предложил принимающей стороне сделать копродукцию. Таким образом, в программе принимают участие звезды Мариинского театра, а Казань представят солисты ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Альбина Шагимуратова и Михаил Казаков, а также главный дирижер нашего театра Ренат Салаватов (его можно будет видеть за дирижерским пультом попеременно с Гергиевым). Кстати, в концерте будет участвовать и мегазвезда мировой оперной сцены, но имя пока держится в секрете.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ: МИХАИЛ ПЛЕТНЕВ СНОВА В КАЗАНИ

За дирижерским пультом во время исполнения оперы Чайковского «Евгений Онегин» можно будет видеть музыкального руководителя постановки, пианиста, композитора и дирижера Михаила Плетнева. На Шаляпинском фестивале 2012 года Михаил Васильевич был дирижером оперы «Евгений Онегин» только однажды, и вот второй визит маэстро, когда он снова встанет за пульт в оперном театре. Когда с Плетневым обговаривалось его участие в постановке в Казани «Евгения Онегина», он поставил непременное условие: «Никакого модерна, все должно быть строго по Пушкину и Чайковскому». Кредо Плетнева – уважительное отношение к классике – было соблюдено. Так что нам покажут «настоящего Чайковского». Побывать на спектакле, где за дирижерским пультом будет стоять музыкант такого уровня, – редкая удача.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: ПРОСТО «ОНЕГИН»

Театр современного балета Бориса Эйфмана, который потряс казанцев в апреле двумя постановками – «Карамазовыми» и «Анной Карениной» – снова в Казани. На этот раз нам предлагают балет «Онегин», вот просто так, без имени главного героя. Пушкинский сюжет перенесен в наше время и рассказан языком хореографии. «Почему я обратился к роману Пушкина «Евгений Онегин», что волнует меня сегодня в нем? Этот роман назван «энциклопедией русской жизни», в нем Пушкин прозрел и создал удивительно точный архетип русского характера своего времени, сотворил поэтический образ русской души, загадочной, непредсказуемой, необыкновенно чувственной. Всем своим творчеством я пытаюсь разгадать тайну русской души. И обращение хореографа к роману «Евгений Онегин» – это еще одна попытка выразить таинство духа. Я перенес пушкинских героев в наши дни, в новые обстоятельства, более драматические, даже экстремальные, когда старый мир рушится, и жизнь диктует новые правила. Эксперимент этот мне был необходим для того, чтобы ответить на волнующий меня вопрос: что есть русская душа сегодня? Сохранила ли она свою самобытность, свою тайну, свою притягательность? Как распорядились бы сегодня своей судьбой герои романа? Что в «энциклопедии русской жизни» было печатью времени, а что стало знаком судьбы многих поколений моих сограждан?» – рассказывает о своем замысле Эйфман. В спектакле звучит музыка Чайковского и нашего современника, композитора Александра Ситковецкого.

ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ: ОДНА ИЗ ВЕРШИН ТВОРЧЕСТВА ГЕРШВИНА

Фестиваль откроется 6 июля концертным исполнением оперы «Порги и Бесс» ― одной из вершин творчества Джорджа Гершвина. Опера впервые ставится на сцене ТГАТ оперы и балета им. Джалиля. Материал, выбранный Гершвином для создания оперы, разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация неправильного народного произношения. Премьера оперы состоялась в 1935 году в Карнеги-холл. Газета Christian Science Monitor провозгласила «Порги и Бесс» «важнейшим вкладом Гершвина в музыку», а Boston Transcript отметила: «Пора признать Гершвина серьезным композитором». «Порги и Бесс», хотя ее иногда и называют чем-то средним между оперой и мюзиклом, считается самой известной и популярной американской оперой. В казанской постановке принимают участие афроамериканские певцы, что соответствует либретто оперы. Музыкальный руководитель – итальянский маэстро Марко Боэми.

ПРИЧИНА ПЯТАЯ: РОКОВОЙ ТРЕУГОЛЬНИК

На «Фестивале фестивалей» можно будет увидеть последнюю премьеру казанской оперной труппы – оперу «Аида» Джузеппе Верди в постановке одного из самых дорогих российских режиссеров Юрия Александрова. В активе этого режиссера из Санкт-Петербурга несколько «Золотых масок», постановки на лучших европейских сценах, в том числе в Ла Скала и Арена ди Верона, где он конкурировал с самим Франко Дзефирелли. «Аида», премьера которой прошла 1 февраля этого года, – первый опыт сотрудничества Александрова и ТГАТ оперы и балета им. Джалиля. С момента премьеры история любовного треугольника Амнерис - Радамес - Аида была показана всего пару раз. На фестивале «Шаляпин. Нуриев. Казань» главные партии исполнят Ахмет Агади из Мариинского театра и Оксана Крамарева из национальной оперы Украины. В партии Рамфиса (ее, кстати, пел сам Шаляпин) можно будет слышать солиста Большого театра и одновременно казанской оперы Казакова – одного из топовых российских певцов последних лет.