ТОЛЬКО У НАС И ТОЛЬКО 11 РАЗ

Идея создать для культурной Универсиады специальное цирковое шоу посетила городские власти еще три года назад, когда канадский цирк привез в Казань одно из самых знаменитых своих шоу «Кортео» в постановке культового режиссера Даниэля Финци Паски. Поначалу говорили о шоу на воде, но потом было решено перенести на сушу. Бюджет шоу в цирке не комментируют, это коммерческая тайна, известно только, что деньги на создание представления дали спонсоры.

В активе канадского цирка есть одно подобное уличное шоу, оно идет в Квебеке и заказано цирку городом для привлечения туристов. Шоу в этом городе необычайно популярно и действительно привлекает туристов, идет оно в летний период уже в течение пяти лет и каждый год трансформируется.

По словам вице-президента Цирка дю Солей в России и Украине Крега Кохона, несколько российских городов предлагали сделать у них уличное шоу, но цирк остановился на Казани, с которой еще во время первых гастролей в 2010 году установились хорошие деловые и дружеские отношения. Не будет такого шоу и на Олимпиаде в Сочи.

Для универсиадного шоу была создана специальная команда, которую возглавила режиссер Вероник Дюссо. Был написан специальный сценарий, специальная музыка, сшиты костюмы. То есть по уровню творческого похода это шоу не отличается от тех представлений, что живут годами и даже десятилетиями.

Над шоу работали 22 артиста из 6 стран мира. Но по сценарию главными героями стали дети. Дюссо репетировала с двумя маленькими казанцами – Азатом Салиховым и Эльвиной Шариповой.

- Мне пришлось сделать очень сложный выбор – все маленькие претенденты, которых отобрал город, продемонстрировали очень сильный уровень, оказались очень открытыми и эмоционально подготовленными, – рассказывала режиссер. – Эти ребята были выбраны не случайно – Азат учится в цирковой школе, а Эльвина занимается художественной гимнастикой.

Впрочем, в шоу занято еще несколько десятков казанских ребят, и все они, когда спектакли завершатся, получат специальные сертификаты, подтверждающие, что они работали с канадским цирком.

- Большое достижение начинается с маленькой искорки. Такие искры мелькают каждый день в нашей будничной жизни. Некоторые из них, пролетая мимо, зажигают нас, и тогда внутри нас разгорается пламя. Это и послужило началом истории, которую мы хотим рассказать вам, истории о двух детях, испытавших радость и вдохновение от игр; детях, в которых вселились эти искорки. Игры стали их страстью, помогли им стать спортсменами высочайшего уровня и достичь всего, о чем они мечтали, – рассказывает об идее шоу руководитель пиар-службы цирка Екатерина Бюшгенц.

ПЕВИЦА В ГОЛУБОМ И КРАСНЫЕ ШАРЫ

Шоу в культурном парке Универсиады начинается в 22:00. Часа за полтора в парк ручейками уже стекались зрители. Из разговоров можно понять, что на представление собрались не только приехавшие из Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска, но и туристы из многих городов России.

Цирк на этот раз выступает на большой, специально построенной сцене, по бокам от которой два экрана. Они во время шоу выручат многих – зрителей, по приблизительным подсчетам работников полиции, собралось около 6 тыс., естественно, далеко не все могут рассмотреть, что происходит на сцене, и вся их надежда на эти экраны.

Тот, кто видел предыдущие шоу канадского цирка, уже может узнать его почерк, и на этот раз создатели действа ввели в него все характерные для канадского цирка элементы. Зрители еще только предвкушают что-то необычное, а на сцене уже как-то незаметно появляется певица в голубом – она будет с нами практически все 60 минут шоу. Низкий завораживающий голос, немного гортанный, с какой-то нездешней, немного диковатой энергетикой мгновенно берет в плен. Барабаны отбивают ритм, шоу начинается.

Надо помнить, что нам предлагают представление для улицы, своего рода цирковую комедию дель арте, где, правда, нет традиционных героев-масок, но есть это идущее от средневековых представлений единение сцены и зала под открытым небом. И действительно, в сторону зрителей летят белые шарики, затем гигантские красные шары, публика ловит их, бросает дальше. Все, желаемое достигнуто. Зрители втянулись в действо, став его частью, что и нужно артистам. Момент раскрепощения публики состоялся, они приняли эту почти что детскую манеру игры.

А дальше один номер сменяет другой, воздушные гимнасты взмывают под самый потолок, летят качели, акробаты выделывают немыслимые вещи на батуте. Нельзя и не нужно раскладывать Цирк дю Солей по полочкам, вычислять, что и как проделывают артисты. При желании, конечно, можно все про все узнать, но тогда пропадет та самая магия, за которую зрители так любят канадский цирк.

Его тайна – в настроении, в тех образах и метафорах, которые есть в каждом шоу. В любом, в самом простом номере есть некая философская «подложка», ее надо просто уметь почувствовать и разгадать. И познание этого нематериального пласта гораздо более плодотворно, чем обсуждение того, сложный или несложный номер нам предлагают.

БЕЗ СТРАХОВКИ ИЛИ «РУССКАЯ РУЛЕТКА»

В универсиадском шоу публика видит номер, который Цирк дю Солей впервые показывает в Казани, его не просто не было ни в одном из привозимых к нам шоу, трудно представить, что такое вообще может быть.

…Перед сценой стоит странное сооружение. Оно напоминает стрелу подъемного крана, на конце которой помещено колесо. До последних минут шоу публика ломает голову и пытается отгадать, что же это такое.

Сооружение называется «колесо смерти», и работает на нем артист, к амплуа которого трудно подобрать эпитеты. Его зовут Джозеф Бауэр, он атлетически сложен и харизматичен. Стрела начинает подниматься, и Бауэр, оказавшийся на колесе с его внешней стороны, вынужден все время бежать вверх. Секунда промедления, и он просто рухнет вниз. Артист работает без страховки!

Ситуация нагнетается – Бауэр берет скакалку и прыгает через нее на самой верхней и неустойчивой точке. Потом он завязывает глаза черной лентой и продолжает свой бег на описывающем окружность колесе. Многотысячная толпа не дышит, это напоминает по уровню риска «русскую рулетку». Номер, идущий не более пяти минут, кажется бесконечным… Наконец, музыка, и Бауэр раскланивается.

Мы аплодируем, мы облегченно выдыхаем, нам кажется, что это мы сами стояли на этом вращающемся колесе на высоте третьего или четвертого этажа. На сцене – все участники представления, час пролетел, шоу завершено.

Но такой великий соблазн прийти завтра на него снова и опять слушать гортанный голос певицы в голубом, которая может одинаково хорошо петь и этнику, и классику, видеть счастливые лица наших казанских ребятишек, гордых от того, что работают наравне с профессиональными артистами. Замирать, когда Бауэр на своем колесе ставит на кон свою жизнь. И это не глупое лихачество, а мастерство и немножко авантюрный характер.