Сотовая связь меньше чем за десять лет стала неотъемлемой частью жизни людей. Не только голосовая, но и видеосвязь, мобильный Интернет, мобильное телевидение уже стали реальностью. Но современный этап развития мобильных технологий - далеко не предел. Какие возможности мы получим в будущем благодаря их развитию? За счет чего будет развиваться рынок? Своим мнением об этом с газетой «БИЗНЕС Online» поделился директор отделения по РТ компании "МегаФон" Игорь Азуров.  

СКОРО МЫ ДОГОНИМ ЯПОНИЮ

- Игорь Юрьевич, начнем с вопроса, который сегодня волнует многих – что будет с ценами на сотовую связь? У некоторых операторов уже подорожал роуминг, sms … Этот процесс неизбежен?

- Кризис, конечно, не обошел стороной отрасль связи: стоимость активов некоторых компаний упала почти в 4 раза. Важно отметить, что сотовые операторы в основном работают на зарубежном оборудовании, расчет ведется в иностранной валюте. Рост доллара, курсовые разницы приводят к тому, что затраты растут. Желание компаний компенсировать свои издержки вполне закономерно. Но у компании "МегаФон" пока нет планов по изменению цен в сторону увеличения.

- Как вы думаете, из-за кризиса люди будут меньше разговаривать по мобильному телефону?

- По сравнению с декабрем 2008 года мы отмечаем снижение трафика в наших сетях на 5-10 процентов. Но это не показательно, потому что январь–февраль всегда были периодом затишья, когда происходит спад деловой активности. С марта, как правило, активность абонентской базы увеличивается, начинается рост трафика. Поэтому оценить, действительно ли наметился устойчивый спад, можно будет только через 2-3 месяца.

- Как развивался рынок сотовой связи в Татарстане в 2008 году?

- Шел уверенный рост рынка. Если к началу прошлого года проникновение сотовой связи в Татарстане было в районе 123 процентов, то к концу года – 137 процентов. На сегодняшний день это самый высокий уровень в Поволжье.

- Судя по этим цифрам, этап количественного роста в республике уже завершился. Как, на ваш взгляд, рынок будет развиваться дальше?

- Мы будем продолжать наращивать абонентскую базу. Пик подключений у операторов пришелся на 2005 год. После этого наметился спад: каждый год операторы подключали меньше по сравнению с предыдущим годом. Для "МегаФона" это нехарактерно: в 2008 году компания подключила больше абонентов, чем даже в предыдущие годы, мы отметили подключение миллионного абонента в Татарстане. Поэтому 2009 год может вопреки кризису стать даже лучше предыдущего: люди будут искать более выгодные тарифы и за счет этого переходить от одних операторов к другим.

- Как распределен рынок сотовой связи в Татарстане между операторами?

- Мы пришли в Татарстан в 2003 году, и нам было нелегко развиваться здесь в силу того, что в республике уже были сильные игроки. Сейчас доля рынка "МегаФона" по количеству абонентов на татарстанском рынке составляет более 24 процентов. Однако она постоянно увеличивается, и сейчас активные абонентские базы всех операторов "большой тройки" примерно равны. Дело в том, что у нас разная методика учета активных абонентов. Сейчас у нас более миллиона 100 тысяч абоненов, из них примерно 90 процентов - активные. По нашим канонам активным считается абонент, который совершил звонок и имеет деньги на лицевом счете в течение трех последних месяцев. Если в это время он не совершал звонков и не писал sms , даже при наличии денег на счете, он не считается активным. У нас наиболее жесткая абонентская политика среди всех операторов "большой тройки", мы регулярно обновляем свои базы. Зная эти особенности учетной политики, можно сделать вывод, что у нас примерно одинаковые активные базы.

Отделение по РТ компании "МегаФон"

ОАО "МегаФон" - первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM900/1800. Лицензионная территория ОАО "МегаФон" охватывает 100% территории России, где проживает 147 миллионов человек.

В Татарстане коммерческая эксплуатация сети "МегаФон" начата 12 февраля 2003 года. За пять лет общий объем инвестиций в развитие сети на территории республики достиг $200 млн.

На сегодняшний день сеть "МегаФон" обеспечивает качественное радиопокрытие в 43 районах Татарстана, на территории которых проживает 95% населения республики. За шесть лет работы "МегаФон" обеспечил уверенный прием во всех районах РТ, установив более 500 базовых станций. Свыше 60% нового оборудования компания устанавливает на территории малых населенных пунктов и в отдаленных районах.

Компания "МегаФон" неоднократно реализовывала проекты республиканского масштаба, направленные на повышение уровня жизни населения, инвестиционной привлекательности региона. В 2005 году "МегаФон" стал официальной сотовой связью празднования 1000-летия Казани, в 2007 - официальным партнером празднования 1000-летия Елабуги. 2008 год был отмечен подключением миллионного абонента в республике Татарстан.

- Есть мнение, что скоро операторы скупят всех продавцов сотовых телефонов и независимого сотового ритейла не останется. У компании мегафон есть такие планы?

- В данный момент нет данных о том, что "МегаФон" планирует приобрести кого-либо из сотовых ритэйлеров. Уровень доходности этого бизнеса очень низкий – порядка 5-8 процентов. При этом, большие проблемы с кадрами, очень большая "текучка", потому что работа действительно довольно сложная. К тому же, это постоянные затраты на обучение, ведь консультант должен быть грамотным и хорошо обученным. Достаточно сложно интегрировать крупного ритэйлера, сделать его своим подразделением. Я считаю, что это не тот путь, по которому надо развиваться.

Пару лет назад я был в служебной командировке в Японии, и японцы очень удивились, узнав, что мы до сих пор подключаем абонентов. У них этот этап уже прошел и теперь человеку чуть ли не при рождении присваивается "сим-карта". Они практически "живут" в телефоне: управляют своими личными счетами, оплачивают покупки, коммунальные расходы через телефон. Более того с помощью телефона можно управлять роботом, который находится в квартире - давать ему разные задания, следить, все ли в порядке дома, а если что-то случится - робот даст знать. Я, конечно, был удивлен! Ведь мы тогда пользовались только голосовой связью и sms , не было даже мобильной электронной почты!

За счет чего тогда живут местные сотовые операторы? Уже тогда они опирались на свои собственные салоны связи, где в основном занимались обслуживанием, оказанием услуг абонентам. Они предположили, что и у нас ритэйл, дилерство со временем отомрут, и операторы будут удерживать свои абонентские базы именно за счет качества обслуживания, связи, предоставляемых услуг. Наверное, они в чем-то правы. Это было всего три года назад, но кто бы мог тогда подумать, что у нас практически все ритэйлеры будут проданы? Поэтому, думаю, мы будем развиваться в сторону увеличения количества собственных офисов.

- Как вы думаете, когда развитие сотовой связи в России достигнет такого уровня, как в Японии?

- Еще три года назад у "МегаФона" в Татарстане не было и 200 базовых станций, а сейчас у нас их более 500. Мы строим сеть третьего поколения, уже сейчас используем технологии Wi-Fi , WiMax, мы идем вперед гигантскими шагами. Я думаю, что такого уровня развития услуг, как в Японии сейчас, мы достигнем лет через 15.

В КАЗАНИ АБОНЕНТ НЕОБЫЧНЫЙ

- Сейчас многие компании разрабатывают специальные "антикризисные" предложения? Есть ли они у компании "МегаФон"?

- Мы разрабатываем ряд целевых тарифных предложений, смоделированных под определенный сегмент абонентов. Кроме того, предлагаем тарифные опции: если правильно ими пользоваться, можно серьезно сэкономить на связи.

Мы дали абоненту возможность самому строить свое общение, самому подобрать то, что ему важно. Для бизнес-сегмента – электронная почта, Интернет и так далее. Для жителей сельких районов – услуги и тарифные опции, которые позволяют сэкономить. Также особую актуальность приобретает наша программа "МегаФон-бонус": подключившись к "МегаФону", каждый абонент автоматически становится участником этой программы. Он накапливает бонусные баллы просто за то, что пользуется связью, а потом может обменять их на sms , mms или на минуты разговоров.

- Ваши планы по запуску сети третьего поколения 3 G в Татарстане во второй половине 2009 года в силе?

- "МегаФон" завершил прошлый год с неплохими финансовыми результатами, и пока мы не планируем отменять наши проекты и инвестиции в развитие, в том числе в 3G. 3G - это новый уровень обслуживания наших абонентов: более качественная голосовая связь, скорость передачи данных в три раза быстрее. Мобильный Интернет, мобильное телевидение, видеозвонок в сети 3 G стали реальностью.

- Одно из самых громких событий прошлого года – выход на российский рынок iPhone 3G . Насколько он оправдал ваши ожидания по продажам?

- Кампания по продаже iPhone 3G как раз совпала с кризисом. Поэтому ожидания были гораздо выше, чем произошло в действительности. Но мы все равно стараемся повернуть ситуацию в свою сторону: вводим специальные тарифы, предлагаем рассрочку. Я согласен с тем, что продукт несколько дороговат, однако к нам ни разу не обращались по поводу его качества.

- Оба ваших главных конкурента известны нашумевшими ребрэндингами. Планирует ли "МегаФон" пойти по этому пути?

- Я не думаю, что нам это нужно. "МегаФон" - это состоявшийся брэнд. Ребрэндинг требует колоссальных затрат и я думаю, что можно найти более удачное применение инвестициям, чем проводить ребрэндинг того, что и так выполняет свои задачи. Ребрэндинг не должен быть самоцелью, как это часто случается.

- Каков "портрет" среднего абонента "МегаФон" в Татарстане?

- Средняя доходность нашего абонента - 260 рублей в месяц, каждый из них выговаривает порядка 300 минут. Возраст, социальное положение - самые разные, но я заметил, что это, как правило, люди активные, целеустремленные.

- Есть ли особенности у татарстанских абонентов? Недавно руководитель одного автосалона, приехавший из Санкт-Петербурга, рассказал нам в интервью, что машины в Казани водят совсем по-другому, чем в Питере...

- Я с ним согласен! У казанских водителей есть своеобразное чувство азарта на дороге - догнать, обогнать, затормозить перед самым носом! Я к этому долго привыкал... А что касается абонентов - в Казани абонент необычный. Он очень требовательный: если связь - то хорошая, если услуга - то качественная. У нас есть один абонент в Закамской зоне – "Барабашка" (это его ник). Он нам периодически присылает "гадости" (как я их в шутку называю): Опять связи нет! Это плохо! То плохо! Но, надо отметить, он очень позитивный и справедливый. После того, как наши технари все поправят, пишет - спасибо, все исправили, молодцы. А через какое-то время опять жалуется. Но к другому оператору не уходит, преданный мегафоновец!

Я считаю, что это нормально, потому что клиент вправе требовать хорошего качества услуг. Недавно мы объявили программу "Тотальное качество", которая помогает нам налаживать обратную связь с нашими абонентами. Если кому-то не нравится качество связи, он может заявить об этом через сайт компании или по телефону. Мы обязаны в трехдневный срок отработать заявку, и сообщить клиенту об устранении неполадки. К примеру, прошел ураган, из-за сильного ветра антенны изменили угол наклона или азимут направления. Мы не можем это отследить никак, кроме того, как объехать все станции и измерить уровень сигнала. Но лучший измеритель - это абонент. Если в вашем районе связь всегда была хорошая, а сегодня плохая, сообщите, и мы приедем и все отрегулируем. Но бывает, что для того, чтобы устранить пробел качества, нужно строить базовую станцию. Тогда мы сообщаем абоненту, что будем строить базовую станцию, и через два-три месяца качество связи улучшится.

- Как вы подбираете сотрудников в свою компанию?

- У нас в компании в Татарстане трудятся около 200 человек: половина - коммерческое направление, другая половина - техническое и административное. Обязательным требованием для всех сотрудников является высшее образование. В техническое направление, конечно, берем специалистов с образованием связиста. В коммерческие структуры стараемся брать людей с профильным образованием и опытом работы. В сферу обслуживания - также только с высшим образованием, потому что мы считаем, что качество обслуживания клиентов превыше всего.

ТАРИФ ДЛЯ ЗАМДИРЕКТОРА ЗАВОДА:
МИНУТА - 20 РУБЛЕЙ, ПЕРВЫЕ 20 СЕКУНД - БЕСПЛАТНО!

- Вы помните свой первый сотовый телефон?

- Сотовый телефон у меня появился в 2001 году, тогда я работал главным инженером на Ульяновском механическом заводе №2. Это была Nokia стандарта DAMPS со здоровенной антенной. Минута разговора тогда стоила около 20 рублей. Завод оплачивал мне 600 рублей на связь, но мне этого так не хватало! Помню, бился за каждую минуту: на моем тарифном плане первые 20 секунд были бесплатные, и я стремился укладывать все свои разговоры в эти 20 секунд. Как же далеко шагнула связь с тех времен!

- А сейчас какой у вас телефон?

- Сейчас у меня два телефона - Nokia Е90 и iPhone . Е90 - это мой мобильный офис, благодаря которому я не привязан к рабочему месту. В нем очень удобная клавиатура, можно быстро набирать текст, работать с программами.

А iPhone сначала не произвел на меня особого впечатления, пока я не узнал, как бесподобно он работает с почтой! Очень удобно, я таких телефонов еще не встречал.

- Часто меняете телефоны?

- Примерно раз в год. В моей сфере деятельности помимо голосовой связи необходимы различные приложения и программы, поэтому если выходит что-то более удобное, чем старое, стараюсь менять.

- Как произошел ваш переход с завода в Ульяновске в отделение федеральной сотовой компании в Казани?

- В компанию "МегаФон" меня пригласили в 2005 году, когда я был заместителем генерального директора Ульяновского краностроительного завода. Начинал в Ульяновском отделении, потом меня командирвали в Татарстан, полгода я работал в Набережных Челнах. После этого меня назначили в Казань на должность заместителя директора, а в прошлом году я стал директоромотделения.

- Как вам Казань?

- Замечательный город. Я никогда не был в Казани раньше, а мои знакомые, те, кто был здесь до 2004 года, говорили, что здесь кругом проблемы. А оказалось, такой замечательный город! И теперь уже те, кто был здесь раньше, приезжают ко мне и удивляются, как же сильно он изменился за последние годы. И даже за те три года, что я здесь, перемены впечатляют! Казань, на мой взгляд, можно смело ставить рядом со многими европейскими городами.

Ринат Билалов,
Жанна Печенко

Азуров Игорь Юрьевич  

Директор Отделения по Республике Татарстан ОАО "МСС-Поволжье".
Родился 14 декабря 1963 года в г. Свободный Амурской области.
Образование высшее. В 1984 году окончил Рязанское высшее военно-десантное командное училище, по специальности "Командная", квалификация "Инженер по эксплуатации".
Трудовая деятельность: 
1980 – 1998 – служба в армии
1998 – 2005 - ОАО Ульяновский механический завод
1998 г. - принят на должность   управляющего производством и режиму
1999 г. - переведен на должность главного инженера завода
2000 г. - переведен на должность технического директора
2002 г. - переведен на должность управляющего производством
С августа 2005 г.   - ОАО "МСС-Поволжье"
08.2005 – 07.2006 – заместитель директора Ульяновского отделения ОАО "МСС-Поволжье"
07.2006 –07.2008 – Заместитель директора отделения по Республике Татарстан ОАО "МСС-Поволжье"
С 01.08.2008 – директор отделения по Республике Татарстан ОАО "МСС-Поволжье"
Женат, двое детей.
Увлечения: прыжки с парашютом, полеты на параплане, горные лыжи.