- Какие антикризисные меры, помимо сокращения штата вы принимаете?
- Как я уже говорил, нам пришлось немного сократить персонал. Кроме того, мы были вынуждены "заморозить" инвестиции в новые проекты. В то же CNewsTV , в новые разработки программного обеспечения, в новые сервисы. Это, пожалуй, все. Мы думаем, что ситуация стабилизируется в ближайшее время, и поэтому не принимаем каких-то резких мер. Все основные направления продолжают существовать и развиваться.
БОЛЬШИНСТВО РОССИЙСКИХ СМИ ВЕДУТ ПОЛИТИКУ, ОРИЕНТИРОВАННУЮ НА РЕКЛАМОДАТЕЛЯ
- Информационные технологии – тема очень специфичная. Скажите, у вас работают люди со специальным IТ-образованием?
- У нас работает несколько сотрудников, которые являются выпускниками вузов, связанных с информационными технологиями. Среди них нет программистов, но есть математики, специалисты по разработке информационных систем, есть эксперты в сфере электроники. Действительно, это люди, которые глубоко разбираются в технологиях. Но также есть люди, которые никогда не занимались информационными технологиями ранее, но они способны перерабатывать большие объемы информации, структурировать ее и делать правильные выводы.
Задача человека, который пишет, заключается не только в том, чтобы ретранслировать информацию, а также в том, чтобы ставить какие-то вопросы, находить на них ответы и передавать эти ответы читателю. И здесь важен аналитический склад ума и способность анализировать информацию. Не просто констатировать факт, а задавать вопрос: "А почему это происходит? Кому это выгодно, к каким последствиям может привести?"
CNews отличается от других СМИ тем, что наши сотрудники (в этом заключается наша редакционная политика) не боятся поднимать острые темы. Почему у нас такая большая аудитория? Потому что большая часть СМИ на IТ-рынке России недостаточно прочно стоят на ногах в плане продажи рекламы, в плане доступа к аудитории, поэтому они ведут политику, ориентированную на рекламодателя. Они никогда не поднимут острую тему, которая может навредить их отношениям с клиентом. CNews финансово более стабилен. Поэтому мы считаем, что это неправильно, когда вся редакционная политика настроена исключительно на ублажение поставщиков IТ. Редакционная политика, в первую очередь, должна удовлетворять интересы читателя, а читателю интересна правда такая, какая она есть. Поэтому у нас достаточно много острых тем.
- Максим, а вы что закончили?
- Российский государственный гуманитарный университет, факультет управления. Я занимаюсь менеджментом, управлением, журналистику никогда профессионально не изучал.
- Тем не менее, вы возглавляете аналитический центр CNews, проводите исследования рынка, ведете круглые столы. Можно ли сказать, что вы владеете темой от и до?
- Нет, я не могу сказать, что владею темой от и до. Люди, которые, например, сидят в зале во время круглого стола или конференции, часто, гораздо лучше меня разбираются в технологических аспектах решений. Моя задача грамотно организовать этот процесс, грамотно ретранслировать знания и опыт профессионалов, а потом передать их читателю. Наши знания больше лежат в области изучения рынка и его тенденций. Тут мы объективно сильны. Сегодня я чувствую некоторое удовлетворение от развития CNews в направлении общественно-экономического освещения рынка IТ. Следующим нашим шагом станет развитие в освещении темы собственно корпоративной информатизации. Мы намерены совершить переворот в этом сегменте. Сейчас отечественные СМИ, работающие в этом сегменте, находятся по уровню развития в том же состоянии, что и CNews в своей области в 2000 году. У нас есть принципиально новые идеи по тому, как должно выглядеть издание, освещающее тему информатизации. До недавнего времени для CNews это направление было факультативным, но сейчас мы настроены взяться за него всерьез.
IТ-ОТРАСЛЬ "ХРОМАЕТ" НА ОБЕ НОГИ
- Как, на ваш взгляд, изменился IТ-рынок с 2000 года?
- Кардинально. Дело в том, что когда мы только начинали работать (в свое время я был инициатором создания аналитического агентства CNews Analytics), нам пришла идея составить рейтинг IТ-компаний. До этого у других СМИ были разные рейтинги: "Самые лучшие IТ-компании", "Самые эффективные IТ-компании" и т д., но все они были субъективны. А наша идея заключалась в том, чтобы составить рейтинг по совокупному объему выручки по итогам работы компаний за год. Мы разослали анкеты IТ-компаниям, чтобы потом их отранжировать по показателю совокупной выручки. Тогда из многих компаний мы получали недоуменные вопросы: "Как вы можете нас спрашивать об этом? Это же наша коммерческая тайна". То есть IТ-рынок был очень закрытый и в значительной степени серый.
Когда мы этот рейтинг все же сделали - это был безусловный прорыв информационной открытости. Еще достаточно долго IТ-компании завышали свои показатели в маркетинговых целях. Это и сейчас остается, но в гораздо меньшей степени. Рынок стал более прозрачным. У нас появились компании, которые разместили свои акции на бирже. К сожалению, не так много: всего две успели провести IPO и еще некоторые провели закрытые размещения своих бумаг. Но сам факт - свидетельство того, что в России появился цивилизованный рынок. Не просто сборище каких-то компаний, которые импортируют компьютеры и продают их здесь, а цивилизованный рынок информационных технологий.
Безусловно, за эти годы очень сильно возросла экспертиза компаний-поставщиков и их заказчиков. Сегодня российские фирмы способны реализовывать очень сложные проекты, создавать территориально распределенные системы. Наши IТ-компании сейчас достаточно уверенно конкурируют на рынке, занимают лидирующие позиции, например, в области системной интеграции. В большинстве стран, чаще всего, местным игрокам очень сложно в своей стране контролировать создание крупных информационных систем, в основном такие заказы получают крупные американские подрядчики. А российские компании смогли "застолбить" за собой эту нишу. Это говорит о том, что у нас очень хорошие специалисты и профессиональные менеджеры. И у нас появилась отрасль в том понимании, в котором в 2000 году ее еще не было – отрасль информационных технологий с несколькими всемирно известными разработчиками ПО, с несколькими успешными поставщиками услуг оффшорной разработки ПО. Началось зарождение венчурной индустрии в сфере IТ.
Можно говорить о разных изменениях на рынке, но основные – это информационная прозрачность, качественно новый уровень профессионализма компаний, как в плане технологическом, так и в плане бизнеса. Начал происходить процесс консолидации, когда одни компании стали покупать других. К сожалению, кризис притормозил этот процесс, но отрасль все равно сейчас принципиально другая, чем девять лет назад.
- Какие основные тренды на IТ-рынке вы можете отметить сегодня?
- Стагнация в связи с экономическим кризисом. Многие руководители из IТ-компаний высказывают пессимистические прогнозы о том, что информационные технологии в краткосрочной перспективе не способны повысить эффективность предприятий. IТ хороши, когда ситуация стабильна, когда экономика растет. Тогда можно их использовать для запуска новых услуг, поддержки основного бизнеса, его оптимизации. Сейчас такой стабильности нет, и рынок находится в состоянии напряжения. Тем более, лидеры рынка – крупные IТ-компании - имеют долговую нагрузку. Если полгода назад можно было взять кредит, то сейчас, как показал опрос CNews Analytics, среди руководителей российских IТ-компаний, основная проблема – кредитование. Для реализации крупных долгосрочных проектов нужны средства.
К сожалению, российская экономика остается ресурсной, а IТ-отрасль находится на периферии. Президент России Дмитрий Медведев все чаще говорит о необходимости информатизации, поддержке IТ-компаний, но по факту отрасль должной поддержки не получает. Поэтому компаниям приходится рассчитывать на самих себя. А они могли бы развиваться намного быстрее, если бы была поддержка со стороны государства. В том числе это касается и льготного налогообложения. В других странах для высокотехнологичных компаний существует льготное налогообложение. Соответственно, их компании более конкурентоспособны по цене, им легче инвестировать в собственные разработки. На международном рынке наши компании пока, к сожалению, конкурируют за счет качества образования специалистов и низкой стоимости персонала, а могли бы выигрывать и за счет высокого качества собственных продуктов. Это у нас на сегодняшний день две "хромые ноги": кризис и поддержка государства.
У ТАТАРСТАНА ХОРОШИЙ IТ-БАЗИС
- Власти Татарстана принимают меры по созданию в республике IТ-кластера, в частности IТ-технопарка. Как вы считаете, есть ли перспективы у таких проектов в период кризиса?
- Насколько я знаю, технопарк "Идея" в отличие от других подобных проектов в России "живой". Те проекты по информатизации, которые реализуются в Татарстане, произвели на меня очень яркое впечатление. На нашем ежегодном CNews FORUM выступал Николай Никифоров, генеральный директор Центра информационных технологии РТ, сейчас он вошел в кадровый резерв президента Медведева, и этот факт подтверждает его профессионализм. Он рассказывал о замечательных проектах по информатизации в органах госвласти Татарстана. Хочу отметить, что даже сама его презентация была современной в отличие от других с традиционными скучными слайдами. Он включил видеоролик и показал, как работают информационные технологии в Татарстане.
Я считаю, что на успех какого-либо проекта влияет очень много факторов. И для того, чтобы просчитать его успех, нужно проанализировать все моменты. У меня такой информации нет, поэтому я воздержусь от прогнозов.
Вообще, все, что я слышал о проектах информатизации в Татарстане, говорит о том, что здесь высокий уровень информатизации, и хороший базис. Широко известна крупнейшая татарстанская IТ-компания ICL-КПО ВС, которая реализует масштабные проекты не только в Татарстане, но и в других регионах России. Наше издание не раз писало о ней в своих обзорах, и я думаю, что мы будем сотрудничать и в дальнейшем.
Мне кажется, у Татарстана, как и у многих других регионов, нет иного пути, как создавать инновационную экономику, так как модель сырьевой экономики ущербна. Конечно, очень сложно убедить людей направить свои усилия в этом направлении, когда они буквально сидят на богатых природных ресурсах. Но нам очень хочется, чтобы экономика России была современной, и издание CNews будет делать все возможное, чтобы поддерживать отечественные высокотехнологичные компании. К сожалению, все крупнейшие рекламодатели российских специализированных изданий – иностранные компании - и IТ-СМИ часто занимаются только лишь удовлетворением их интересов. Выходит, кто платит, тот и заказывает музыку. Мы посчитали, что это неправильно и учредили ежегодную премию CNews AWARDS. Мы специально выделили несколько номинаций, в которых награждали российские разработки, отечественные компании за успехи работы на зарубежных рынках, крупнейшие социально-ориентированные проекты по использованию IТ. У России есть все необходимое для того, чтобы развивать сильные национальные IТ-компании, работающие по всему миру: разработчиков программ, компьютерной техники, поставщиков услуг. Мы поддерживали и будем поддерживать инновации в данной сфере, хотя бы потому, что нам самим интереснее жить в стране с современной, а не архаичной экономикой. Общество, полноценно использующее информационные технологии, кардинально меняется. Мне кажется, меняется к лучшему.
Лилия Сабирова,
фото Марии Зверевой
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.