Здание, которое начали строить как театр, а закончили как торговый центр |
ПОЛТОРА ГЕКТАРА В ЦЕНТРЕ ГОРОДА ПОД ТЕАТР
В Набережных Челнах в здании мэрии вчера состоялись публичные слушания, организованные комиссией по землепользованию и застройке города. Вел мероприятие директор МУП «Служба градостроительного развития», и.о. председателя комиссии Ленар Сальманов. Он пояснил, что слушания посвящены утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане. Всего рассмотрели 41 участок, но самый большой интерес присутствующих вызвал 11-й пункт, по которому 14870 кв. м (почти полтора гектара!) на площади Азатлык в центре города между зданиями ТЦ «Палитра» и мэрии города планируется выделить под строительство драматического театра.
Начальник техотдела муниципального казенного предприятия «Дирекция инжиниринга и аудита строительства» Альфиза Мусифуллина пояснила, что прежнее здание драмтеатра, строительство которого было начато, но не окончено ввиду нехватки финансовых средств, было продано предпринимателям, которые впоследствии открыли здесь ТЦ «Палитра». Поэтому теперь под строительство нового здания оформляется другой земельный участок.
Ленар Сальманов пояснил, что слушания посвящены утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане |
«ЗДАНИЕ ЧЕЛНИНСКОГО ТЕАТРА ХУЖЕ, ЧЕМ ДЕРЕВЕНСКИЙ КЛУБ!»
Не успел Сальманов спросить у участников публичных слушаний, есть ли у них вопросы, как тут же немолодая уже, но бойкая женщина крикнула с места:
– О каком театре идет речь? О татарском или русском?
Мусифуллина уклончиво ответила, что как таковой этот вопрос еще не обсуждался и никем не ставился.
– А кто-нибудь ставил вопрос, когда вы в 21 комплексе на участке, выделенном в генплане для татарского театра, жилые дома построили? – продолжила допрос женщина.
– Вы сначала представьтесь, пожалуйста! – вклинился в диалог председательствующий. – Вы кто будете?
– Неонила Фазлыева, пенсионерка я.
– Вы что, предлагаете снести жилые дома в 21-м комплексе и рядом стоящий Ледовый дворец и построить на его месте татарский театр? Разве плохое место предлагается? – спросил у женщины Сальманов.
– В любом случае сначала народ должен посмотреть этот участок! – сказала как отрезала Фазлыева, которой, по-видимому, очень нравится выступать на публике. – На публичные слушания по данному вопросу нужно было пригласить простых людей, а не только чиновников. Где народ? Почему вопрос обсуждается без народа? Я только сегодня утром совершенно случайно узнала, что вопрос строительства драмтеатра выносится на публичные слушания. Надо было нормально всех пригласить, чтобы люди пришли и высказали свое мнение. Нам всем должно быть стыдно, что такие великолепные, талантливые челнинские артисты выступают в здании хуже, чем деревенский клуб!
Неонила Фазлыева: «Нам всем должно быть стыдно, что такие великолепные, талантливые челнинские артисты выступают в здании хуже, чем деревенский клуб!» |
«ЭТОТ ВОПРОС МОЖНО РЕШИТЬ ПОЗЖЕ»
Фазлыева еще долго не успокаивалась, бросая яркие реплики вслед каждому выступающему. Представители татарского драмтеатра высказались в том духе, что раз новый участок выделяется взамен старого здания, который строился для татарского драмтеатра, значит и на новом месте должен быть построен именно татарский театр.
– В Набережных Челнах существует несколько театров: «Ключ», «Мастеровые», кукольный, татарский. Может, к тому времени, пока сделают проект и начнут строительство, появятся еще 10. Так для которого же из них эта земля выделяется? – спросил один из участников слушаний.
– Действительно, в городе имеется несколько театров, – согласился Сальманов. – И у каждого есть место дислокации. На заседании комиссии по землепользованию и застройке города обсуждался вопрос, как назвать драмтеатр – татарский или русский? Но в итоге пришли к выводу, что пока непонятно, из каких источников будут финансироваться проектирование и строительство. Еще даже проектная документация не разработана. Учитывая все это, решили, что пока преждевременно конкретизировать, какой это именно театр, и оставили определение просто «драматический театр». Этот вопрос можно будет решить позже.
С такой постановкой вопроса не согласился директор челнинского татарского драмтеатра Рашат Файзерахманов:
– Но дело в том, что в СМИ уже написали, что речь все-таки идет о татарском театре и тысячи челнинцев уже осведомлены об этом. Я считаю, что новое место для театра выбрано очень удачно, в центре города. Да и на предыдущем месте, предусмотренном генпланом города, построенные объекты и жилые дома не снесешь, поэтому нужно строить новое здание театра на новом месте. Но я все-таки предлагаю сегодня определить в документах публичных слушаний, что на этом месте будет построен именно татарский театр. Наш коллектив и наши зрители ждут этого уже долгие годы, – сказал Файзерахманов.
Сальманов попросил секретаря включить в протокол предложение директора театра и отметил, что «оно обязательно будет учтено».
Слева директор челнинского татарского драмтеатра Рашат Файзерахманов |
ХРОНИКА БОРЬБЫ ЗА СОБСТВЕННОЕ ЗДАНИЕ
Справедливости ради стоит отметить, что татарский драмтеатр Набережных Челнов, созданный 21 декабря 1990 года, ведет борьбу за собственное здание чуть ли не со дня основания, то есть уже 23 года. Как видно из материалов, опубликованных на официальном сайте (http://chelnyteatr.ru/) театра, в самое первое время артисты проводили репетиции в кабинете управления культуры мэрии, в фойе концертного зала и даже в коридоре. Спустя некоторое время труппа обосновалась в старом здании Дома культуры на улице Центральная.
15 октября 1991 года газета «Социалистик Татарстан» сообщила о том, что в Набережных Челнах народ, собравшийся на митинг памяти в честь погибших при обороне Казани в 1552 году, двинулся с площади Азатлык к зданию, в котором ранее располагался Атвозаводский райком КПСС. Дело в том, что горисполком принял решение передать часть здания татарскому театру, а президиум Горсовета выступал за передачу этих же площадей детским общественным организациям. Дело дошло до того, что для охраны здания был вызван ОМОН, но, к счастью, благоразумие взяло верх, и с того дня в одном здании начали работать и артисты татарского театра, и детская музыкальная школа.
В 2005 году детская музыкальная школа переехала в другое место, и 1 марта того же года при участии первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева состоялось открытие здания театра после реконструкции.
– Когда строился КАМАЗ, поколение того времени мы оторвали от корней, от национальных традиций. Татарский народ, живущий здесь в Челнах, также как и другие народы, потерял в духовном развитии. С вашей помощью нам нужно восполнить эту потерю. Не думаю, что вам легко. В Казани легче, потому что у казанских татар есть история, традиции, а тут, в Челнах, их нужно создавать. Поэтому мы сейчас разговаривали и с министром культуры и с главой города – в Челнах должен быть татарский театр хорошего уровня. Для этого должны быть созданы все условия, – сказал тогда Шаймиев.
26 апреля 2008 года в Набережных Челнах побывала делегация Госдумы РФ во главе с тогдашним первым вице-спикером Олегом Морозовым. В состав делегации входили олимпийская чемпионка, одна из вице-спикеров российского парламента Светлана Журова, а также депутат Елена Драпеко и председатель комитета Госдумы РФ по культуре Григорий Ивлиев. В тот же день РЦ «Батыр» состоялось выездное совещание комитета Госдумы РФ по культуре. Вечером того же дня на пресс-конференции челнинские журналисты сообщили Ивлиеву, что Набережные Челны являются, пожалуй, единственным полумиллионным городом в России, где нет здания театра – ни татарского, ни русского, ни кукольного – и спросили, может ли автоград рассчитывать на то, что на строительство зданий театров будут выделены федеральные средства?
– В некоторых исключительных случаях отдельные театры на территории России строятся за счет федерального бюджета, – сказал тогда Ивлиев. – Но все-таки это больше исключение, чем правило. При этом мы понимаем, что задача на перспективу – это строительство театров. Несмотря на то, что в России есть выдающиеся театры, количество театральных коллективов, если мерить европейскими или американскими мерками, у нас небольшое. Мы это совершенно четко осознаем.
Нынешнее здание театра |
«ВАШ ТЕАТР ДВИЖЕТСЯ К КАТАСТРОФЕ!»
Напомним, в апреле 2010 года автоград посетили критики минкульта РТ, которые посмотрели драму Мансура Гилязева «Бурлак», выдвинутую на соискание государственной премии РТ им. Тукая. После просмотра спектакля председатель коллегии критиков Нияз Игламов отметил, что в автограде сформировалась очень мощная театральная культура, которая требует внимания не только со стороны города, но и со стороны руководства республики.
– Есть большие перспективы для дальнейшего роста, – сказал Игламов, – но нужно трезво оценивать ситуацию и понимать какие-то важные, основополагающие вещи. Например, то, что город без театра – это просто населенный пункт. Но ваш театр движется к катастрофе! У меня болит душа, но я не могу об этом не говорить. Если в течение ближайших пяти лет вы не переедете в новое здание с нормальной сценой... Вы меня извините, но то, что у вас есть, – это не сцена. Из-за этого не могут в полной мере реализоваться возможности вашей труппы и даже драматургии, к которой вы обращаетесь. Вам нужно бороться за нормальное театральное здание. Если вы в ближайшее время не решите этот вопрос, то я вам гарантирую, вы перестанете быть театром, вы будете чем-то иным…
По мнению Игламова, пока челнинские артисты будут находиться в неприспособленном для театра помещении, они не смогут нормально выступать на фестивалях, организовать обменные гастроли, потому что другие театры, которые к ним приедут, не смогут даже установить здесь свои декорации.
– Давайте вместе подумаем, как нам сохранить татарскую театральную культуру в Набережных Челнах, – продолжил Игламов. – Мы сейчас проводим международный фестиваль тюркских театров Nauruz, есть совместные проекты с театрами Колумбии, Франции, и нужно понимать, что когда к нам приезжают иностранцы, в первую очередь они спрашивают: «Где татарский театр?» Их интересует наша национальная самобытность, потому что русский театр они могут посмотреть в Москве, Питере, Самаре, где угодно. Мне жаль, мне больно, но вашему театру уже 20 лет, ребята! Надо что-то делать.
В том же 2010 году, 19 ноября, в ДК «Энергетик» состоялся творческий вечер, посвященный 75-летнему юбилею народного писателя Татарстана, лауреата премий им. Станиславского и Тукая, ныне покойного Туфана Миннуллина. Стоя на сцене рядом с мэром Василем Шайхразиевым, писатель-аксакал, хитро улыбаясь, заметил:
– Я вам сегодня с разрешения Василя Гаязовича хочу открыть небольшую тайну. У нас сегодня с ним состоялся разговор, и мэр подтвердил, что у татарского драмтеатра Набережных Челнов будет собственное здание!
Эти слова челнинцы, сидящие в зале, встретил бурными аплодисментами.
Альфиза Мусифуллина: «Выделяемый участок очень большой, и в нем, по-видимому, вместятся два драмтеатра – и татарский, и русский. Все будет зависеть от фантазии архитекторов…» |
НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ПЕРЕЕЗД, ИЛИ ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ
Как удалось узнать корреспонденту «БИЗНЕС Online» из источников близких к руководству автограда, тот же Миннуллин в 2011 году был одним из инициаторов идеи передачи челнинскому татарскому драмтеатру здания ДК «КАМАЗ». В то время челнинский автогигант, активно избавляющийся от непрофильных активов, передал свой дворец культуры на баланс города. Однако на это решение наложил вето генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, который настоял на том, чтобы после передачи ДК «КАМАЗ» сохранил как коллектив, так и направление деятельности.
Видимо, после этого челнинские власти и задумались о выделении нового участка для строительства драмтеатра. А что касается споров о том, какой это будет все же театр русский или татарский, то, как выяснилось, ларчик просто открывался. В телефонном разговоре, состоявшемся по окончании публичных слушаний, Мусифуллина пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online», что выделяемый участок очень большой и в нем, по-видимому, вместятся два драмтеатра – и татарский, и русский. Все будет зависеть от фантазии архитекторов…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.