Сегодня материалы оценки воздействия на окружающую среду строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ-2) по маршруту Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург рассматривали в минтрансе РТ.

К участию в слушаниях заявились 125 участников, 7 из них записались выступающими.

В президиуме оказались глава минтранса РТ Ленар Сафин, главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева, помощник президента РТ Олеся Балтусова и другие. Слушания открыл Сафин, по его словам, Татарстан стоит на пороге беспрецедентного для всей России проекта.

«Направление соединит центральную часть России и Урал. Это большие агломерации, где проживает значительная часть населения страны, – сообщил он. – Это транспортная доступность для населения, и разные слои населения смогут себе это позволить. За 3,5 часа мы сможем добираться из центра Казани в центр Москвы. Кроме этого, проект имеет огромный потенциал для нашей промышленности, строительного комплекса. Проект будет решать очень много перспективных задач. Там, где есть высокоскоростное движение, есть инвестиции, привлекательность. Также данный проект будет толчком для демографии. Главная задача сегодня – рассмотреть и рекомендовать варианты прохождения трассы с наименьшим воздействием на экологию по территории республики».

С докладом на слушаниях выступил заместитель директора департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» Юрий Котлов, который сначала показал короткий презентационный фильм. Основными эффектами строительства магистрали Котлов назвал повышение связанности территорий, повышение экономической активности и трудовой миграции. Он также сделал акцент на том, что в мире ВСМ активно строятся. К 2025 году в мире будет построено 40 тыс. км таких путей.

Что касается новых рабочих мест, то строительство трассы Москва – Казань – Екатеринбург создаст до 80 тыс. новых рабочих мест, в том числе 45 тыс. мест в сопутствующих отраслях. «Это крупнейший заказ в национальной промышленности. Бизнес получит заказов на 270 миллиардов рублей», – уточнил спикер.

07.jpg
ВСМ пройдет от Москвы через Чувашию, Марий Эл, Башкортостан, Удмуртию, Татарстан и Пермский край. Общая протяженность трассы – примерно 1,5 - 1,6 тыс. километров

ТРАДИЦИОННЫЙ СПОСОБ – ЗАЩИТНЫЕ ЭКРАНЫ

Основной акцент слушаний был сделан на экологической составляющей. Выступивший представитель ЗАО «Экопроект» Андрей Казаченко сообщил, что цель оценки вреда окружающей среды – избежать ошибок на стадии проектирования.

Сейчас уже рассматривается откорректированный вариант того, что предлагалось ранее. Было несколько вариантов трассировки в Татарстане: 3 варианта и 7 подвариантов. Первый: Северный (с севера на юг протяженностью 236,1 км), второй: Южный (самый протяженный – 381,6 км) и, наконец, третий: рекомендованный (среднее положение, протяженность – 316,1 км, охват – 9 районов).

На территорию РТ трасса, судя по ранее выложенным на сайте минтранса документам, входит через Зеленодольский район – протяженность участка 29 километров. Далее 31 км по Казани с остановкой на «Северном вокзале». После Казани трасса идет по Пестречинскому району – 41 км, Тюлячинскому – 31 км, Сабинскому – 18, Мамадышскому – 41, Елабужскому (с остановкой в Елабуге) – 48 км, Менделеевскому – 36, Агрызскому – 38 километров. Общая протяженность трассы в рекомендованном варианте – около 316 км. При этом полоса отчуждения землеотвода трассы – по 15 - 16 га на 1 км трассы. Иными словами, в Татарстане под ВСМ необходимо выделить около 5 тыс. га земли.

«Наиболее важные виды воздействия: воздушная среда (шумовое загрязнение и загрязняющие вещества), – рассказал Казаченко. – Для линий железнодорожного транспорта устанавливается расстояние от источника воздействия. Традиционные способы защиты – шумозащитные экраны. Рассмотрен также комплекс экологических ограничений: водоохранные зоны, защитные леса».

Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Геннадий Балабанов – начальник технического управления департамента по строительству и новым технологиям ОАО «Скоростные магистрали» – на протяжении 60 км трассы будет установлен защитный экран, и казанцев, насколько это будет возможно, оградят от шума. По словам эксперта по экологии из Балтийского университета Петра Матвеева, ВСМ несильно отличаются от обычных поездов. Акустические экраны способны уменьшить шумность на 15 - 16 дБ. Из других способов уменьшения шума Матвеев назвал колеса с демпфирующими накладками, звукоизоляцию и вибродемпфирование шейки рельса. «Также может быть сделана земляная насыпь вдоль железной дороги. Если всех этих мер недостаточно, то будет выполнено специальное шумозащитное остекление», – подытожил он.

Что касается выкупа участков, Сафин заверил присутствующих, что бюджет Татарстана не пострадает при строительстве магистрали. «Схема выкупа земель будет обсуждаться. Будут внесены изменения в федеральное законодательство», – коротко коснулся он темы выкупа участков собственников на территории прохождения магистрали, заявив, что это не тема сегодняшнего обсуждения. Сноситься жилье там, где необходимо, будет в соответствии с федеральным законодательством и законодательством РТ.

65.jpg
Татьяна Прокофьева

ЛЕБЯЖЬЕ И ГОЛУБЫЕ ОЗЕРА ВЫВЕЛИ ИЗ-ПОД УДАРА

К собравшимся обратилась с небольшой незапланированной речью Прокофьева. «Это совершенно уникальный проект, и он окажет влияние на все территории республики. Когда наша проектная группа увидела все варианты, мы поняли, что они неприемлемы, – рассказала она. – Причина в том, что магистраль идет через озеро Лебяжье. В конечном итоге мы пришли к варианту, который идет по существующему железнодорожному коридору. Прошу его поддержать».

Она показала новую карту, согласно которой заход в Казань идет через основную железную дорогу, продолжается через Юдино вверх по существующему направлению. Лебяжье озеро при этом, по ее словам, не затрагивается.

Не будут затрагиваться, по заверениям Сафина, и Голубые озера.

Кроме того, новая трассировка учитывает заповедники. «Проект будет реализовываться только на тех территориях, где это возможно. Особо охраняемые природные территории мы обошли», – подчеркнул Балабанов.

«ПРОХОЖДЕНИЕ ТРАССЫ НЕДОПУСТИМО, ПРОЕКТ ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ…»

Горячих дебатов и скандальных дискуссий на слушаниях не случилось, хотя в социальных сетях татарстанцы достаточно бурно показывали свою негативную реакцию на последствия для экологии от строительства магистрали.

В интернете не оказалось последнего скорректированного предложения по рекомендованной прокладке трассы. На сайте ведомства была карта с несколькими вариантами трассировки, однако та, что не предполагает, например, обход Лебяжьего озера, появится в сети позднее!

Таким образом, получилось так, что все выступающие высказывали свое мнение и предложения, основываясь на нескорректированном варианте. Впрочем, общим местом стала неизбежная вырубка лесов и гибель животного мира.

Эмоциональным получилось выступление представителя организации «Гринпис» Наили Биктимировой. «Проект разработан с нарушениями федерального законодательства. Кроме того, представленные варианты нарушают Земельный кодекс, – практически без пауз перечислила она. – По объектам животного мира отсутствует информация. И вообще, нам не рассказывается, как нам будет хорошо, если дороги не будет. Беспозвоночные мелкие животные могут погибнуть на постоянном водоотводе. Ущерб составит от 12 до 21 миллиарда рублей, и по данному пункту в материалах ОВОС нет достоверных сведений. Прохождение трассы недопустимо! Проект требует серьезной доработки».

10.jpg
Александр Дембич

В ответ на ее возмущения о всевозможных нарушениях Котлов отметил, что на слушаниях рассматриваются предварительные материалы, которые есть на предпроектной стадии. «Некоторые исследования, конечно, пока не проводились. Но будет выполнен комплекс инженерно-экологических изысканий. В настоящее время происходит уточнение и оптимизация проекта», – сообщил он.

Председатель комитета по защите леса на Ноксинском спуске Рушания Ягафарова добавила, что нет расчета ущерба на животный и растительный мир, не прописано, как будет проходить каждый водоток. «Складывается впечатление об умалчивании и непредоставлении материалов», – сказала она.

Лилия Баранова из партии «Воля» рассказала, что в Татарстане есть 155 особых природоохранных территорий, более половины из которых подпадают под строительство трассы. «ВСМ – сомнительная ценность. А шум леса, пение птиц – вечные ценности. Какому проценту населения Казани важно добраться до Москвы за 3,5 часа? Почему год назад не было этого проекта? Важны вопросы экологии, работы. Надо узнать мнение народа, нужна вообще магистраль или нет», – вопрошала она.

Кстати, предложение о проведении референдума, в том числе в других российских регионах, не раз звучало в зале во время слушаний. Министр Сафин, однако, отрезал: «Не вижу никакого смысла в проведении референдума. На общественных слушаниях каждый желающий может высказать свое мнение по вопросу, и оно будет услышано», – и добавил, что согласно результатам опроса, проведенного министерством, более 60% населения Казани никогда не были в Москве.

12.jpg
Полоса отчуждения землеотвода трассы – по 15 - 16 га на 1 км трассы. В Татарстане под ВСМ необходимо выделить около 5 тыс. га земли

«МОЖНО ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ РАССМАТРИВАТЬ ВАРИАНТЫ, НО…»

Эколог из КФУ Нафиса Мингазова очень просила Сафина учесть все альтернативные варианты строительства магистрали. «Мы бы хотели предложить южный вариант, который вообще не рассматривался. Будет ли в следующий раз учтен и авиа- и автотранспорт?» – спросила она. Сафин на это ответил, что можно до бесконечности рассматривать все варианты, но должен быть здравый смысл. Мнения ученых, по его словам, будут учитываться. А вообще для реализации проекта будут приглашены и компании с мировым опытом…

Помимо выступлений неравнодушных горожан задавались также вопросы. Сергей Саначин – градостроитель – на вопрос, будет ли обсуждение проекта с градостроителями, получил утвердительный ответ.

23.jpg
Олеся Балтусова

Проект рассматривает и «нулевой» вариант, то есть отказ от строительства ВСМ. В этом случае прогнозируются экономические потери в средней и долгосрочной перспективе вследствие технологического и научно-технического отставания России в сфере развития высокоскоростного транспорта. Потери также будут и в результате упущенной выгоды от увеличения мобильности населения и роста пассажиропотока.

Горячо обсуждалась тема о том, не стоит ли лучше развивать авиацию и автотранспорт в республике, чем строить магистраль. Сафин на это ответил, что пропускная способность аэропорта – 2 млн. пассажиров в год, а у магистрали – 20 миллионов. Он также заверил, что непременно будет социальное ценообразование, которое позволит приобретать билеты и студентам, и пенсионерам, и детям со скидками.

Слушания, продлившиеся почти три часа, были завершены на ноте, когда вопросов остается все же больше, чем ответов. Сафин успокоил присутствующих тем, что и в дальнейшем проект будет подробно обсуждаться.

ВСМ УЖЕ «СЪЕЛА» ЗЕМЛЮ ПОД КАЗАНСКУЮ СОЦИПОТЕКУ

Реализация программы ВСМ еще не началась, однако проект уже фактически поставил вопрос о развитии Казани вширь – все территории микрорайона «Салават Купере» оказались в полосе отчуждения магистрали. Речь идет о 400 га застройки на 100 тыс. человек. С землями в Казани невероятно туго, но других площадей просто нет, заявил министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин в ходе совещания в кабмине. Президент РТ Рустам Минниханов сразу же распорядился наложить сервитут на эти площади, чтобы никакого строительства, «а то потом будем в 10 раз больше усилий прилагать, чтобы эту задачу решить», предупредил президент РТ.

Напомним, что этот инфраструктурный проект федерального масштаба призван связать между собой регионы центральной части России с Уралом через Поволжье. На совещании в Сочи, которое состоялось в мае этого года, о высокоскоростных магистралях говорил президент РФ Владимир Путин, участвовал в этом совещании и Рустам Минниханов.

Магистраль пройдет от Москвы через Московскую, Нижегородскую, Свердловскую области, Чувашию, Марий Эл, Башкортостан, Удмуртию, Татарстан и Пермский край. Общая протяженность трассы – примерно 1,5 - 1,6 тыс. километров.

На участок Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань, по расчетам, понадобится 928 млрд. рублей. Как уточнил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Сафин, речь идет о сумме в миллиард рублей на километр. При этом Казань – ровно посередине пути из Москвы в Екатеринбург, и для казанцев путь как в ту, так и в другую сторону составит 3 часа 18 минут.

В ОАО «РЖД» уже спрогнозировали стоимость проезда. Из Москвы до Владимира можно будет доехать в среднем за 1070 рублей, до Нижнего Новгорода — за 2216 рублей, до Казани — за 3778 рублей. Объем пассажиропотока прогнозируется на уровне 7,5 млн. человек, из которых по маршруту Москва – Казань поедут около 1,6 млн. человек. Значительная часть пассажиров «осядет» в Нижнем Новгороде (2,28 млн.), Владимире (1,78 млн.) и Чебоксарах (845 тыс.). Остальной пассажиропоток обеспечат поездки между региональными городами.