image_.jpg
Когда видишь на фото сотни и сотни молодых ребят, находящихся в экстазе, начинаешь задумываться, а чем «Сәләт» отличается от «Нью Эйджа»?

«ПРИЕЗЖАЙТЕ, САМИ ВСЕ УВИДИТЕ!»

Форум «Сәләт» оказался далеко не рядовым событием, достаточно сказать, что за 6 дней его посетили президент РТ Рустам Минниханов, вице-премьер РТ, министр образования и науки РТ Энгель Фаттахов, министр по делам молодежи, спорта и туризма Рафис Бурганов, председатель комитета Госсовета РТ по культуре, науке, образованию и национальным вопросам Разиль Валиев, председатель Совета татарской национально-культурной автономии Илдар Гильмутдинов, магистр игры «Что? Где? Когда?» Максим Поташев и другие официальные лица и знаменитости.

Не удивительно, что в народе про «Сәләт» говорят разное: что это место отдыха детей элиты, чиновников, что обычному школьнику туда не попасть, бытует также мнение, что это обычный бизнес-проект определенного круга людей. Когда мы об этом рассказали генеральному директору Татарского республиканского молодежного общественного фонда «Сәләт» Джавдету Сулейманову, он ответил: «Приезжайте, сами своими глазами все увидите!» Корреспондент «БИЗНЕС Online» решил воспользоваться этим предложением и несколько ночей провел в палатке, ел из одного котелка вместе со всеми участниками и принимал активное участие во всех мероприятиях форума.

«Сәләт» с татарского переводится как «талант», «способность». Лагерей в Татарстане много, но фишка «Сәләт» в том, что они позиционируют себя как площадка, помогающая раскрыть и развить личностные качества одаренных детей. Палаточный лагерь расположился на поле рядом со Святым ключом поселка Билярск Алексеевского района. В лагерь попасть непросто, чужой без приглашения и без сопровождения пройти на территорию не сможет. Гостей заранее записывают и каждого встречают. За порядком следят десятки полицейских, круглосуточно дежурят скорая помощь, сотрудники МЧС.

– В первые дни заезда мы приняли 970 детей, кроме этого у нас большая армия волонтеров, айдаманов (в переводе с татарского – вожатые) поваров, обслуживающего персонала, – рассказал Сулейманов, знакомя нас с лагерем. – Вчера встречали ребят из Лиги студентов, 400 человек расположились отдельным палаточным лагерем. Здесь в ряд идут палатки из лагерей «Сәләт Раушан», «Сәләт Фәнсар», «Сәләт Рухият», «Сәләт Бөгелмә», «Сәләт Саба», «Сәләт Батыр» и т.д. Всего таких лагерей 17. Все они в течение лета работали по своему профилю, на форум мы съезжаемся, чтобы показать себя друг другу, подытожить работу с одаренными детьми за весь год. Раньше у нас был вместо этого фестиваль, в прошлом году нашли такой формат встречи, он более удобен, интересен. Благодаря поддержке Рустама Нургалевича Миниханнова наше мероприятие приобрело статус международной образовательной площадки. Здесь каждый может обучиться чему-то и обучать других. Форум объединяет в себе и отдых, и образовательную систему.

Сулейманов также отметил, что они с каждым годом расширяются, поскольку желающих попасть в лагерь все больше и больше. Наши лагеря проводятся не только в Татарстане, филиалы «Сәләт» работают в Башкортостане и Чувашии. В этом году на форум также приехали татары из ОАЭ, Австралии, Китая.

potashev.jpg
Максим Поташев: "Проводить аналог с "Селигером" я бы не стал."

«5 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК – И ВСЕ ТАТАРЫ, ЭТО ЗДОРОВО!»

В лагере жизнь кипит круглосуточно. По середине лагеря – сцена. С раннего утра до поздней ночи на ней идут или репетиции, или выступления. В этом году заработали радио и ТВ «Сәләт». Сюда приезжают отдыхать семьями, и для маленьких детей в этом году организовали отдельный шатер «Бәләкәч». Есть своя библиотека, IT-лаборатория. На территории лагеря установлены шатры, это своего рода рабочие лаборатории, аудитории для мастер-классов, проведения тренингов, публичных лекций. В этом году публичную лекцию в числе прочих провел и магистр игры «Что? Где? Когда?» Максим Поташев.

– Масштаб впечатляет, здорово развернулись, природа великолепная, – поделился впечатлениями с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Поташев. – В прошлом году сюда приезжал Александр Друзь, в этом году я. Приехал с удовольствием. Проводить аналог с "Селигером" я бы не стал. Во-первых, я там не был, да и наслышан о нем разного. В «Сәләт», как мне объяснили, собрались интеллектуалы, творческие личности. Раз их так много, я впечатлен. 5 тысяч человек - и все татары, это здорово! В России большие проблемы с системой образования, а в Татарстане, как я вижу, дела обстоят неплохо. Если ведется такая работа по выявлению работоспособных, одаренных личностей, то я только рад этому.

x_c95caf7a.jpg
Равил Хади: "Сейчас в «Сәләт» могут попасть просто обычные активные дети"

«ПЕРВЫМИ НАЧИНАЛИ МЫ, А НЕ ДЖАВДЕТ!»

В следующем году «Сәләт» планирует отпраздновать 20-летие, ведь первый лагерь был проведен в 1994 году. Впрочем, преподаватель кафедры кибернетики КФУ Равил Хади уверяет, что все начиналось гораздо раньше. Себя он считает идейным отцом «Сәләт» и незаслуженно отстраненным от деятельности сегодняшнего лагеря.

– 1988 - 1989 году группа сотрудников КГУ при поддержке министерства образования организовали компьютерный лагерь для школьников на татарском языке. На занятиях разрабатывали первые программы, использующие татарские буквы. Дети были в шоке: компьютер и татарские буквы!

Лагерь в данном формате с перерывами просуществовал четыре года. За это время силами студентов и сотрудников факультетов ВМК и мехмата были созданы драйверы татарского языка, электронные словари, текстовый редактор, обучающие программы по татарскому языку. Но ресурсов не хватало.

– В 1994 году к движению присоединился Джавдет Сулейманов. Я прекрасно понимал, что сам в одиночку эту ношу не потяну. А Джавдет очень деятельная личность, он смог найти финансовые ресурсы в республике, – вспоминает Хади.

По его мнению, работа с одаренными детьми должна вестись точечно, а сейчас в «Сәләт» могут попасть просто обычные активные дети. Преподаватель КФУ настаивает, что отбор должен вестись исключительно по данным результатов олимпиад.

– К сожалению, сегодня про меня забыли, а я мог бы проводить мастер-классы, лекции, практические занятия для детей! – с обидой в голосе сказал Хади.

«ПОТОМ ПОШЛИ ПОСЛАБЛЕНИЯ»

Сулейманов же заявил газете «БИЗНЕС Online», что все начинал почти с нуля.

– В первый год в лагерь в Арском районе, действительно, было отобрано всего лишь 65 детей. Это были олимпиадники по физике, математике, информатике, химии. Все 22 дня смены мы очень плотно с ними работали. На следующий год мы уже собрали 100 таких детей по республике. С каждым годом число желающих попасть в нашу смену увеличивалось. Главное для нас – это развить способности у ребенка, вызвать его интерес к науке. В то же время у нас было строго насчет татарского языка, все общение, обучение шло исключительно на родном языке. Для нас это было важно. Одним из условий участия в работе лагеря было написание сочинения на татарском языке. Не знаешь языка, извини, тебе в другой лагерь, нередко мне самому приходилось отправлять обратно тех, кто не знал языка. Но потом пошли послабления. Ну, не могу я так! Приходит ребенок талантливый, а языка не знает, а в лагерь рвется, слезы на глазах! Как я ему откажу? – рассказал Сулейманов.

Он отметил, что олимпиадникам по физике, химии, математике, особенно городским детям, сложно сразу переключаться на татарский язык. Но если хочет выучить язык, тогда его берут с авансом, дают год, чтобы он освоил язык.

– И знаете, это мотивирует ученика, он начинает более или менее сносно разговаривать на татарском! Если раньше лагерь организовывали исключительно для детей-татар, то сегодня есть и русские. Главное, чтобы у них было желание учить татарский язык. Для них у нас работают лаборатории по обучению татарскому языку. Но чисто татарский лагерь мы все же оставили, это «Сәләт Раушан». Здесь татарский язык должны знать в совершенстве все! – сказал Сулейманов.

«ЭТО НЕ МОЙ ЛИЧНЫЙ ПРОЕКТ, А ОБЩИЙ»

Сулейманов признался, что в первые два года было туго с деньгами. Он благодарен руководству Арского педколледжа, которое под честное слово приняло детей. Рассчитаться с педколледжом смогли только поздней осенью. А в следующем году уже нужно было 51 млн. рублей. Сулейманов обратился к Марату Бариеву, руководившему тогда комитетом по делам молодежи. Бариев сам приехал на место проведения лагеря, посмотрел и к вечеру на счет перечислили всю надлежащую сумму.

– Мы выполняем глобальную государственную задачу. Отбирать способных среди тысяч детей и помочь им формироваться как личность – задача непростая, это колоссальный труд. Мы воспитываем будущую элиту Татарстана. Да, в народе ходят слухи разные, но я не согласен с утверждением, что это мой личный проект, финансируемый на государственные деньги. Это общий проект, – заметил Сулейманов.

В 1997 году им был организован фонд «Сәләт», в 2002 году – молодежный центр «Сәләт». Обращаясь к тогдашнему премьер-министру РТ они надеялись получить финансирование на две штатные единицы, а глава правительства взял да и выделил сразу 10!

– Финансирование идет и из бюджета, так же живем и на спонсорские деньги. Поддерживают друзья, спонсоры. ТАИФ всячески помогает, никогда не отказывал. В прошлом году на проведение форума нам выделили 10 миллионов рублей. В этом году мы просили 17 миллиона, так как количество участников стало больше, но выделили те же 10 миллионов. Не жалуемся, всеми этими шатрами, которые остались после Универсиады, нам дали пользоваться совершенно бесплатно! Спонсоры помогают. На родительские взносы в размере 7 тысяч рублей, форум и лагеря такого масштаба провести нереально! – считает Сулейманов.

wa2JFTL0M7o.jpg
Гата Камский дает сеанс одновременной игры в «Сәләт». Июль 2002 г.

«ВСЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО РАЗВИТЫЕ ДЕТИ ОДИНОКИ»

Фархад Фаткуллин – один из первых участников лагеря «Сәләт» в Арском районе. Сегодня он имеет свой бизнес – переводческую контору. Кроме того, является внештатным устным переводчиком сектора переводов УГП президента РТ.

– Учился я в татарско-турецком лицее, в 1995 году меня как победителя олимпиады по физике пригласили в лагерь «Сәләт». Я никогда не бывал в других детских лагерях и сравнивать не могу, но здесь у нас все дни проходили плодотворно. Всегда интересно общаться с идейными сверстниками. Нас заинтересовывали наукой, учили работать, честно соревноваться между собой. Помню, было много интересных встреч с известными личностями. Авторами гимна «Сәләт» был мой отряд и этим я до сих пор горд. В 1998 году я уже был преподавателем английского языка в «Сәләт», потом был вожатым. Считаю, что лагерь смог мне дать больше знаний по татарской истории, во мне проснулся еще больший интерес к языку. У меня много друзей, с которыми познакомился в «Сәләт», до сих пор с ними общаюсь. Мне нравилось, что там не было религиозного насаждения, только работа и отдых.

Фаткуллин считает, что работа с интеллектуальными детьми должна продолжаться и деньги на это жалеть нельзя. По его мнению, многие из тех, кто прошел «Сәләт», остаются в республике, занимаются проектами на родине, желающих уехать за бугор не так много. А вот Марат и Диляра Хафизовы живут в США. Марат – ученый-физик, Диляра воспитывает детей. Оба они прошли школу «Сәләт».

– Все интеллектуально развитые дети одиноки, что в России, что в США. Обзывают их ботанами, везде они белые вороны. Приходят в «Сәләт» такие дети и видят, что они не одни, таких же сумасшедших и зацикленных на учебе много. Это очень важно в психологическом плане. Кстати, с такими детьми работать намного легче и интереснее. Их не надо заставлять что-то делать, они дисциплинированы и работоспособны. Нужно решить задачи по математике? С удовольствием! Подготовить концерт? Без проблем! Со своими сверстниками они раскрепощаются. Берут проблему и сразу ее решают. Такие лагеря помогают не выпасть из общества, перестаешь чувствовать себя аутсайдером. «Сәләт» - это хорошая подготовка к студенческой жизни. Конечно, нужно помочь открыть детям глаза, горизонты. Им надо показать, что мир Казанью не ограничивается, что кроме КФУ можно мечтать и о западных университетах, – сказал Марат.

– Говорить, что раньше в «Сәләт» попадали только одаренные дети, будет нечестно. Были разные дети. Были отпрыски начальников, а куда же без них! Но таких мало и там они себя чувствовали не в своей тарелке. И сейчас, видимо, есть такая проблема. Но тем не менее 80 процентов детей - это люди с активной жизненной позицией. «Сәләт» для сельских ребят - это находка! Всегда в «Сәләт» нравилось, что общение происходит только на татарском языке. Мы очень рады, что Джавдет Сулейманов смог развернуться в таком масштабе. В принципе, мы за большой лагерь, обычный школьник побывав в «Сәләт», начинает больше времени проводить за уроками, больше старается в учебе. На днях мы вылетаем в Казань, жаль, что мы не успели в этом году попасть на форум «Сәләт». Очень хотели, чтобы старшая дочь окунулась в атмосферу этого лагеря, – добавила Диляра.

aIsQQW37Cvo.jpg
«Сәләт» - это хорошая подготовка к студенческой жизни.

«НЕ НАДО ГНАТЬСЯ ЗА КОЛИЧЕСТВОМ И МАСШТАБОМ»

Назгуль Габдрахманова в движении «Сәләт» ни разу не участвовала, считает, что и без этого лагеря дети могут проявить свои таланты. В доказательство приводит свой пример:

– Я окончила обычную татарскую школу в деревне Ново Кишит Арского района. Училась на татарском языке. Но это не помешало мне в 2003 году стать лидером года в Татарстане и защищать честь и достоинство на всероссийском конкурсе. Почему-то дороги с «Сәләт» у нас не пересекались, но это не помешало мне добиться каких-то высот, учиться и практиковаться в США. У меня были хорошие педагоги и мотивировать они умели. Без сомнения, такой лагерь нужен. Но, по-моему, таких лагерей должно быть несколько, чтобы была здоровая конкуренция между ними. Работа с одаренными детьми требует кропотливого труда, и мне немного непонятно, как это можно осуществить, если в смене принимают участие более 200 человек. Когда много людей, качество начинает хромать. Не стоит гнаться за количеством людей, надо выявлять определенных детей и тесно работать с ними. А так получается гонка за количеством и за масштабом, – считает Назгуль.

Байбулат Батуллин - выпускник Казанского хореографического училища, прошел все этапы «Сәләт».

– Мне всегда приходилось слышать, что я сын известного писателя Рабита Батуллы, что способности развились мои не в лагере «Сәләт», а все это гены. Про гены не спорю, мы с братом росли в творческой среде, отец нам привил любовь к татарскому языку, татарской литературе, истории. Мы знаем, что будущее татарского народа зависит и от нас в том числе, чувствуем эту ответственность. Но «Сәләт» научил меня работать! Я прошел все ступени этого движения, сначала, как и все, я был обычным участником лагеря, затем стал айдаманом, то есть вожатым, сейчас я в оргкомитете. Мы знаем, как организовать и конференцию, и концерт, и масштабный форум. Это колоссальный опыт! Здесь я научился работать в команде, – отметил Батуллин.

IMG_5103.jpg
«Сәләт» работает два десятка лет, но глобальных изменений в татарской общественной жизни не произошло

«СӘЛӘТ» НАЧАЛ НАПОМИНАТЬ ТАТАРСКИЙ ВАРИАНТ «СЕЛИГЕРА»

Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают что форум «Сәләт» делает большое и нужное дело, но, во-первых, таких движений должно быть больше и они смогут развиваться только конкурируя между собой, а, во-вторых, когда воспитанники «Сәләт» вырастают из возраста школьников, их бросают, ими никто не занимается дальше, что в корне неправильно.

Марат Лотфуллин - сотрудник института истории им. Марджани академии наук РТ:

– Форум «Сәләт» имеет право на существование, он уже давно доказал, что является главной площадкой по воспитанию одаренных личностей Татарстана. Он свои задачи, функции успешно выполняет. Главное в «Сәләт» – это индивидуальный подход к детям, учитывая их личностные качества, развитие их таланта, воспитание чувства национальной принадлежности, обучение детей татарскому языку, истории татарского народа. «Сәләт» развивается, среди молодежи авторитет его растет. У меня двое сыновей и дочь. Вплотную они в работе «Сәләт» участие не принимали, но на каких-то мероприятиях были. Помогает ли лагерь стать успешным? «Сәләт», насколько я знаю, такую задачу не ставит. Чтобы стать конкурентоспособным, надо каждодневно трудиться. «Сәләт», прежде всего, определяет духовную ориентацию человека в жизни. Он учит людей служить народу, своей республике. Потребительское отношение к образованию и вообще к жизни не приводит к положительным результатам. «Сәләт» учит успешных детей быть активными в жизни республики, в жизни татарского народа. В моем окружении есть масса людей, которые прошли школу «Сәләт», они активные. Среди них есть и драматурги, и поэты, и редакторы газет. Разве это не показатель?

Выявление одаренных детей – дело комплексное. Один лагерь справиться с этой задачей не может, этим должны заниматься и школы, и учреждения дополнительного образования. По-моему, «Сәләт» на монополию не претендует. Есть новые формы? Пожалуйста, пусть организовывают. Сулейманов показал, как он видит и умеет работать. Кто-то сделает лучше, для нас это только плюс! У нас же есть олимпиадные движения, ими занимаются лицеи-интернаты. Они ведут усиленную самостоятельную работу, у них свое видение, свой подход. Для того, чтобы воспитывать татарскую элиту, татарские школы и лагеря типа «Сәләт» должны быть поликультурными, с современными подходами в педагогике, они должны шагать в ногу со временем.

Искандер Гилязов - доктор исторических наук:

– «Сәләт» выполняет важную функцию, на определенном этапе он нужен для того, чтобы объединить татарскую молодежь вокруг какой-то идеи, собрать их вместе, познакомить их друг с другом. Но самое обидное, что после «Сәләт» такой объединяющей силы нет. На мой взгляд, дети вырастают и просто растворяются. Да, кто-то находит свое место в жизни, становится выдающейся личностью, но таких мало, их единицы. «Сәләт» работает два десятка лет, но глобальных изменений в татарской общественной жизни не произошло. И это понятно, потому что воспитание национальной элиты должно иметь логику, многоступенчатую систему. Все должно быть взаимосвязано друг с другом, ребенок идет в татарский детский сад, потом в начальную татарскую школу, затем средняя школа и вуз. На каждом этапе с ребенком нужно работать и труд этот должен быть постоянным, а не разовым, как в лагере. А у нас на каждой ступени огромная проблема.

CeaHZPUhL8s.jpg
Посещение Рустамом Миннихановым фестиваля «Сәләт» в 2012 году (фото: tatarstan.ru)

Азат Ахунов - доцент Института востоковедения и международных отношений КФУ:

- Мне трудно комментировать деятельность «Сәләт», поскольку я не знаю всей внутренней кухни и могу выступать лишь как сторонний наблюдатель. Но все же, на мой субъективный взгляд, «Сәләт» сейчас - это большой бизнес-проект, а не то искреннее, бескорыстное движение, возникшее когда-то на гребне идеалов суверенитета. Когда самая хорошая духовная идея начинает тиражироваться, массово продаваться, тогда она теряет свою суть, первозданную чистоту и превращается в культ. Когда видишь на фото сотни и сотни молодых ребят, находящихся в экстазе, начинаешь задумываться, а чем «Сәләт» отличается от «Нью Эйджа»? Я далек от мысли, что таланты можно штамповать на конвейере, ведь каждый талантливый ребенок – индивидуальность и личность, вряд ли он согласиться маршировать строем…

Руслан Айсин - политолог:

– Идея создания «Сәләт» - хорошая и была своевременной. Это попытка воспитания детей в духе национальных традиций, попытка сделать из них будущую национальную элиту, но в идеологическом плане было очень много размытого, неконкретного, и в какой-то момент он превратился в некий клуб по интересам. «Сәләт» пытается расширить свои рамки, хочет создать нечто грандиозное. По-моему, это ложный путь, форум напоминает татарский вариант "Селигера". В Татарстане существует большая проблема воспитания национально-ориентированных кадров. С уходом строй гвардии политиков, мыслителей на освободившее место должны прийти новые интеллектуалы с татарскими ценностями. Где их найти? Таких людей у нас нет. Есть «Сәләт», в него вливаются немалые деньги. Раз есть такая площадка, надо его использовать в полную силу. Должна быть четкая идеология, четко прописанные цели и задачи, и не надо хвататься за все и подряд, нужно следовать определенной строгой линии. И, безусловно, должна быть конкуренция. У нас есть идейные люди, которые знают и чувствуют, как это надо сделать лучше, им тоже надо дать возможность попробовать, помочь с финансированием. Был проект «Школа татарского молодого лидера». Это попытка в короткий срок собрать в небольшом количестве мыслящих людей, которые воспринимали бы политику, экономику, культурные, социальные и духовные сферы жизни через призму национальной оптики. Нужно отбирать конкретных людей и давать им установки, в скором времени они должны стать нашими политологами, экономистами. Не теряю надежду, что это проект будет воплощен в жизнь.