«ЗА МЕСЯЦ ДО УНИВЕРСИАДЫ ЛЕТАЛ И ДУМАЛ: НЕУЖЕЛИ УСПЕЮТ?»

Парашют-крыло, мотор за спиной и фотокамера в руках. Таких «небесных» фотохудожников в России можно по пальцам пересчитать. Частично это объясняется былыми условиями секретности, которые только сегодня начали уходить в прошлое, но во многом тем, что большинство по природе своей нелюбопытно, ничем не интересуется, не может «оторваться от земли», говорит парапланерист, пилот-фотограф, руководитель федерации сверхлегкой авиации и аэроклуба Чувашии Валерий Тимофеев. Он не скрывает, что его увлечение съемкой городов из-под крыла параплана не только «чистое искусство»: хотелось бы и в истории остаться, и денег заработать, но проект все равно получается не столько коммерческим, сколько самоокупаемым.

К Казани у Тимофеева особое отношение. Хотя он говорит, что из любимых Чебоксар никуда и ни за что не уедет, столица РТ, которую он снимает с 2006 года, привлекает его динамикой своего преображения: «Я такого не ожидал! За месяц до Универсиады летал и думал: неужели успеют?! Буквально все на глазах выросло: развязки, Ленинская дамба, стадион». Валерий говорит, что в Казани у него немало друзей и единомышленников, а еще здесь, по его мнению, есть масштабность и понимание идей. Материалов о Казани накопилась уже целая гора: город до реконструкции, в ходе нее, теперь есть планы сделать виды после.

ПАРАПЛАН – ЭТО ВАМ НЕ «ТРЯПКА»

- Валерий, у вас на сайте есть и фото, и видео. Сами вы себя кем считаете – фото- или видеохудожником?

- Видеоматериалы не очень востребованы – не покупает почти никто. Видимо, сказывается менталитет телевизионщиков: телекомпания лучше своего оператора задорого посадит на большой самолет – зато будет свое и можно потом перепродать. Частников, вроде меня, телевизионщики не воспринимают, хотя на нашем сайте можете найти интересное видео.

- То есть ваши фотосъемки – коммерческий проект?

- Больше самоокупаемый… Но главное в том, что так полномасштабно город, развитие территории с воздуха в России вообще никто не снимал. Не из космоса, а с малых высот. Во всем мире принято снимать с воздуха, делать, например, репортажные съемки. У нас это только-только начало развиваться. Причем с параплана снимать намного безопаснее, чем с самолета или вертолета, хотя и пишут, что это всего лишь «тряпка». При соответствующей погоде – идеально. В случае чего можно приземлиться на любой пятачок без ущерба для окружающих и для себя.

- Какой должна быть погода?

- До 6 метров в секунду по ветру. Конечно, летать можно до 10 метров в секунду, но надо понимать, что лучше себя чувствовать на земле хорошо, чем плохо в воздухе. Адекватный пилот понимает, что всех денег не заработаешь и безопасность превыше всего. Но рано утром или вечером погодные условия позволяют летать почти всегда. В дождь можно летать, но не нужно – ткань парашюта все равно намокает, хотя она и влагоотталкивающая.

- Какими скоростями и высотами оперируете?

- Скорость – до 50 километров в час, минимальная – 10 километров, реально даже зависнуть. Высоту можно набрать до 5 тысяч метров, но такой задачи не стоит – над городом летаешь на высоте в 150 - 300 метров, а для съемки некоторых объектов спускаешься до 20.Полет может длиться максимум четыре часа, в среднем – три, но обычно два часа летаешь, чтобы запас по топливу был.

СТРАХ ВЫСОТЫ – НАДУМАННОЕ ПОНЯТИЕ

- А никогда не хотелось летать повыше и побыстрее?

- Я и летал так… Ведь как все началось? Как все в детстве, конечно, пробовал фотографировать, но несерьезно… Потом учился в аэроклубе, прыгал с парашютом, летал на Як-52, дельтапланеризмом занимался. И чтобы привлечь в небо молодежь, решил делать фото полетов и с земли, и с воздуха, чтобы передать это ощущение восторга. Агитировал, в общем… А потом пошли полеты над городами, и захотелось показать ощущение города. И это оказалось востребованным. Воздушная съемка – основной бизнес, работа, которая приносит деньги. А почему нет? Себестоимость ниже, чем на вертолете. За тот же летный час можно снять материала гораздо больше, качественнее, дешевле, и оперативнее. И шумит аппарат меньше – как мотоцикл.

А летать «дальше, выше и быстрее»… На высоте просто скучно, как в космосе. Если связи нет, сатанеешь от одиночества: тишина, оторван от жизни, предоставлен сам себе. Неуютно становится, как на необитаемом острове: никто тебя не увидит и не услышит, и ты сам быстро не приземлишься – из-за восходящих потоков можешь час-полтора спускаться сверху.

- Удобно ли одновременно и управлять парапланом, и снимать?

- Пилот и фотограф в одном лице – это своего рода единоначалие. Ты сам принимаешь решение, как тебе снимать. В отличие от вертолета: там идет тандем пилот – фотограф, и очень многое зависит от пилота: как он подведет аппарат к точке съемки, а фотограф часто просто снимает на удачу. У меня же получается, что снимаю как хочу.

- То есть выполнение творчески интуитивного полета и съемки объединяются …

- Конечно. КПД получается большой. Единственное: приходится думать и за пилота, и за фотографа: где провода, куда приземлиться в случае отказа двигателя, какой ракурс выбрать. Как на охоте: снимаешь одного тигра, а сзади может другой подобраться, иногда бывает такое ощущение. Одним глазом фотографируешь, другим следишь за полетом, ушами слушаешь двигатель. Все чувства обостряются… В России довольно много пилотов, но мало воздушных фотографов, их по пальцам можно пересчитать.

- Летать, как вы, каждый может научиться, или это удел избранных?

- Человек умеет ходить, плавать, а может и летать. Более того, единожды там побывав, ты обречен всю жизнь тосковать о небе... Уверен, все могут научиться летать. Страх высоты – надуманное понятие, это сам человек себе внушает, придумывает… Другое дело, что много рожденных ползать. С этим часто сталкиваюсь. Это «ну и чо, что ты летаешь?» мне надоело просто. Этим людям ничего не интересно по жизни – кроме денег, водки, женщин. Есть такое понятие «оторваться о земли». В позапрошлом году выиграли грант – 2 миллиона – на съемку всех городов Ульяновской области. Запомнилось: пролетаем над одной деревней, люди копают картошку, глянули на меня и дальше копают – ноль эмоций. Ничего не поделать – психология такая.

«ВСЕ, ЧЕМ ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК»

- Как вам Казань с неба?

- Преобразование города однозначно… Хочу сделать книгу на тему «Казань с небес» и о прошлом города, и о настоящем. Хорошо бы найти съемку 50 - 60-х годов (что-то же тогда снимали), повторить эти ракурсы и развить – у меня же и строительство всех развязок есть, и как русло Казанки менялось, и река еще нетронутая, еще до того, как ее начали земснарядами засыпать…

Есть такая книга «Над Чикаго». Я не был в Чикаго, но когда книгу смотрел – будто путешествовал по городу. Ее 9 раз переиздавали, и не зря. Она дает полное представление о городе, о заводах, например. Я тоже планирую все заводы, промзоны Казани снять. Сейчас в Google все есть, но вот подать это художественным видением... А еще церкви, кладбища, спальные районы – все, чем живет человек. Чтобы кто-нибудь посмотрел и воскликнул: о, вот моя школа, а здесь я поцеловался в первый раз! И ведь бывает, что люди живут в городе, а не знают его.

- Откуда у вас такое пристрастие к Казани, хотя вы не казанский?

- Во-первых, Казань и Чебоксары – соседи. Во-вторых, у меня много друзей в Казани, единомышленников – в авиакомпании «Вектор», к примеру. И, кажется, внешне я уже сам как татарин выгляжу. И, знаете, проще с людьми общаться. Есть понимание идей. Люди не жалуются на то, что плохо живут, а работают, что-то делают. Есть некое понимание, чего-то хотят добиться. Заметно движение, работа идет. Во многих других местах как замерло все. Мне нравятся мои Чебоксары, и в Казань я не поеду жить: всяк кулик хвалит свое болото, и мое чебоксарское болото мне более по душе. Но в Казани мне нравится масштабность, развитие территории – то, как на глазах преобразовывается город.