"Круглый стол" под названием "Кризис – путь к обновлению", прошедший на днях в Институте экономики, управления и права, вызвал резонанс в предпринимательской среде Казани. В то же время есть мнение, что пока многочисленные обсуждения кризиса пока не идут дальше констатации фактов и реальных рецептов пока никто предложить не может.

Своими размышлениями по этому поводу с читателями газеты "БИЗНЕС Online" поделился известный журналист Лев Овруцкий.

Как сообщила газета "БИЗНЕС Online", 28 марта состоялся "круглый стол" под весьма символичным девизом "Кризис – путь к обновлению". Конечно, всякий бы предпочел иной путь к обновлению, но выбирать, как говорится, не приходится. Через кризис – так через кризис: мы на все согласные.

  В ОТСУТСТВИИ ИННОВАЦИЙ

К сожалению, идеи, высказанные участниками "круглого стола", а это были маститые ученые и видные общественные деятели, позволяют заключить, что идей у интеллектуального сообщества РТ нет. Борьба с коррупцией, повышение налогов на олигархов (это особенно актуально в момент, когда из миллиардеров они превратились в миллионеров и вместо доходов имеют одни убытки) и, напротив, снижение налогов на коммерческие вузы, наконец, увеличение расходов на банное обслуживание ветеранов… Словом, мощно, величественно и смачно.

Легко заметить, что эксперты говорили только о том, как смягчить удары, наносимые кризисом, но отнюдь не о том, как выйти из него. Об этом – ни словечка. Неудивительно: даже известнейшие мировые гуру толком ничего не знают. Откуда же нам, доморощенным и посконным… Нам бы попарить ветеранов. И заодно искоренить коррупцию. Желательно к пятнице. Почему-то вспоминается платоновский город Градов (советский аналог щедринского Глупова). Там чиновник губисполкома, завершая рабочий день, записывает на откидном календаре: не забыть бы завтра составить план мелиорации области на 25 лет.

Если не вдаваться в тонкости экономической теории, кризис – это резкое падение спроса. Почему просели "Татнефть", "Оргсинтез", нижнекамские гиганты, КАМАЗ? Да потому что спрос на их продукцию как внутри страны, так и в зарубежье сократился. Что нужно сделать, чтобы этот спрос вернулся на прежний уровень? – вот вопрос вопросов. Знает ли кто-нибудь ответ? Сомневаюсь. Знал бы – сказал.

Говорить об обновлении можно лишь в том случае, когда мы были бы готовы выбросить на рынок новые, доселе небывалые на нем товары. Где же наши инновации? Их нет. Научный потенциал есть, производственный – существует, технопарки имеются, а инноваций нет. Ситуация своей парадоксальностью напоминает рассказанный Гейне анекдот про чудовище, расписанное в газетах и родившееся якобы от карпа и кролика. Когда человек прибывает на выставку и спрашивает: "Где же чудовище?", ему отвечают: "Мы его отправили в кунсткамеру. Но вот карп и кролик, можете убедиться сами".

  ЭТОТ МАЛЫЙ И МИЛЫЙ БИЗНЕС

"Выступление президента Ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ, члена Общественной палаты РТ Хайдара Халиуллина тоже было эмоциональным. Он призвал к перевороту… в головах – по отношению к малому и среднему бизнесу. Был категоричен: надо в корне изменить идеологию подхода к малому и среднему бизнесу, надо придать поддержке этих предприятий статус национального проекта.(…)

- У нас проводят совещание: как остановить рост безработицы? Да надо просто создать условия для развития малого и среднего бизнеса – и проблема безработицы будет решена".

Категоричность г-на Халиуллина мне представляется несколько избыточной и более того – ни на чем не основанной. Хотя справедливость требует заметить, что ничего нового он не сказал. Представления, будто малый бизнес все может, все сделает и всех спасет, стали уже стереотипными и достигли, пожалуй, прочности предрассудка.

Между тем, достаточно провести элементарный мысленный эксперимент, чтобы прийти к выводу, что спасательные возможности малого бизнеса весьма преувеличены.

Итак, дано:

– резкое падение платежеспособного спроса;

– малый и средний бизнес, 70-80 процентов коего занято в торговле, общепите, операциях с недвижимостью и услугах (статистика недостоверна, поэтому цифры приблизительны), в нем занято N работников;

– самые благоприятные условия: проверок нет, коррупции нет, бумаги в госорганах и муниципалитетах оформляются немедленно, не отходя от кассы, банки предлагают дешевые долгосрочные кредиты – бери не хочу;

Задача: создать в этих сферах хоть одно дополнительное рабочее место, чтобы число занятых стало N+1.

Уверяю вас, задача не решается. А если решается, хотел бы посмотреть, как.

Если в уже имеющихся ларьках, бутиках, магазинах падает выручка, так что приходится сокращать продавцов, водителей и грузчиков, то каким образом сугубое внимание правительства может переломить эту ситуацию?

Если в кафе и ресторанах стало заметно меньше посетителей, а вследствие того и обслуги, станет ли разумный бизнесмен кого-то еще дополнительно нанимать?

Будет ли кто-то вкладываться в создание новой аптеки, когда больные граждане вынуждены уменьшать свои затраты на лекарства?

Затеет ли отельер наем дополнительных горничных, коли число постояльцев падает?

Создадут ли новые места агентства недвижимости, если рынок встал, потому что у граждан нет денег на покупку квартир?

И т.д., и т. п.

  ДАЕШЬ ДОЛЮ!

К слову сказать, наш малый бизнес изучен очень плохо. Но даже грубая статистика показывает, что суждения о его эффективности и высокой производительности, скорее, ближе к мифу, чем к реальности. Сопоставляя число занятых в малом и среднем бизнесе с его долей в ВТП и величиной налоговых отчислений, невольно приходишь к выводу, что до эффективности крупных предприятий ему еще расти.

Разумеется, это никому не мешает требовать, чтобы доля малого бизнеса в гос- и муниципальном заказе была увеличена. Кажись, никто не замечает того арифметического факта, что, поскольку заказ этот не безразмерен, постольку увеличение доли малого бизнеса автоматически влечет за собой уменьшение доли крупного.

Впрочем, бог с ним, с крупным. Разве он способен решить проблему безработицы?