- Для Чистополя это очень хорошо…

- Не только для Чистополя – для любого города это актуально. И останется актуальным на ближайшие лет пять, когда будет кризис и мы будем стремиться только выживать.

- Вы полагаете, на пять лет кризис растянется?

- Думаю, да.

 ТЕХНИКА ПРОШЛОГО ВЕКА

- Алихан Бесланович, а как у нас в стране обстоят дела с оборудованием, со станками для швейного производства?

- Чего нет, того нет. Поэтому мы отстали в техническом перевооружении лет на тридцать даже от Турции. Самое новое оборудование, которое стояло у меня на фабрике, было 1987 года. Я его только в прошлом году заменил. А в той же Турции, в том же Китае, насколько знаю, на любом предприятии больше пяти лет вообще оборудование не держат. Это предел! Через пять лет оно морально – не физически – устаревает, и его меняют. А у нас что можно производить на оборудовании прошлого века, как конкурировать с теми, у кого оборудование прошлого года?  

- Вообще-то швейная машинка – она и есть швейная машинка. Хоть прошлого века…

- Нет и нет. Да, по виду это такая же машинка. Но, во-первых, у нее абсолютно другая производительность. А, во-вторых, очень много автоматических функций. Уровень автоматизации ушел далеко вперед. У нас в стране такое оборудование уже не делают. Никакого не делают. Все оборудование для легкой промышленности, в том числе швейное, у нас привозное. Если взять швейное оборудование, то лучшее делает Япония. Производство расположено в основном в Корее и Китае, там очень качественное, хорошее оборудование. Если брать вязальное оборудование, то номер один – Италия. Там очень развито и производство оборудования для вязания, и производство тканей, полотен...

 КРИЗИС ЕСТЬ – КРЕДИТОВ НЕТ

- Значит, вам нужны деньги и на оборудование, и на ткани. Но ведь кризис…

- Как известно, кризис 1998 года помог отечественному производителю. И нынешний кризис поможет, если сейчас все хорошенько проработать и сделать достаточно вложений в производство. К сожалению, в благополучное время деньги в отечественную экономику, в отечественное производство государство не вкладывало, – а вкладывало в чужую экономику. Если бы нефтяные деньги вкладывались внутри страны в производство, то сегодня у нас была бы совершенно другая картина.

- Как сегодня, в кризис, обстоят дела с получением кредитов?

- Эта господдержка банков не слишком понятна. Вроде бы они, в свою очередь, должны поддержать производственников. Но сегодня невозможно получить кредит в банке. Там не отказывают, не говорят "нет": да, пожалуйста, мы кредитуем. Но при этом всячески затягивают процесс, выдвигают немыслимые условия...

Что получается? Раньше банки на кредитах зарабатывали, сегодня этот источник иссяк. Хорошо, спекулируют валютой, играют на курсе. Но это закончится, оно уже, в принципе, закончилось. Что дальше? Вклады-то населения тают. Причем заметно тают. Тут все взаимосвязано, цепочка просматривается: предприятие не кредитуется, естественно, оно не работает, зарплату не платит, сотрудников сокращает.

Здесь есть еще немаловажный фактор – недоверие к банкам. У нас население не раз обожглось, особенно старшее поколение, которое в 90-е годы потеряли все свое состояние. Эти люди сегодня очень осторожно относятся к банкам.

То есть деньги сегодня от банков уходят – и рано или поздно они закончатся. Может, кто-то и верит, что до конца этого года произойдет чудо, но чуда не будет.

- Поскольку речь зашла о деньгах, скажите, налоги очень высокие?

- Налоги, на самом деле, подъемные. Главная проблема у нас, наверное, по НДС. Здесь дело во временных рамках. Сегодня нам, да, вероятно, и всем, торговые сети, с которыми работает наше предприятие, ставят условие: 90 дней отсрочка платежа. На меньшее уже никто не идет. Нам тяжело, однако соглашаемся, потому что других вариантов нет. Но получается так: мы отгрузили продукцию – и сразу надо платить налоги. Сразу! То есть налоги платятся не с поступления денег, а по отгрузке. Предприятие и так дает отсрочку на 90 дней, да еще и налоги платит заранее. И неизвестно – продадут товар или нет, может, он еще вернется обратно.

 АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

- Расскажите, пожалуйста, о вашем предприятии.

- Это трикотажная и швейная фабрики с очень большими и давними традициями. Трикотажная в годы войны была эвакуирована в Чистополь из Киева, так здесь и осталась. Швейная вообще началась со швейной артели в 1929 году.

Обе фабрики со времен перестройки прошли процедуру банкротства, не раз меняли собственника и вывески. Сейчас у нас на предприятиях работает более 400 человек. Поменяли полностью оборудование. Стремимся выпускать только хорошую, качественную, модную одежду. И я сам, и наши менеджеры очень много ездим – и не только по нашей стране. В основном, это Европа: смотрим, какие там тенденции, к чему идет, куда движется? Направление, его надо ловить. Даже у нас в швейном производстве от момента изготовления коллекции до ее продажи проходит не менее полгода. То есть мы, чтобы успешно продавать свою продукцию, должны знать, какая она будет нужна, за полгода вперед.

- Что вы шьете?

- Детскую одежду – от рождения, или, как мы говорим, от нуля до 18 лет, от распашонок и белья до верхней одежды. Сейчас понемногу и взрослую одежду начали шить.

- Какие меры вы приняли у себя на предприятии, чтобы ослабить воздействие кризиса? Газета "БИЗНЕС Online" писала, что кое-где начали экономить на скрепках. Вы, наверное, на нитках?

- Нет, я немного по другому подошел к этому вопросу. С моей точки зрения, если так экономить, результата особого не будет. Мы резко расширили свой ассортиментный ряд, в два раза увеличили число наименований. Тем самым уже и не своего клиента взяли.

Кризис, он же давно начался. Просто у нас в стране все молчали и делали вид, что его нет. Но на самом деле кризис мы начали чувствовать уже в августе прошлого года.

Так что антикризисные меры мы стали продумывать с августа. И если раньше выпускали одежду для детей и подростков от семи лет и старше, то в сентябре пошли ниже, начали производить и от рождения до семи лет. Тогда уже нам было понятно, что спрос сокращается, уже было видно, что дальше жить так, как раньше, не получится…

- Госзаказа у вас нет?

- Частично мы работаем по госзаказу, шьем военную форму. Но, к сожалению, это очень маленький объем. К тому же тут происходят очень странные вещи. Вроде бы все открыто, через тендер. Но когда доходит до дела, попасть в тендер невозможно. Я не говорю про федеральные, но даже у нас внутри республики тендеры проводятся… по крайней мере, проводились до кризиса так, что, допустим, медицинский халат и какие-то галоши ставили вместе в один лот. Естественно, ни один производитель не может производить и халаты, и галоши. То есть лоты формируются именно под кого-то, по-другому это не объяснишь. Срок поставки указывается фантастический – десять дней. Как нормальное предприятие может произвести за десять дней, скажем, тысячу костюмов?

Сейчас в этом наводится порядок, ничего не могу сказать. Честно говоря, помог кризис. Повторю, что это благодаря кризису – сегодня, когда встал вопрос о существовании многих предприятий, в том числе малых, нас услышали наверху. А у нас в швейном производстве, и вообще в легкой промышленности Татарстана, в основном, малые предприятия, их 80 процентов.  

 ЛОББИ НЕ ПО КАРМАНУ

- Знаете, я считаю, что законы по малому и среднему бизнесу не доведены. С моей точки зрения, было бы правильно отнести вообще все предприятия легкой промышленности к малому бизнесу. И если ей заинтересовались в республике, это еще не значит, что и на федеральном уровне на легкую промышленность обратят, наконец, внимание. Но мы знаем, как в России проходит лоббирование.

А вот посмотрите на Турцию – там легкая промышленность всегда была приоритетной. Турция и живет во многом на легкой промышленности. И сейчас, в кризис, там предоставляют дополнительные льготы предприятиям легкой промышленности, которые работают на экспорт, всячески стимулируют их, чтобы продавали продукцию другим странам и зарабатывали на этом. А мы не можем свой внутренний рынок поднять. И даже мысленно не допускаем, что будем экспортировать что-то, потому что и внутренние потребности не можем удовлетворить, к сожалению. И не мечтаем о такой мощной поддержке государства.

- Однако вы сказали, что, хоть какая-то, но она появилась?

- Сегодня, на самом деле, есть очень много предложений, очень много всякого рода государственных программ поддержки предприятий республиканского уровня. К сожалению, они медленно работают. Да, они хорошо продуманы, но работают очень медленно. Уходит время. А если ты потеряешь свои позиции, потом их опять завоевывать будет гораздо сложнее. Сегодня надо удержаться – а потом, после кризиса, идти дальше. Я же боюсь, что мы потеряем время, с полгода, и скатимся на старые позиции – 1998, 2000 года. Когда - никогда, кризис все равно закончится. И придется начинать с нуля.

Елена Чернобровкина