С наступлением мирового кризиса игра в международные рейтинги, в которые были вынуждены играть российские банки и предприятия, чтобы кредитоваться на Западе, обернулась обратной, неприятной   стороной. Теперь игроки вынуждены с замиранием сердца отслеживать решения международных рейтинговых агентств. Понизят или не понизят? – вот в чем вопрос. Сегодня Fitch Ratings подтвердило рейтинги Татарстана на приемлемом уровне. Наши финансисты вздохнули с облегчением. Хотя, если вчитаться внимательно в заключение "фичей", то видно, что западные финансисты с тревогой наблюдают за нашей макроэкономикой и бюджетом.

СИТУАЦИЯ МОЖЕТ УХУДШИТЬСЯ

Итак, в официальном пресс-релизе сообщается, что Fitch Ratings подтверждает долгосрочные рейтинги Татарстана в иностранной и национальной валюте BBB- и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте F3. Национальный долгосрочный рейтинг подтвержден на уровне AA+(rus). Прогноз по долгосрочным рейтингам по международной шкале в иностранной и национальной валюте и национальному долгосрочному рейтингу - "стабильный".

В сообщении агентства указывается, что рейтинги отражают хороший уровень диверсификации экономики Татарстана и хорошие показатели исполнения бюджета республики, консервативное управление бюджетом и низкий уровень прямого долга. В то же время рейтинги принимают во внимание ожидаемое ухудшение бюджетных показателей республики в 2009 году и высокий уровень условных обязательств региона. "Стабильный" прогноз отражает ожидания Fitch, что Татарстан будет успешно контролировать операционные расходы, и это компенсирует ожидаемое негативное давление на налоговые доходы и позволит региону поддерживать приемлемые показатели операционной маржи в среднесрочной перспективе. В то же время Fitch отмечает, что на бюджетные показатели региона влияет волатильная экономическая ситуация в России, которая может ухудшиться более быстрыми темпами, чем ожидается, что, в свою очередь, может привести к негативному давлению на рейтинги.

ОЖИДАЕТСЯ СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

Татарстан, ретроспективно отмечают в международном агентстве, демонстрирует стабильно хорошие показатели исполнения бюджета, в результате чего республика имеет высокий операционный и текущий бюджетный профицит и поддерживает прямой долг на уровне менее 1% операционных доходов (на конец 2008 года). Так, операционный баланс в 2005-2007 гг. превышал 40% операционных доходов, а в 2008 году составил 34,6% операционных доходов согласно предварительным результатам исполнения бюджета. В течение последних пяти лет республика имела высокий уровень капитальных расходов, которые составляли в среднем 44% всех расходов. Республика Татарстан финансирует капитальные расходы за счет собственных доходов или капитальных трансфертов из федерального бюджета. В течение указанного периода Татарстан не прибегал к долгосрочным заимствованиям, поддерживая низкий уровень прямого долга. Показатель обеспеченности долга текущим балансом в течение этого периода не превышал одного года, а на конец 2008 года составлял четыре месяца.

Агентство отмечает, что местная экономика хорошо диверсифицирована и имеет сильный промышленный сектор, который обеспечивает широкую налоговую базу. Крупнейшие компании республики ведут деятельность в различных отраслях, включая нефтедобычу, высокоразвитые нефтехимическую промышленность и машиностроение. Однако, с учетом высокой доли нефтедобычи и нефтепереработки в структуре экономики, текущее замедление национальной экономики и снижение цен на сырьевых рынках окажет негативное влияние на доходы республиканского бюджета. Власти региона ожидают умеренное уменьшение поступлений от налога на прибыль организаций, которые являются важным источником доходов республики и составили 34% всех доходов в 2008 году. Это приведет к ухудшению операционных показателей в 2009 году, однако операционный баланс останется сильным, на уровне около 20% операционных доходов.

РИСК ЕСТЬ, НО НИЗКИЙ

Дипломатические реверансы у "фичей" перемежаются с не очень приятными выводами. Так, они отмечают, что "республика в значительной мере подвержена косвенному риску (долг плюс другие обязательства по классификации Fitch) по кредитам в иностранной валюте. Сюда входят гарантия по облигациям компании СИНЕК (как мы понимаем, речь идет о "Связьинвестнефтехиме" – ред.), представляющим собой участие в кредите, на 250 млн долл. (СИНЕК - холдинговая компания в 100-процентной собственности Республики Татарстан), гарантии для ОАО "КАМАЗ" (несколько гарантий на общую сумму около $170 млн.) и города Казани ($7,2 млн.). Сроки по предоставленным гарантиям наступают в 2011-2037 гг., и риск исполнения гарантий в 2009 году является низким. Кроме того, данный риск сглаживается за счет сильных положительных денежных потоков у рассматриваемых компаний и наличия залога по долгу".

В общем, в этот раз пронесло. Но вопрос остается открытым: стоит ли и дальше нашим предприятиям и властям ориентироваться на международные рейтинговые агентства, которые, как известно, "проспали" мировой экономический кризис? Ведь не секрет, что западная финансовая система, которая сегодня трещит по швам, имела рейтинги наивысшего уровня…   А наши экономические субъекты сегодня по прежнему активно взаимодействуют с этими агентствами, в руках которых не только их репутация, но и нечто большое. Сама жизнедеятельность. Есть ли у наших властей по этому вопросу позиция?

БИЗНЕС Online