ХЛЕБ И УСТРИЦЫ

Агентство по госзаказу Татарстана заключило соглашение с украинским научно-производственным предприятием «Идея» на создание и реализацию проекта электронной торговой площадки на территории Украины. Пока только для коммерческих предприятий. Об этом сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава агентства госзаказа Яков Геллер, подчеркнув, что международный проект такого масштаба по внедрению электронных торгов реализуется впервые.

Как отметил Геллер, агентство пытается найти новые ниши сбыта своей интеллектуальной деятельности: «Чтобы люди не думали, что мы просто так едим в обед устрицы», – в своей остроумной манере прокомментировал глава агентства.

Как известно, агентство является оператором электронной торговой площадки etp.zakazrf.ru, определенной в результате конкурсного отбора в качестве федеральной площадки для размещения государственных и муниципальных заказов, помимо этого в функции агентства входит выполнение обязанностей оператора площадки электронного мониторинга рынка 223.zakazrf.ru, сопровождение электронной товарно-информационной системы (ЭТИС) РТ.

Недавно команда Геллера начала внедрять пилотный проект нового продукта под условным наименованием «Четыре расхода». Казалось бы, работы специалистам агентства хватает. Но здесь следует вспомнить о главном разочаровании и даже в некотором роде потере, которую Геллер пережил в конце прошлого года: проигрыш агентства в конкурсе на статус оператора общероссийского сайта госзакупок – zakupki.gov.ru.

Напомним, что в прошлом году агентство по госзаказу РТ проиграло в конкурсе на статус оператора общероссийского сайта госзакупок Сбербанку на 2013 год. До этого татарстанская компания целых три года была держателем контракта от минэкономразвития РФ – это ведомство контролирует сайт госзакупок. Этот проигрыш, по всей видимости, и подвиг главу агентства на экспансию в Украину.

УКРАИНА – РОССИЯ ОБРАЗЦА 2004 ГОДА

О некоторых подробностях экспансии на украинскую землю татарстанских специалистов в области электронных торгов рассказал начальник службы информационных технологий агентства Антон Крыжановский: «Агентство с нашими партнерами, одной из компаний, которая специализируется в области государственных и коммерческих закупок в Украине, на данный момент создает электронную коммерческую площадку. Это была их инициатива, с которой они вышли к нам: растиражировать наши технологии на территории Украины». По словам Крыжановского, когда специалисты агентства стали изучать рынки Украины, то пришли к выводу, что там ситуация с торгами до боли напоминает Россию 2004 года, когда еще не был принят ФЗ-94. Как это выражается?

«Нет единого центрального сайта, где бы располагалась информация, коммерческие и госструктуры до сих пор публикуют в печатных СМИ информацию о закупках. Сфера электронных аукционов, не скажу, что отсутствует, но потребность в них явно незначительна», – пояснил собеседник издания. Причем, как он отметил, даже представление об электронно-цифровой подписи у наших соседей весьма туманное. В общем, можно сделать вывод, рынок электронных торгов в Украине находится в зачаточном состоянии.

«Сфера электронных аукционов в Украине, на мой взгляд, очень слабо развита, мы понимаем и те проблемы, которые мы слышали раньше у нас, что у людей нет электронно-цифровой подписи, что у них плохие каналы связи. Через это просто надо пройти».

НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ПРИЛИЧНЫЕ ДОХОДЫ

Любопытно, но украинское законодательство не позволяет входить в электронные аукционы госучреждениям, пока не будет создана площадка для госзаказа. А ее до сих пор в стране нет. Как, в принципе, и самой системы электронных аукционов.

«В стране происходят тендеры по государственным закупкам, была эпоха тендерной палаты, с 2010 года существует закон о госзакупках, но там не предусмотрены закупки с использованием электронных аукционов, – сообщил «БИЗНЕС Online» генеральный директор НПО «Идея» (Украина, Донецк) Игорь Якобсон. – Что проводится в качестве закупочной деятельности: размещается открытое извещение на сайте, там же тендерная документация, после этого там же появляется объявление об акцепте, и следующий этап – объявление о заключении договора. Без этих объявлений казначейство не проплачивает никакие деньги. Но редукционов на территории Украины нет», – заключил Якобсон. По словам собеседника издания, проект с Геллером вполне может быть жизнеспособным и для госзаказа, но пока он направлен только на бизнес, такой своеобразный аутсорсинг закупочной деятельности.

Подписание соглашения между татарстанской и украинской компаниями состоялось в июле, сейчас проект вышел на финишную прямую, и уже в октябре, как предполагает Якобсон, площадка будет запущена на территории Украины. Отметим, что специалистам агентства пришлось изрядно попотеть, чтобы адаптировать систему под украинские регламенты: «Она будет гармонизирована с их средствами криптографической защиты, с использованием украинских стандартов в области ЭЦП, которые и по формату, и даже по идеологии отличаются от российских стандартов, с использованием их справочников, номенклатуры банков. Система полностью адаптирована для их нужд», – заверил «БИЗНЕС Online» Крыжановский.

Однако что подвигло украинскую компанию заняться созданием электронной площадки именно сейчас, ведь, как утверждает Якобсон, как с Геллером лично, так и с деятельностью агентства он был знаком давно.

«Я знаком с Геллером с 2008 года, мы часто встречались на конференциях, посвященных закупочной деятельности. Но до сих пор я к нему не обращался. По той простой причине, что я не видел в этом необходимости. Но сейчас в Украине, как и в России, идет кризис, он продолжается, и это мощный кризис, даже, может быть, мощнее, чем в 2008 году. И он будет идти и дальше. Поэтому я наблюдаю очень сильный тренд в сторону снижения расходов заказчиков. На сайте нашей площадки будет лозунг: «Заказчикам – экономия средств при закупках, поставщикам – новые рынки сбыта», – объяснил свою позицию Якобсон.

Бюджет проекта пока не определен, но, как полагают в агентстве, расходы на его внедрение будут небольшие, а вот доход от реализации проекта ожидается очень существенным. В настоящее время уже завершена разработка электронной площадки, сервер которой находится в IT-парке в Казани, идет обучение украинских коллег, чтобы они в дальнейшем смогли самостоятельно оказывать техническую поддержку и консультационную помощь. Но весь проект на территории Украины будет позиционироваться от имени НПО «Идея». Так как, по словам Крыжановского, законодательство у соседей так построено, что легче работать именно с резидентами Украины.

«Но мы понимаем, что этот рынок на данный момент еще не занят, и мы бы хотели привнести в него свою технологию, свои знания, опыт», – сообщил он.

ПРОЕКТ МОЖЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНО ПОВЛИЯТЬ НА ОТНОШЕНИЯ УКРАИНЫ И ТАТАРСТАНА

Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что экспансия татарстанской компании на украинский рынок закупочной деятельности вполне перспективна в своем развитии, вот только придется осваивать особенности законодательства страны партнеров

Артур Даутов – советник ректора по экономике, заместитель директора института непрерывного образования университета управления «ТИСБИ»:

– В части государственных закупок Россия и вслед за ней страны Таможенного союза на законодательном уровне поддерживают применение электронных торгов. На Украине электронные торги не получают должной государственной поддержки. Так, в июле 2012 года президент Украины Виктор Янукович подписал закон «О внесении изменений в закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» относительно внедрения процедуры электронного реверсивного аукциона». Несмотря на позитивные цели по развитию конкуренции, расширению гласности и прозрачности закупок, закон так и не заработал по причине отсутствия необходимых подзаконных актов. Примечательный пример, так как если необходимые акты не будут приняты до 1.01.2014 года, в России может не заработать закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 44-ФЗ. На сегодняшний день российские электронные торговые площадки работали на повышение уровня свободной конкуренции на рынке госзаказа за счет привлечения поставщиков стран СНГ. Поставщикам с Украины, используя различные механизмы, помогали участвовать в госзаказе России по 94-ФЗ.

Впервые появилась информация об участии электронной торговой площадки в проекте по развитию электронной торговли на Украине. Для ГУП «Агентство по госзаказу РТ» это один из первых международных проектов, хотя в полном названии ГУП есть фраза «по межрегиональным связям». Я вижу в данном проекте множество проблем, решить которые возможно только при поддержке правительства Украины. Необходим регулятор, который сформирует внятные «правила игры». Также считаю неполноценными электронные торги без электронной цифровой подписи. Регулирование и виды таких подписей серьезно отличаются в России и на Украине, где они приближены к европейским стандартам.

Считаю, что украинский проект по силам коллективу агентства и его руководству. А помимо коммерческой выгоды данный проект может положительно повлиять на отношения Украины и Татарстана.

Максим Клягин – аналитик УК «Финам Менеджмент»:

– На первый взгляд, подобная инициатива выглядит вполне перспективно. Рынок электронных закупок в условиях дальнейшей информатизации экономики и очевидных преимуществ механизмов ЭТП в последние годы растет очень активно. Спрос на актуальные инфраструктурные решения (как в сегменте B2B, так и в B2G) формируется на высоком уровне, что обеспечивает благоприятную конъюнктуру для новых технологичных проектов в этой сфере.

Полагаю, в случае эффективной реализации проекта и создания ликвидной площадки, открывающей доступ к широкому кругу потенциальных контрагентов, формирующей конкурентные цены и, как следствие, обеспечивающей сокращение издержек и развитие дистрибуции, интерес к продукту может оказаться весьма высоким.

Алексей Дегтярев – генеральный директор B2B-Center:

Выгоды проекта осуществления госзакупок на электронных торговых площадках не просто ощутимы, они доказаны практикой. Об этом скажет статистика любой многофункциональной электронной торговой площадки. В России, где законодательные коллизии в большинстве вопросов урегулированы, многие госкомпании проводят торги на площадках системы B2B-Center. В целом перспективность направления доказывает динамика количества компаний (как закупщиков, так и поставщиков), осуществляющих различные торговые процедуры в системе B2B-Center, динамика объемов торгов и динамика количества торговых процедур. В частности, объем торгов на сегодня составляет 2,9 триллиона рублей, электронные торговые площадки на сегодняшний день используют 136 654 компании, а количество торговых процедур составляет 286 160. Это ли не показатель эффективности инструмента?

Вывод таков, что в какой бы сфере ни применялись электронные торговые площадки – они являются эффективным прогрессивным инструментом, который на практике доказывает свою востребованность. Электронные торги применимы, как в B2B, так и в B2G-секторах. Но! Вопрос в другом. Всякий ли оператор электронных торгов дает широкий функционал? И всякий ли оператор расширяет географию? Украинские предприятия государственной собственности, которые проводят закупки за бюджетные деньги, пока не имеют права проводить закупки в электронном виде до принятия соответствующего законодательства. Однако в ближайшее время соответствующие нормы должны быть приняты на уровне подзаконных актов. А намерения проводить госзакупки через электронные торговые площадки закреплены на уровне Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок». Если же говорить о примерах сотрудничества, то подобный опыт B2B-Center реализован в Украине не на государственном уровне, а на уровне бизнес-объединений. В частности, в июне 2013 года в Украине стартовала совместная электронная торговая площадка, созданная компанией B2B-Center под эгидой Украинского союза промышленников и предпринимателей (УСПП). Площадка создана для членов УСПП. Для агентства по госзаказу Республики Татарстан подобный проект точно будет полезным опытом, однако с точки зрения выгоды необходимо принимать во внимание, что российский рынок в сегменте электронных торгов развит куда сильнее. Электронные торги в России – намного более понятная категория, многие российские предприятия и российское государство проводят закупки в электронной форме. В Украине на сегодняшний день электронные формы закупок пока не достигли такого масштаба в корпоративном сегменте, не до конца проработана законодательная база.

Шансы на успех данного проекта сильно повысило качество программного продукта. Очень сложно будет выходить на рынок с одной торговой процедурой «электронный аукцион», поскольку она не закроет потребности только биржевых товаров и не закроет потребностей большинства коммерческих предприятий.