ТАНЕЦ СО СМЕРТЬЮ
Режиссер Ахтем Саитаблаев снял страшный фильм. «Хайтарма» – это танец крымских татар, танец, который танцуют все. Это радость, которая переполняет людей, и она воплощается в общем танце – нежном и страстном. В фильме этот танец танцует целая улица, в честь возвращения на три дня Героя Советского Союза, летчика-аса Амет-хана Султана.
Саитаблаев показал нам, что в его душе есть боль и есть тема. Улица танцует, поднимает бокалы в честь товарища Сталина, а через пару часов органы НКВД, органы, которые выполняют приказ товарища Сталина, врываются в дома и депортируют всех.
Расстреливают стариков, запирают в домах младенцев в люльках, обрекая их на голодную смерть и смерть от жажды, унижают и уничтожают все вокруг. Сидя в зале, когда до предела сжимается сердце, готовое вот-вот разорваться, думаешь только об одном: «За что?»
В фильме есть сцена, когда на станции депортированных крымских татар сажают в вагоны, чтобы увезти в места не столь отдаленные. Есть конвоиры, есть собаки, готовые броситься на любого. Чем эти кадры отличаются от тех, когда фашисты угоняют россиян в лагеря? Да ничем. Тоталитарный режим, он всегда одинаков.
Пересказывать ленту нет смысла, ее надо смотреть, смотреть, набравшись мужества. Уровень ее откровенности так высок, что просто зашкаливает все возможные варианты. По сути, нам предложили документальное кино в его художественном варианте.
Если говорить о фабуле, она проста. Герой Советского Союза, летчик Амет-хан Султан, уроженец Алупки, освобождая Крым, получает три дня отпуска. И именно в эти три дня происходит депортация его народа. Его родителей, его сестры и невесты. Он спасает всех (кроме любимой девушки), но какой ценой…
ДЛЯ КОНКУРСНОГО ПОКАЗА НЕ ГОДИТСЯ?
С фильмом «Хайтарма» на фестивале творилось странное. Безусловно, по формату он годился для конкурсного показа, потому что его художественные достоинства не стоит подвергать сомнению. Но показывали его только во внеконкурсном показе.
Зал, в котором фильм должен был идти, переполнен, в нем не осталось даже свободных стоячих мест. Пришлось открывать еще соседний зал. После того как фильм был показан, публика ждала общения со съемочной группой, но всех быстренько выпроводили из зала. Почему? Вопрос повис в воздухе.
После просмотра удалось пообщаться с продюсером картины, который рассказал, что Амет-хан Султан – реальное лицо, дважды Герой Советского Союза. После войны он жил в Москве и странным образом погиб в 1966 году. А до этого боролся за право крымских татар вернуться на родину, даже выходил с плакатами на Красную площадь. И вдруг в 1966 году – автокатастрофа. Пафосные похороны на Новодевичьем кладбище. Странно все это и наталкивает на размышления.
Пожалуй, «Хайтарма» с ее поэтичным видеорядом, обилием прекрасных лиц, с ее трагическим сюжетом, основанным на реальных событиях, с ее мощной режиссурой, за которой стоит не желание прославиться, а искренняя боль, могла бы быть претенденткой на главный приз нашего кинофестиваля. Не случилось. Странно все это. Неужели мы до сих пор боимся правды?
В фильме приводятся страшные цифры. Из Крыма было депортировано почти 200 тыс. татар. Половина из них погибли в дороге. Их пепел стучится в наши сердца, подобно пеплу Клааса?
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 364
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.