ПОКОЙНАЯ ПАЦИЕНТКА ГАРИФУЛЛИНА САМА РЕЖИССИРОВАЛА ДЛЯ НЕГО РЕКЛАМНЫЙ ФИЛЬМ

Суд по делу «народного целителя» Рамиля Гарифуллина вчера продолжился в Набережных Челнах по неожиданному сценарию. Прения сторон, предшествующие решению судьи Ильдара Адгамова, не состоялись, поскольку обе стороны привели на заседание, которое могло бы стать и решающим, новых свидетелей. Новые участники пролили свет не только на вопросы, прямо касающиеся иска Валентины Нурмухаметовой, Гульназиры Аитовой и Хатиры Волковой, но и на не менее захватывающую историю строительства медцентра «Надежда».

Напомним, суть иска к Гарифуллину от трех женщин заключается в том, что все они оплатили ему лечение своих детей, которых он не только не вылечил, но и не мог этого сделать, по их нынешнему мнению. Двое из детей — дочери Нурмухаметовой и Волковой — в итоге умерли от своего диагноза — рака. Аитова приводила сына с поврежденным позвоночником и надеялась, что Гарифуллин хотя бы восстановит ему зрение, испортившееся вследствие травмы. Всех их «чудо-доктор» лечил, по заявлениям истцов и свидетелей, гипнозом и биологическими добавками. Приобщенная к делу экспертиза показала, что как минимум методы лечения Нурмухаметовой и Волковой не соответствовали поставленным диагнозам. Однако Гарифуллин отрицает, что брал деньги с истиц. Общая сумма коллективного иска — 1,8 млн. рублей.

Владимир Фролов, выступивший по ходатайству прокурора процесса Наиля Юнусова, работал в ООО «Нурлен Плюс» — компании-генподрядчике на строительстве медцентра — заместителем гендиректора по строительству. С 2004 года он лично и отвечал за стройку. Он подтвердил, что Нурмухаметова организовывала и оплачивала ямочный ремонт подъездного пути к «Надежде» (примерно 0,8 - 1 км дороги), а также оплатила около трех машин чернозема для благоустройства территории. Второй свидетель был опрошен по просьбе адвоката Нурмухаметовой Натальи Федяевой. Он подтвердил рассказ Валентины Аблакатовны о съемках рекламного фильма для Гарифуллина силами съемочной группы «Челны-ТВ». Работавший в 2005 году водителем на «Челны-ТВ» Нафис Халимов возил журналиста и оператора телекомпании в родное Гарифуллину Юматово на шабашку, оплаченную Нурмухаметовой, которая на тот момент руководила пресс-службой мэрии автограда.

- Мы ездили в Юматово в выходные, на два дня, — рассказал Халимов. — Мне она оплатила бензин и выдала гонорар, около 10 тысяч рублей, точнее сумму не помню. Корреспондентке и оператору заплатила отдельно и еще передала денег дочери, которая жила и лечилась там — это были деньги на оплату нам гостиницы и питания.

По словам Халимова, умершая от рака Альфия Нурмухаметова сама занималась режиссурой рекламного ролика для своего «чудо-доктора».

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛЬЗУ ДОКТОРА

Непосредственное отношение двух свидетелей к строительству «Надежды» позволило раскрыть некоторые подробности и этого аспекта деятельности Гарифуллина, а также сочувствующих ему представителей администрации города и крупного бизнеса в середине 2000-х годов. Вторым приглашенным Федяевой оказался директор «Нурлен плюс» образца 2005 года Ленар Нуртдинов. Организация, принявшая на себя обязательства благотворительного строительства, по словам Нуртдинова, пошла на это благодаря письму за подписью замглавы администрации города Файрузы Мустафиной и Гарифулина. Письмо Нуртдинов зачитал, и в нем авторы ставили в пример, достойный подражания, администрации Самарской и Оренбургской областей, а также Башкортостана, каждая из которых пожертвовала по 7 млн. рублей на строительство «Надежды». Аналогичные письма рассылались и в другие организации, сообщил Нуртдинов. Он знает это доподлинно, поскольку сам эти письма видел: работавший в штате «Нурлен плюс» ныне покойный Наиль Вахитов занимался и делами попечительского совета строительства «Надежды» — лично эти письма доводил до адресатов. И архив писем впоследствии хранился в «Нурлен плюс». Руководил попечительским советом бывший гендректор «Камгэсэнергостроя» Александр Евдокимов — «Камгэс» на благотворительной основе снабжал строителей «Надежды» техникой.

- После писем от таких уважаемых людей как мы могли отказать? — пожимал плечами Нуртдинов. — Мы не закладывали со своей стороны накладные расходы, платили рабочим минимальную зарплату. Стройматериалы искали по самым низким ценам, хотя расчеты за материалы проходили через «Надежду» — все деньги перечислялись на счет медцентра. Строительная смета выходила в 61 миллион рублей, а мы построили центр за 34 миллиона.

Напомним, что помещение клиники, построенное на благотворительные сборы и сейчас находящееся в собственности Гарифуллина (что подтверждено приобщенными к делу документами), в этом году «целитель» пытался продать под видом гостиницы уже за 350 млн. рублей.

Письмо попечительского совета, адресованное лично Нуртдинову, он передал в распоряжение суда, однако Гарифуллин, отрицавший до сих пор свою причастность к подобным письмам, и сейчас не признал в оригинале подпись под своим именем — только печать «Надежды».

45664.jpg
Рамиль Гарифуллин и его адвокаты Василий Савенков и Борис Бородин

«НУРМУХАМЕТОВА ПРИХОДИЛА СКАНДАЛИТЬ»

Не осталась в накладе и сторона защиты: адвокаты Гарифуллина тоже пригласили не заявленного свидетеля — замдиректора центра «Надежда» Веру Фадееву. Замдиректора Гарифуллина она стала в 2006 году, а до тех пор осуществляла авторский надзор за строительством со стороны проектировщика центра — компании АМП «Жилстрой». Она предоставила суду реестр актов взаимозачета между «Надеждой» и «Нурлен плюс», который, по ее мнению, свидетельствует о непричастности Нурмухаметовой к благоустройству территории центра (отметим, территорию центра благоустраивало городское ПАД по субподряду «Нурлен плюс», Нурмухаметова же заявляет о ямочном ремонте муниципальной дороги на подъездах к центру). Фадеева рассказала, что истица приходила в центр исключительно устраивать скандалы, отваживала приезжих клиентов, впоследствии приводила с собой съемочные группы местных телеканалов. Однако на вопрос о ситуации с покойной дочерью Валентины Аблакатовны Фадеева ответила: «Я даже не в курсе, что у нее есть дочь». Также она уверенно заявила о том, что ее начальник излечил множество пациентов: «Люди приезжали к Гарифуллину в инвалидных колясках, а уходили своими ногами».

Опрос Фадеевой оказался самым длительным: искренность ее сведений показалась сомнительной как стороне обвинения, так и судье — особенно заявление о том, что «Нурлен плюс» выполнял дорожные работы вкупе с уверенностью в том, что Нурмухаметова к таковым не причастна. Как контролер качества работ, она, вероятно, должна была бы знать, что «Нурлен плюс» не имел лицензии на дорожные работы, и выполнял их ПАД. В конце концов Фадеева объяснила свое незнание этого факта тем, что она, как проектант благоустройства, имела дело только с генподрядчиком, а кто именно работал по факту на субподряде, ей было не важно.

ИЖЕВСКИЙ БИЗНЕСМЕН ИЗ МИНОБОРОНЫ

Среди других интересных фактов, озвученных на вчерашнем заседании — судя по всему, последнем заседании с участием свидетелей — можно выделить некоторые приобщенные к делу документы и свидетельские истории.

В числе таковых, к примеру, рассказ Фролова о том, как однажды в поезде он познакомился с ижевским предпринимателем, который лечился у Гарифуллина в санатории Юматово в Башкортостане. Впоследствии этого предпринимателя Фролов увидел на одной из проводимых в Челнах конференций Гарифуллина — на сцене. Бизнесмен выступил тогда в роли представителя минобороны РФ: связями с военным министерством и поставками оттуда чудодейственных препаратов Гарифуллин, по многочисленным рассказам свидетелей, убеждал своих клиентов в собственной значимости. К делу, кстати сказать, приобщен и ответ из минобороны о том, что ведомство не занимается реализацией лекарственных препаратов гражданским лицам. Смешно, но факт.

Отметим также ответ на запрос прокурора из стерлитамакского филиала современной гуманитарной академии о том, что Гарифуллин в этом вузе не учился и диплома не получал. Не учился он и в некой школе гипноза Геннадия Гончарова, а заявленный орден Петра Великого получил от частной организации, в 2008 году ликвидированной за выдачу подобных наград. Впрочем, на общем количестве дипломов Гарифуллина эти факты отразились мало, ведь «чудо-доктор» представил их десятки, от организаций с самыми замысловатыми названиями. Оплачивал обучение, по пояснению самого Гарифуллина, Вятскополянский машиностроительный завод «Молот», персоналу которого «целитель» предоставлял услуги диагностики и лечения. Где-то из командировок привозят гостиничные чеки, а вот на родине чудо-доктора — дипломы...

Прения сторон назначены на 26 сентября. В этот же день или днем позже подсудимый, как ожидается, услышит свой приговор.