ПРОЕКТ ВЕКА

Народный артист СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России, премий им. братьев Васильевых и им. Глинки и еще более 30 престижных мировых наград, Владимир Васильев сотрудничает с казанским театром с конца 80-х годов прошлого века. Тогда он в качестве балетмейстера осуществил на казанской сцене постанову балета Валерия Гаврилина «Анюта». Сам Васильев в премьерном спектакле исполнил партию Петра Леонтьевича, а в партии Анюты казанцы рукоплескали его жене – великой балерине Екатерине Максимовой. Далее партию Анюты исполняла прекрасная казанская балерина Ирина Хакимова. «Анюту» до сих пор можно видеть на афише казанского театра. Проект, который в Казани замышляет воплотить в жизнь Васильев, можно назвать беспрецедентным. Владимир Викторович замахнулся на воплощение языком танца «Мессы си минор» Иоганна Себастьяна Баха.

ФИЛОСОФСКАЯ ИСПОВЕДЬ БАХА

«Мессу си-минор» называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию. Философское содержание мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона. Как известно, ритуал мессы – центрального обряда католического богослужения – складывался в течение многих столетий, также длительно отбирались молитвенные тексты. Перевести все это на язык хореографии – задача архисложная.

Колоссальные масштабы «Мессы си-минор» не позволяют использовать ее для церковного богослужения. Исследователи творчества Баха полагают, что это сочинение должно звучать в концертном зале, который под воздействием повергающего в благоговейный трепет величия этой музыки превращается в храм, открытый для всякого способного к религиозному переживанию слушателя.

Характерно высказывание великого Гете: «Музыка Баха – это беседа вечной гармонии с самой собой, она подобна Божественной мысли перед сотворением мира».

СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ЗАДУМАН ДЛЯ СОБОРА СВЯТОГО ПЕТРА И ПЛОЩАДИ ПЕРЕД НИМ В ВАТИКАНЕ

Поставить балет на музыку этой мессы Баха – мечта всей жизни Владимира Васильева. С легендарным артистом журналисту «БИЗНЕС Online» удалось встретиться на несколько минут в кабинете директора оперного театра и взять короткое интервью.

- Владимир Викторович, почему этот грандиозный проект вы решили воплощать именно в Казани?

- Я много раз собирался ставить этот спектакль в разных театрах, и что-то не совпадало. В Казани эта идея возникла впервые. Этот спектакль был мной задуман для собора Святого Петра и площади перед ним в Ватикане с огромным количеством исполнителей со всех континентов. Каждый континент земли должен был представить своих певцов и танцоров. «Месса си-минор» Баха для меня – самое великое сочинение из всех, которые я знаю. Бах для меня глобален, это не произведение, которое направлено на прославление католицизма или прославление христианства, нет. Это объединенное начало, возникновение мира, его развитие с абсолютно разными периодами истории. И это ощущение есть в музыке.

- В мессе Баха много компонентов…

- Да, и объединить их в театре – это всегда была моя мечта. Оркестр, хор, кордебалет солистов-певцов, солистов балета. Это то, что себе может позволить большой театр с хорошим финансированием и хорошим качеством исполнительских кадров. Случайный разговор с директором казанского оперного Рауфалем Мухаметязновым вылился в этот проект. Это мегапроект. Но Рауфаль Сабирович не испугался и сказал: «А почему бы это не сделать у нас?» Когда я вижу творческие и технические возможности вашего театра, я понимаю, что это реально.

- И материальные возможности…

- Разумеется. Возможно, это один из последних моих таких масштабных проектов. Бог знает, что где-то еще будет возможность что-то такое сделать. Мы будем пытаться подготовить спектакль к открытию Шаляпинского фестиваля 2015 года. Работы будет огромное количество. Так всегда бывает: вроде бы все просто, но чем больше вникаешь, тем сложнее кажется произведение. И сам с возрастом начинаешь больше в себе сомневаться. Для меня поставить мессу Баха – это вопрос чести. Я чувствую, что подошло время.

КАКОВА ЖЕ БУДЕТ СТОИМОСТЬ ВСЕГО ПРОЕКТА?!

Сенсация на этом не заканчивается. Как сообщил источник в театре, для создания декораций Васильев панирует пригласить Франко Дзеффирелли – легендарного оперного режиссера, кинорежиссера, продюсера и художника, работавшего практически со всеми оперными звездами, включая Марию Каллас. Даже те, кто не интересуется классической музыкой, несомненно, знают фильм Дзеффирелли «Ромео и Джульетта» с Оливией Хасси и молодым Леонардо Ди Каприо, сделавший имя Дзеффирелли брендом.

Васильев уже работал с Дзеффирелли. В фильме-опере Джузеппе Верди «Травиата» Васильев и Максимова ставили и исполняли испанский танец. Примечательно, что Дзеффирелли никогда не участвовал ни в постановках, ни в оформлении спектаклей в России. Около 10 лет назад с ним велись переговоры маэстро Валерия Гергиева про поводу оформления «Аиды» в Мариинском театре. Договоренность была достигнута, но в итоге сотрудничество не состоялось, требования Дзеффирелли оказались очень завышенными, и прежний уровень технического оснащения сцены Мариинского тетра им не соответствовал.

Гонорары персон класса Дзеффирелли очень высоки. Как сообщил один из независимых экспертов, нижняя планка начинается от $200 тысяч. Какова же будет стоимость всего проекта?!

- Я пока не готов ответить на этот вопрос, могу только сказать, что стоимость спектакля будет высокой. Кстати, помимо Владимира Васильева, который будет возглавлять постановочную группу, репетировать балетные номера будут трое-четверо молодых хореографов, – прокомментировал изданию ситуацию с мессой Баха директор ТГАТ оперы и балета им. Джалиля Мухаметзянов.

На сегодня самым дорогим проектом ТГАТ оперы и балета им. Джалиля можно считать балет на музыку Резеды Ахияровой «Золотая орда» с бюджетом в 10 млн. рублей. Одних только костюмов для этого спектакля, премьера которого состоится 22 сентября, было изготовлено 800. Но месса Баха, конечно же, побьет все рекорды.

УЖЕ СВЯЗАН СЛОВОМ С КАЗАНЬЮ, И СЛОВО СВОЕ СДЕРЖИТ

За постановку мессы готов был взяться и Большой театр. Его новый директор Владимир Урин обсуждал с Васильевым возможность такого проекта, но хореограф ответил, что уже связан словом с Казанью и слово свое сдержит.

- Об исполнении такого сочинения можно только мечтать. Я вспоминаю свои юношеские годы, когда я учился в центральной музыкальной школе при московской консерватории, к нам приезжал из Германии ансамбль под управлением дирижера Карла Рихтера. Я был на этом концерте, и хотя был еще неопытен, но понимал, что слышу что-то грандиозное и значительное. Тогда мне и в голову не могло прийти, что после 40 лет дирижерской деятельности мне выпадет счастье быть музыкальным руководителем такой постановки. На сцене нашего театра гениальный танцовщик и хореограф Владимир Васильев будет ставить эту мессу! Оркестр, балет, хор – это будет синтез искусств, мы вернемся к моменту зарождения театра, когда этот синтез был традиционен, – прокомментировал для «БИЗНЕС Online» будущую постановку главный дирижер нашего оперного театра Ренат Салаватов.

По его мнению, вполне реален будет и прокат спектакля. Возможно, его гастрольная судьба начнется с выступления на сцене Большого театра (раз уж Казань «увела» у него этот мегапроект), а затем постановку можно будет вывозить и в Европу.

Справка


Франко Дзеффирелли родился во Флоренции, при рождении получил имя Джанфранко Корси и был незаконнорожденным сыном торговца текстилем Отторино Корси и его любовницы Аделаиды Гароси. Когда ему исполнилось 6 лет, его мать умерла, и он вырос под патронатом британской диаспоры, где и познакомился с так называемыми скорпионшами (итал. Scorpioni), позднее вдохновившими его на создание автобиографического фильма «Чай с Муссолини» в 1999 году.

В 1941 году он закончил Академию изящных искусств и по совету своего отца поступил в Флорентийский университет для изучения изобразительного искусства и архитектуры.

Во время Второй мировой войны был партизаном до встречи с Британскими солдатами первого Гвардейского полка, став их переводчиком. В послевоенные годы он вернулся в Университет Флоренции для продолжения обучения, но когда он увидел фильм «Генрих V», то обратил свое внимание к театру.

В 1960-е годы занимался постановками пьес в Лондоне и Нью-Йорке и вскоре всецело посвятил себя кинематографу.

Большая слава к Дзеффирелли пришла в 1968, через год, после того как он утвердил на роли Ромео и Джульетты двух подростков. Фильм до сих пор чрезвычайно популярен и многие годы являлся стандартным пособием актерской игры, демонстрируемым студентам. Этот фильм сделал имя Дзеффирелли общеизвестным — ни одна его последующая работа не оказала столь сильного воздействия, как «Ромео и Джульетта».

После двух успешных киноадаптаций пьес Шекспира Дзеффирелли обратился к темам религии. Сначала был снят фильм «Брат Солнце, сестра Луна» о жизни Франциска Ассизского, затем мини-сериал со звездным составом «Иисус из Назарета». Последний имел большой успех в прокате и часто демонстрировался по телевидению в последующие годы.

Затем он переключился на темы современности, начиная с картины «Чемпион» (1979) и, подвергшейся широкой критике, картины «Бесконечная любовь». В 1980-х он выпустил несколько успешных фильмов, переносящих оперу на киноэкран, с участием Пласидо Доминго, Терезы Стратас, Хуана Понс и Катя Риччарелли.

Он вернулся к Шекспиру фильмом «Гамлет», с участием Мела Гибсона в главной роли. Его экранизация романа Шарлотты Бронте получила признание критиков.

Дзеффирелли часто отбирал на главные роли неизвестных актеров; хотя его решения редко приводили к становлению кинозвезд или хотя бы к поддержке актерской карьеры. Леонард Уайтинг (Ромео в «Ромео и Джульетта»), Грэм Фолкнер (Святой Франциск в «Брат Солнце, сестра Луна») и Мартин Хевит (в «Бесконечной любви») — все оставили кинобизнес после того, как больше не смогли получить такие же заглавные роли. Актрисы в тех же фильмах (Оливия Хасси и Шилдс Брук) достигли гораздо большего успеха в индустрии.