НА КАКОМ ЯЗЫКЕ ГОВОРИТЬ?
Более 1,2 тыс. раз читатели высказались по поводу прошлой публикации, в которой практически нет авторской оценки или своего видения решения проблем. Полагаю, я тоже вправе высказаться, раз уж поднялась такая дискуссия, тем более что за последние несколько дней на меня навесили много нелицеприятных ярлыков.
Все-таки странно, как, ведя дискуссию даже на одном и том же языке, можно разойтись в понимании простых вещей. Давно обнаружил такой феномен: люди чаще всего спорят, не понимая друг друга из-за различий в системе мышления и терминов. Каждый обсуждаемый вопрос можно отнести к определенном типу мышления. Есть философское или обыденное мышление. Художественное или правовое. Экономическое или криминальное. Публицистическое или научное, причем отдельно по разным наукам – по политологии, управленческой деятельности и менеджменту, этнологии, лингвистике, истории, социологии, физике или математике и т.д.
Статья о флешмобе на торжественной линейке была написана на языке публицистики, на стыке педагогики и этнокультуры. Не содержит призывов и политических оценок и следующая моя публикация о судьбе национальных языков.
Из более чем тысячи комментариев на обе публикации в адекватном ключе – то есть на языке фактов и по профилю этнопедагогики – отреагировали лишь единицы. А это сильно снижает качество обсуждения. Надо же действительно понять и доказать: национальные языки сами умирают под влиянием глобализации, или их убивают целенаправленно?
Разобраться в этом часто мешает политика. Целью политической агитации является победа взглядов какой-либо группы, а риторика о зарплате, пенсии или изучении языков – лишь инструмент политической потасовки. На беспристрастное рассмотрение по существу вопроса порой рассчитывать не приходится. Практически нет шансов на убеждение или разубеждение политизированных спорщиков. Поэтому лучше держаться подальше от политики, которая может еще больше запутать и так запутанный клубок проблем. Лучше говорить на языке фактов и аргументов.
О чем говорится в комментариях читателей? С одной стороны, о нежелании изучать татарский язык, о якобы ненужности и невозможности знания этого языка. С другой стороны, приводятся альтернативные доводы. И правда, не секрет, что в городах, особенно в казанских школах и детсадах, сфера применения татарского языка не очень развита. В течение последних 10 лет группа «защитников русской культуры» ведет кампанию против изучения татарского языка в школах республики. Пикеты, митинги, публикации, обращения высшему руководству страны, судебные процессы, заявления о нарушении прав человека. Все было! Пока основная масса детишек грызла гранит лингвистики, велась работа по дискредитации изучения национальных языков и официального их применения в республиках.
ДВА ГЛАВНЫХ ВОПРОСА СО СЛОВОМ «ЗАЧЕМ?»
Собственно говоря, большую часть дискуссии, развернувшуюся в комментариях к моим статьям, можно описать двумя вопросами:
а) Зачем нужен татарский язык татарам, хорошо знающим русский язык?
б) Зачем русским детям нужно знать татарский язык?
Это не новые вопросы, они задаются все последние 20 лет. Кто-то сразу сам сообразил зачем. А кое-кто до сих пор не понимает. И не поймет. Потому что убежден, что незачем учить чужой язык. И ничего другого знать не хочет...
А есть те, кто по своей работе обязаны продвигать изучение языков, вот и продвигают. Но не могут внятно объяснить: зачем? Аргумент известного поэта о том, что при помощи татарского языка можно стать президентом, на некоторых просто не действует, не убеждает. Потому что поэт при помощи родного языка получил должности и награды, но президентом не стал. И не станет. Как миллионы других.
Так зачем же нужен язык? Кто-то должен это просто и доступно объяснить. Учитель или ученый, депутат или журналист – это же их хлеб. Вопрос оставался открытым и безмолвным, как бессловесный гимн Татарстана в течение 22 лет, пока не осознали: как ни тяни, как ни крути, надо объяснять.
УЧИТЕЛЯМ НАДО ЧЕТКО УКАЗАТЬ, ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК
Обратите внимание: в обеих публикациях о школьной линейке лишь поставлен вопрос: исчезновение языков – результат глобализации и естественной ассимиляции, или все-таки определенную роль играет и субъективный фактор? А именно: искусственное сужение сферы применения некоторых языков, создание преград на пути свободного использования национального языка 50% присутствующих на мероприятии. В том числе вопреки установленному порядку и действующим законам РТ и РФ, а как следствие фактического поведения организаторов торжественной линейки. (Конечно, извините за эти формулировки, похожие на белиберду, но это специфика правового языка, которым приходится пользоваться для разъяснения фабулы).
Подчеркиваю: в обеих публикациях я ничего не сказал о преподавании татарского или русского языков. Ничего! Речь шла о торжественной линейке по поводу Дня знаний, о внеклассном мероприятии, на котором не прозвучала татарская речь ни разу, что может отрицательно сказаться на отношении учеников, особенно первоклассников из татарских семей, к урокам татарского языка. Они могут подумать, что такого языка в обществе нет или что он запрещен.
Обратите внимание, я ничего не утверждал, а лишь спросил. Кстати, до сих пор ни школа, ни РОНО, ни минобразования или педагогическое сообщество не ответили на поставленный вопрос. Хотелось бы узнать, регулируется ли язык внеклассных мероприятий нормативными актами? Если нет, то надо давать моральную оценку, а также вносить предложение о восполнении изъяна специальной инструкцией. Или добиваться трактовки правоприменения, внесения дополнения в новую госпрограмму по языкам, подготовки типовых сценариев школьных мероприятий со включением нескольких стихов и татарских песен? Учителям надо четко указать, что делать и как.
По моему мнению, в каждой школе должен быть организован какой-то татарский культурный центр, общество любителей татарского языка или литературы под эгидой учителей государственного языка и литературы. Полезно также организовать драмкружок, секцию выразительного чтения, как назывался мой первый и главный школьный «университет», определивший мою профессию.
Читатели предлагают ввести, как у восточных соседей в Башкортстане, замглавы района и заместителей директоров по национальному образованию. Действительно неудобно, когда ни директор, ни его два зама ни бельмеса на местном наречии.
ЗАКОНЫ СОБЛЮДАТЬ НЕСЛОЖНО
Вот такие скромные запросы вызвали бурную дискуссию о преподавании татарского языка, о чем я тоже мог бы написать, но в другой статье. Обнаружилось, что многие не знают Законов РТ и РФ о языках, обе Государственные программы о мерах по сохранению и развитию языков. Одна милая мамаша пишет в форуме, что она тоже была на этой линейке, и она (линейка) прошла на государственном языке РФ, и ничего крамольного в этом нет. Сударыня, обратите внимание, что есть еще закон и Конституция РТ, соответствующие федеральным законам, государственный язык республики введен на основании Конституции РФ. Некоторые несогласные товарищи уже подавали в суд этот закон и его применение, однако все федеральные суды, а также Конституционный суд признали правомерность существующих в Татарстане правовых норм.
Говорят, юрист, подавший иск в защиту прав своего сына на игнорирование уроков татарского, фактически с ним не жил, но беспокоился о его языковой неприкосновенности. Активные борцы против изучения татарского тоже могут подать в суд, они это знают, но не подают. Потому что знают возможный результат. Что поделаешь, таковы нормы правового государства!
Могу ли я тоже написать исковое заявление по упомянутому поводу? Могу. Могли и могут обратиться родители к руководству школы с просьбой создать фон, более благоприятный для изучения языков. Но в большинстве случаев они не обращаются. Мне неизвестно, дают ли вышестоящие образовательные учреждения и методические центры, властные органы необходимые рекомендации о порядке изучения и применения государственных языков. Было бы приятно узнать...
О РОДИТЕЛЬСКОЙ МОРАЛИ
Большинство известных мне нормальных матерей не ругают при своих детях властителей, так как ребенок сначала должен освоить расстановку приоритетов, научиться уважать государство, старших, да и просто порядок, выполнять свои обязанности. Любое разногласие между родителями, бабушками и дедушками, учителями, руководителями любого ранга, включая политический раскол в обществе или среди властей будет использован для уклонения от своих обязанностей. В том числе от учебных занятий, от соблюдения порядка вообще.
Если президенты, правительство, мэры и директора школ, учителя будут объявлены идиотами и коррупционерами, негодяями, ребенок не будет признавать власть, в том числе родительские полномочия.
Я считаю, что дети в раннем возрасте должны быть ограждены от негатива о взрослых и авторитетах, пока сами не научатся позитивно действовать, выполнять долг! Раннее втягивание детей в политику чревато деформацией личности и формированием патологически конфликтного характера.
Моя мама, не имевшая никакого образования, не разрешала нам обсуждать и ругать Хрущева, Брежнева и руководителей республики. Считала, что для этого дела мы еще сопляки, надо подрасти, кое-чему научиться. И то правда. Спасибо моей мудрейшей матери.
А другие матери, не позволявшие своим детям ругать Сталина за расстрел «врагов народа», тоже четко понимали, что так нужно для элементарной безопасности и благополучия семьи.
Как известно, большинство нормальных учителей и родителей внушают своим детям, что взрослые, кроме Бармалея и преступников, всегда правы. Иначе дети (уже в 7 или 12 лет!) будут подвергать сомнению требования своих родителей и вообще взрослых.
Вот признание из живого журнала казанской матери Ольги В., которая заявляет дочери: «По татарскому я тебе разрешаю получить даже кол. Да хоть за четверть. Вообще можешь на него не ходить. Я разрешаю…» В комментариях на статью в БО записаны призывы: не отдавайте деньги на тетради, не отвечайте на вопросы, молчите на экзаменах. Если ребенок каждый день слышит о вредности изучения татарского языка, он будет отдыхать на всех уроках татарского, не запомнит ничего. Безнравственно и непедагогично настраивать своего ребенка против языка и культуры его бабушки, дедушки, соседей, одноклассников.
Именно эта причина, полагаю, деморализует учащихся настолько, что они иногда за пять часов в неделю не запоминают и пяти слов. Любой предмет осваивается нелегко, я тоже русскую грамматику и синтаксис грыз, одолевая сопротивление материала и свою лень. Я знал, что так нужно, что в школе моя работа – учеба.
Правда, так и не понял, зачем корпел над тригонометрией, так как синусы-косинусы ни мне, ни моим знакомым не пригодились. Такие знания, как и некоторые сложные разделы по химии и физике, лучше давать в завершающих классах и то после специализации по профессиям, отсеивания той части учащихся, которой лучше идти в массовые профессии, в сферу услуг. А всем подряд они не нужны. При толковом же обучении языки – это полезное и приятное занятие, если на них общаться, петь песни и читать хорошие стихи. Конечно, при хороших учителях и учебниках.
КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ РАЗЖИГАЕТ?
Некие оппоненты пишут, что я сталкиваю лбами народы. И даже добиваюсь озлобления татар и русских. Это ерунда, конечно. Они сами же пишут, что татарский язык нигде не нужен, а татары сами вырождаются, настаивают на превосходстве одного языка и народа над другими, рискуя оказаться под 282 статьей УК РФ. Вот как затевается раскол! Недопустимая степень нетерпимости, попытки оскорбить отдельные народы, унизить выходцев из села недостойны интеллигентного человека.
Кстати, именно сельские дети проходят отличную трудовую закалку и общаются с природной стихией, они, как правило, активны и любознательны, склонны к творчеству. Многие выдающиеся ученые и лидеры общественной жизни, космонавты и чемпионы вышли из села.
Так что карьера татар и сельчан в республике и на федеральном уровне объясняется не только блатом и клановостью, которых тоже не исключаю как на селе, так и в городе. Просто энергия, активность, стремление к развитию всегда приносят плоды. Везде нужны смышленые, трудолюбивые люди, да еще горячо любящие свой регион, культуру и историю.
Впрочем, татары и сельчане, заполняющие справочники районных администраций, некоторых ведомств, редко получают доступ к серьезным финансовым и прочим ресурсам. Крупные предприятия, банки, частный бизнес, торговые центры, силовые структуры в значительной степени заняты русскими. Да и не всех господ с татарской фамилией можно отнести к татарам или их сторонникам. Так что этнический баланс во власти бесспорен.
Добавим к этому фактор федеральной власти, и станет понятно, что татарам приходится действовать динамично, иначе они могут пропасть. И они не пропадают! Я тоже не впал в депрессию от торжественной линейки, игнорирующей и этнический, и региональный компонент школьной жизни. И общественность в целом держится достойно, вот какой выдержанный народ, не сразу реагирующий на унижение.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ НЕ РАДИ КРАСНОГО СЛОВЦА
Общественное движение, организуемое по признаку ненависти к языку местных жителей, изначально ущербно. Любое презрение рождает напряженную ситуацию, которая ничего хорошего не сулит. Презирать язык и культуру за то, что они неродные и непривычные? Считается, что татарский язык нужен только в Татарстане, поэтому его не надо учить. «Непримиримые» не собираются уехать отсюда из-за языков и наличия здесь татар. Наоборот, больше приезжают. Особенно из тез мест, где бьют в морду по национальному признаку.
Дочь Ольги В., услышав от матери ее странные наставления, запрограммирована на борьбу с татарским языком и татарами. Согласитесь, не самое благородное и полезное занятие! Мы что, готовимся к будущей войне между татарами и русскими, если родители настраивают своих детей против представителей какого-либо народа, в данном случае татарского, его языка и культуры? Известно, что семейная мораль татар – дисциплина, труд, уважение старших, почитание родителей. Значит, вместе со словом «татарский» ребенок отвергнет и эти ценности, равно как и мытье посуды и выполнение домашних обязанностей по поручению своих родителей, учителей?
Такая ранняя татарофобская политизация может отравить маленькому человеку жизнь навсегда. Ведь немалая часть детей, слышащих от старших негативные мысли о «татарстве», рождены в смешанных семьях и сами являются наполовину татарами. Им тоже лень готовить уроки, изучать язык, не имея поддержки языковой среды. Они тоже будут в передовых рядах борьбы с татарским сообществом, а значит со своими бабушками и дедушками? Хотя незнание языка предков – позор и неудобства. Но дальше одни издержки и проблемы: нетерпимость к этносам, лень, непослушание, несоблюдение распорядка, конфликтность в классе, а потом в трудовом коллективе? Не понимаю, зачем родители обрекают своих детей к такому уродству?
Итак, татарский язык для детей, у которых один из родителей татарин или татарка, родной или чужой? Тут происходит слияние культур, ведь когда любишь кого-то, нельзя презирать его песню и речь.
Русская сторона семьи, допустим, не хочет учить «чужой» язык. А для плода межнациональной любви татарский – важнейшее средство общения с родственниками. Хотя бы для того чтобы не сидеть ничего не понимающим пнем на юбилее или свадьбе близкого родственника, когда звучат веселые и непонятные речи? Когда кажется, что смеются именно над тобой? Из-за лени не выучить 150 слов и 20 словосочетаний и чувствовать себя дискомфортно среди татар, друзей по работе или родственников? Это же глупо и просто неудобно...
И ВСЕ ТАКИ ЗАЧЕМ НУЖЕН ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК?
Помню такой эпизод. По улице Галактионова идет десятилетняя девочка и ругает репетиторшу (или родственницу), которая несет ее портфель: «Ну сколько нужно дать тебе денег, чтобы не приставала с татарским языком?» Ученица готова заплатить, чтобы отказаться от языка своих родителей, как минимум одного из них. Не верю, что она ненавидит татар и их язык. Ей не хочется, просто устала, лень. Есть так много приятных и веселых занятий кроме зубрежки языка, который слышишь очень редко даже в столице Татарстана. Ей не объяснили целесообразность учебного труда. Но намекнули, как Ольга В., насчет «лишнего» языка. Будь в ее власти, девочка половину предметов «сократила» бы из расписания и пошла бы с подругами в кино. Такие позывы не могут быть директивными. Целесообразность определяется по-другому, на другом уровне.
Вот говорят иногда: пусть татары учат свой язык и сохраняют, развивают его сами, не навязывая другим. В принципе, я согласен. Никогда не мечтал разговаривать с русскими на своем татарском языке, хотя удивляюсь и радуюсь, когда такое случается. Среди моих знакомых много русских, чувашей, евреев, понимающих разговор на татарском языке. Из-за них не нужно переходить на русский язык. Есть знающие неродной татарский язык в совершенстве, гордящиеся своим знанием. Русская девушка Лена Анисимова, родители и друзья русские, в обычной казанской школе выучила татарский язык, окончила татфак КФУ, аспирантуру, пишет диссертацию, учительствует в татарской школе. На мои вопросы, заданные по-русски, Лена отвечает по-татарски и детально аргументирует необходимость изучения национальных языков. Вот какие кадры должны сидеть в мэрии, в правительстве, рядом с президентом, который, надеюсь, не ограничится открытием деловых качеств экскурсовода из Казани.
Татарский нужен для того, чтобы ты не сидел олухом царя небесного на собственной свадьбе, если судьба пришлет тебе супруга или супругу из татарской семьи и придется вместе воспитывать детей, которые по крови и по культуре будут принадлежать двум народам. Ты ведь не хочешь, чтобы твой ребенок вырос закомплексованным типом с запутанным мировоззрением о корнях? Смешанные семьи сейчас составляют не менее 30%.
Иногда обижаются, что в управленческих структурах, среди депутатов русские в дефиците. Да, есть такая проблема. Замечал, что на уровне республики сначала ищут русского кандидата – вдруг будущая административная звезда не махнет в Москву или в другие страны и регионы, ведь русские, в отличие от татар, чуваш и других народов, не цепляются за свою деревню, дороги им открыты. Знающий язык и культуру местного населения при равных специальных качествах выигрывает любой конкурс или выборы в местные органы власти. И таких, слава Богу, немало в городах и районах. Надо бы чаще их показывать и выдвигать!
Без языка сложнее работать. Не знающему язык руководителю остается нанять переводчика или обеспечить синхронный дубляж в наушники, чему большинство залов и помещений не приспособлены.
Или уйти восвояси. Можно, конечно, уехать в другой регион. Почти никто этого не хочет. Были уехавшие по этой причине, но они вернулись. Для переезда нужны более серьезные причины. Если речь не идет о паталогической этнической ненависти или презрении к родному городу, республике, у которых есть и достижения, и недостатки. Но они наши, и здесь нам жить. Как можно готовиться к карьере и успеху, если ты не желаешь ничего хорошего своей земле? Вот цитата из откликов: «Никогда Казань не станет ни Парижем, ни Ригой, ни Москвой…» Не станет, конечно! Надо, чтобы она стала Казанью, единственной и неповторимой. Без татар ей, надеюсь, не обойтись.
ВМЕСТЕ, ОСТАВАЯСЬ САМИМ СОБОЙ
Общество очень похоже на межнациональную семью. Разные люди, интересы, традиции, языки и культуры. И общие дела, невидимые прочные нити. Невозможно понять иные семьи, в которых одна из составляющих наций становится «лишней». Немыслимо осознать, как можно любить, обнимать супруга или супругу, но отторгать его (ее) язык, песни, обычаи, изолировать его (ее) самого и общих детей от предков и традиций. Такая дикая попытка акцентирования на ценности лишь одной цивилизации встречаются как в семьях, как и в обществе.
Как бы то ни было, всем жителям нашей республики адаптироваться к общей совместной жизни с татарами – это единственный реальный выход. Если государство специально будет отключать кислород применению языка, одна часть населения лишится регионального двуязычия, другая часть займет жесткую позицию и будет бороться до конца. Кому это интересно. По-моему, никому.
Ведь межличностное общение и языки невозможно запретить. Незапрещенный, но придушенный, отвергнутый властью язык станет средством консолидации остальной части этноса с реальным самосознанием, знанием истории, культуры и языка. Эта мысль пришла, когда я услышал о позиции знакомого, который считает, что отход ассимилянтов, манкуртов может очистить наш народ от балласта. Неожиданная для меня версия, надо подумать над ней.
И правда, национальность – дело добровольное. Желающий отойти, влиться в другую культуру, отходит и вливается. Не исключено, что он в мыслях будет возвращаться всегда и не только в мыслях. Возможен вариант, когда народ сам его отвергнет, забудет.
Бывают и другие варианты. Мой друг Равиль Бухараев стал великолепным русским поэтом, признан в 2009 году автором лучшей поэтической книги России, старался писать и по-татарски, издавал книги о татарах и Татарстане, по сути, став признанным в мире русским интеллигентом и выдающимся русским литератором, остался татарином или вернулся в лоно своего народа.
НЕ ВМЕСТО РУССКОГО ЯЗЫКА, А ВМЕСТЕ С НИМ
Мои уважаемые оппоненты иногда полагают, что, отстаивая право на применение своего родного языка, я отрицаю русский язык, даже упрекают в использовании этого «ненавистного» языка. Это ложь и предел глупости. Уже писал в первой публикации: не освоив русский, можно остаться в своей скорлупе. Русский язык, освоенный мной в Аитовской сельской школе Бижбулякского района РБ при помощи сельских учителей того времени, открыл двери и дороги. С его помощью я учился и работал в Москве, публиковался в центральной печати. И сейчас, спустя 20 лет работы в татарских СМИ, при помощи этого любимого языка обратился к 35-тысячной аудитории БО.
Я говорю не о переходе всех на татарский язык, а о необходимости двуязычия, реального существующего в Татарстане. Точнее – трехязычия.
Об активном применении трех языков. Это мировая практика. Знание международного, официального и родного языков в передовых цивилизованных странах входит в квалификационную компетентность и является общепринятой нормой.
Ничто не мешает это же практиковать и в России, подписавшей Европейскую хартию о языках, но не ратифицировавшей ее, не вошедшей в ряд общепринятых конвенций. А мои оппоненты и просто не желающие изучать язык республики чаще всего не шибко владеют иностранными языками. Если они татары, лучше бы обучить своих чад родному языку, так эти ребята могут поехать за рубеж и устроиться на работу, требующую такой стандарт компетентности. Знаю конкретный случай, когда парень в московское представительство иностранной фирмы был принят с окладом в 3 тысячи долларов только после изучения родного татарского языка в течение полугода.
Для меня человек, не владеющий родным языком, кажется странным и подозрительным, особенно если он даже не пытается овладеть им. Но я не унижаю, не оскорбляю его, обращаюсь на доступном им языке из желания подтянуть.
Вы уж извините, если скажу, что мое двуязычие и некоторое знание иностранного – предмет моей гордости. Татарская интеллигенция часто гордится своим культурным превосходством, владением русским языком на высочайшем уровне. Ученики казанской татарской гимназии №2 и других национальных школ часто побеждают на олимпиадах по русскому языку, отлично сдают ЕГЭ. Многие учителя русского языка, филологи, доктора и кандидаты наук, руководители кафедр и институтов не только в Татарстане – татары, точнее – татарки. Так что отношения с госязыком России у татар замечательные.
СТРАННЫЕ УСЫНОВИТЕЛИ ИЩУТ ЭТНИЧЕСКИЕ КОРНИ РЕБЕНКА
Я не в восторге от Америки, где никогда не был, хотя лет 15 работал по совместительству на американском радио «Свобода»-«Азатлык», пока не выперли под предлогом сокращения бюджета и закрытия вверенного мне бюро. Что даже вызвало среди слушателей всплеск антиамериканизма, о чем подробно писали в прессе и интернете. То есть работа по заказу госдепа – это не про меня. Я попрощался с ним, когда журналистов превращали в «правозащитников», расписывающих митинги и демонстрации с определенного только ракурса. Я привык освещать события объективно, непредвзято даже во имя революционных идеалов и всеобщей демократии.
О жизни в США слышал много хорошего, но меня сытость и комфорт не потрясают. Поражает отношение людей к этническим сообществам, к ценностям и самобытной культуре. Этот случай вспоминается каждый раз, когда сталкиваюсь с попытками во что бы то ни стали усыпить татарское, чувашское или марийское сознание, еврейское или таджикское восприятие мира. Именно усыпить, как дворовых собак или бешеных зверушек отравленной пулей или ядом. Не на время, а навсегда.
Не укладывается в голове одно событие, связанное с мировосприятием неизвестных мне американцев. Может быть, это исключение из правил. Но точно знаю, что мой друг из Саранска журналист Ирек Биккинин вот уже несколько лет по поручению американских знакомых ездит по стране, разыскивая биологических родителей усыновленных иностранцами российских детей. Усыновители, финансируя эти поездки, хотят узнать этническую культуру отца и матери своего приемного ребенка для того, чтобы и создать условия маленькому человеку, который, по мнению зарубежных «чудаков», не должен отрываться от своих корней и традиций своих родителей, хоть они и отказались от него и, возможно, не вполне совершенны по части культуры и морали.
Ирек Биккинин собирает материал о фольклоре, обычаях разных народов, к которым относятся биологические родители ребенка, и всю информацию отправляет за границу, чтобы там бывший россиянин (татарин, чуваш или украинец) не рос манкуртом и не обижался на новых родителей за отрыв национальных корней и своих предков. А в нашей жизни довольно часто встречаются факты иного порядка: как можно скорее ассимилировать, заставить забыть этнические особенности и нестандартные качества «националов». Кто-нибудь объяснит, почему все должны быть не только россиянами, но и русскими, если они хотят выглядеть достойно? Разве не достаточно жить, работать, приносить пользу российскому обществу и стране, выполнять законы и правила приличия?
Менталитет зарубежных усыновителей, желающих сохранить этническое самосознание ребенка, с нашей точки зрения кажется ненепонятным и странным. А жаль.
КРИТИКА КАЧЕСТВА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ НЕ СЛУЧАЙНА
Если бы активно действующая протестная группа, организующая пикеты, митинги, специальные сайты с инструкциями о способах борьбы против «ненужного» языка, пишущая жалобы и информацию для местных и федеральных СМИ, подняли бучу против методики преподавания, точнее за ее совершенствование, внесли бы предложения, то я бы встал в их ряды. Это актуально. И задача выполнимая. Я тоже за учение с увлечением. Мы бы попытались убедить систему образования в том, что лучше нетатарских детей учить разговорной речи, бытовому общению, чем зубрить с ними грамматику.
Некоторые дети вообще трудно одолевают все предметы, еле учатся на тройки. В других странах их раньше отсеивают и готовят доступным им профессиям. Языки, как и математика, и литература, требуют определенных способностей. Природосообразность обучения – важное требование. Если ваш ребенок соображает слабовато, ему трудно дается математика, русский язык, или какой- то учитель не очень сильно одарен, то в этом не татарский язык виноват. Он и без него будет учиться не шибко. Значит, надо подобрать специальные методы и ставить реальные цели. Только не призывайте детей против какого-либо занятия, кроме курения, потребления алкоголя и наркотиков, безделья, вранья и кражи чужих вещей. Особенно против любой развивающей деятельности.
ФИНЛЯНДИЯ ПОМНИТ И О ТАТАРАХ
Много уродства, информационного мусора встречается в суждениях на форуме под статьей. Один из читателей заявляет, что русские и финны почти один народ. На самом деле, отношение финнов к России и русским неоднозначно. Потому что в 40-м году была война с финнами, а еще потому, что Финляндия была в составе Российской империи. Любопытно знать, что Россия, новое большевистское государство отпустило Финляндию. Просто в ночь накануне 1918 года к председателю Совнаркома РСФСР В.И. Ленину пришла делегация финнов с просьбой дать независимость своей стране. О чем думал вождь, принимая решение о судьбе Финляндии? О том, что этот народ заслуживает самостоятельности? Или о знакомых и друзьях, которые помогли ему в сложное время? Главное, он решил без широких обсуждений, что Финляндия уходит на волю. К независимости стремились поляки и получили ее. Прежние обиды, разница культур проявляются по-разному, иногда на государственном уровне, иногда на бытовом. Мои знакомые увидели в Хельсинки в туалете надпись только на одном русском языке: «Не бросайте бумагу в унитаз!» Как долго живут в человеке негативные предрассудки и привычки…
Лучше не говорить и не делать гадостей друг-другу, как нас это учили мамы и папы. Лучше поступать, наоборот, по-хорошему. В приличных странах делают позитивную базу с запасом. Если в Казани и Татарстане татар больше половины, то в Финляндии их 800 человек. Но именно Финляндия, наряду с Польшей и Румынией, оказывая поддержку татарскому языку в качестве регионального языка, применяет по отношению к нему положения Европейской хартии о языках. В Финляндии шведы составляют 8% населения. Но шведский язык признан государственным, и повсеместно надписи и этикетки дублируются на шведском. Не сочтите эти детали за сталкивание лбов, просто я хотел бы улучшить свою страну, используя примеры цивилизованного мира. А не наоборот…
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Рано или поздно специалисты и образовательные ведомства выскажутся о языковой ситуации и сферах применения языков. Надеюсь, они не обидятся на нас и на ваши высказывания. Огромное количество читательских комментариев заслуживает тщательного изучения и обобщения. Мы это сделаем, доведем и до официальных инстанции, и до читателей. Ни одно ваше слово, предложение не останется без внимания. Даже ошибочное.
Я не отчаиваюсь из-за медленного поворота языкового колеса в нашей жизни. Система образования огромна, она меняется так медленно, что 20 лет для нее – сущий пустяк. В последние годы, уже при Путине, на образование дали большие деньги. Знакомый московский эксперт потрясен: деньги дали, но качество образования снижается! Этого и стоило ожидать. Ведь этот процесс малоуправляемый, от многих факторов зависящий. Говорят, должно смениться целое поколение учителей, чтобы изменилось обучение. И не факт, что новое поколение будет лучше, если сегодня станем мириться с деградацией и перекосами, начиная с уроков нынешних первоклашек.
Да, в этой сфере процесс идет медленно. Он не сразу дает результаты. Министр просвещения и внутренних дел Российской империи граф Д.А. Толстой в 1870 году в своем докладе об образовании инородцев ставит главной задачей обрусение и внедрение православия. Прошло 142 года. Известны суровые меры главы царского правительства П.А. Столыпина для убавления и разобщения российских мусульман, прежде всего татар. Прошло 104 года. К укрощению татар приложился и Сталин. Сейчас нет самодержавия, империи, советской системы, а процесс ассимиляции татар только сейчас дает некоторые результаты. Процесс идет в рамках глобализации, под влиянием современных информационных технологий, наряду с распадом других этносов.
Сейчас в России обрусение татар как стратегическая задача бессмысленна. Это похоже на подпиливание опор своего моста. Настал другой век, пришли иные условия. Идеалы и возможности другие, цели общие. Не до проглатывания российских этносов, доминирования отдельных религий. Есть угрозы и цели поважнее. Нужно только ставить новые и адекватные, служащие общим интересам задачи.
Что конкретно можно предложить? Совершенствовать образование. Очистить общественное сознание от нигилизма и нетерпимости. Модернизировать и гуманизировать систему массовой информации. Оживить работу с педагогами, родителями, общественностью. Реальное большинство еще не сказало своего слова, оно молчит, не участвует в политических играх. И правильно, оно думает о благополучии детей, коих становится все меньше и меньше, воспитывать их труднее. А этнические ценности и классические традиции разрушаются, отторгаются мировой глобализацией. Так что не до грызни этносов сейчас. А что касается самой татарской общественности, то ей тоже пора проснуться и научиться ценить свои традиции, духовные богатства, культуру, свой язык. Ведь действительно язык и культура, традиции прежде всего нужны самим татарам. За последнее два десятилетия поднялся дух татар всей России и бывшего Советского Союза. Многое делается при поддержке Татарстана, крупнейших национальных организаций совместно с органами власти регионов.
Но сам Татарстан, его татарское население часто остается без достаточного внимания этнологов и общественных формирований, работа с татарами районов и городов явно недостаточна. Из этого следует, что не менее половины усилий по развитию татарской нации нужно направлять на два миллиона татар РТ и более миллиона человек в Башкортостане. 80% татар мира живет между Волгой и Уралом, значит, судьба народа решается здесь. Ожидать манны небесной, обижаться на федеральную власть, на силы с противоположными интересами слишком просто. Сложнее работать со своими детьми и внуками. Надо же ответить реальным конструктивным делом на вопрос: все-таки языки умирают сами или их специально пытаются умертвить? При любом варианте из названных двух.
Римзиль Валеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 952
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.