4.jpg
 

НАЙДЕНЫ ПУТИ РЕШЕНИЯ

В Набережных Челнах была созвана комиссия представителей министерств и ведомств, ответственных за экологическую безопасность. Специалисты республиканского и федерального подчинения оказались на площадке нефтедобывающего ОАО «РИТЭК» по крайне серьезному поводу: на территории Озерного месторождения, разрабатываемого дочерним предприятием ОАО «ЛУКОЙЛ», нашлись нефтепроводы и оборудование советского периода, которые могут создать угрозу экологической безопасности Нижнекамского водохранилища. Госимущество было затоплено при поднятии уровня водохранилища как есть – трубы заглушены, но в них что-то осталось. Сырая нефть? Ниже по течению расположен челнинский водозабор.

ТПП «ТатРИТЭКнефть» – татарстанское подразделение ОАО «РИТЭК», эксплуатирующее месторождение, готово устранить проблему за свой счет, но для эффективной работы необходима поддержка госструктур.

3.jpg
 

Председательствовал на заседании первый замминистра экологии и природных ресурсов РТ Рустем Камалов. В группу вошли территориальные руководители Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора и других ведомств. Комиссия должна определить меры по минимизации экологического ущерба от извлечения старых нефтепроводов, координатором же работ выступит минэкологии, выделив при этом специализированное судно «Фламинго» для постоянного мониторинга чистоты вод. 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ «РИТЭК» УЖЕ НАЧАЛ

– Старое оборудование заилено, но периодически оно выходит наружу, – рассказал комиссии первый заместитель генерального директора ОАО «РИТЭК» – главный инженер Александр  Масланов. – Поэтому мы решили полностью обследовать дно и определить, что там осталось. Связи с берегом нет, но раньше месторождение с нынешней береговой линией соединял основной нефтепровод длиной 12 километров. Мы хотим полностью ликвидировать затопленное оборудование, но для такой работы нам необходимо тесное взаимодействие с госструктурами.

IMG_0173.jpg
 

На данный момент «РИТЭК» уже нанял подрядчиков и проводит водолазные работы по поиску советского наследия, около 100 м нефтепроводов найдено. К концу ноября будет получен полный отчет по водолазному обследованию, после чего компания перейдет к разработке техзадания на демонтаж труб и ликвидацию разрушенных устьев скважин. Через две недели нефтедобытчики планируют предоставить полный доклад о ситуации премьер-министру РТ Ильдару Халикову. В следующем году компания рассчитывает собрать экспертные заключения, подготовить проектно-сметную документацию и в 2015 году полностью очистить дно от металла. 

РАНЬШЕ ТАКОГО НЕ СЛУЧАЛОСЬ

Комиссия с такой постановкой вопроса согласилась единодушно. Более того, в комментариях газете «БИЗНЕС Online» специалисты выразили уверенность в том, что «РИТЭК» справится с принятой на себя ответственностью – к настоящему времени нефтедобытчики уже провели большой объем подготовительных работ по собственной инициативе. Разработанная ими программа экологической безопасности месторождения подразумевает не только готовность к оперативному реагированию на аварии, но и комплексный мониторинг окружающей среды с лабораторным контролем качества поверхностных вод, воздуха, почвы и донных отложений.

Собственные нештатные аварийно-спасательные формирования ТПП «ТатРИТЭКнефть» в этом году уже провели на островах месторождения порядка 30 учений различного характера с участием более 300 сотрудников. Кроме того, компетенция «РИТЭКа» подтверждена сертификатами соответствия требованиям международных стандартов по экологической и промышленной безопасности ISO 14001 и OHSAS 18001.

IMG_0197.jpg
 

Оценить затраты на извлечение трубопроводов и оборудования из-под воды пока невозможно даже приблизительно, но, согласно комментарию газете «БИЗНЕС Online» члена рабочей группы – бывшего начальника Прикамского территориального управления минэкологии Айрата Насыбуллина, подобные работы крайне дорогостоящи. «Хотя аналогичного опыта у республики нет, в Башкирии в 90-х годах случился порыв нефтепровода, вся река была покрыта нефтью, – рассказал Насыбуллин. – Опыт работы башкирских министерств будет нам очень полезен.

Во время заседания несколько раз прозвучало мнение о том, что при любой аккуратности работ обойтись без аварийных ситуаций в сложившихся обстоятельствах не удастся. Насыбуллин пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что челнинцам не стоит беспокоиться на этот счет. По его словам, справиться с дополнительной нагрузкой по очистке воды в случае разливов нефти челнинскому водоканалу будет несложно, поскольку его мощности задействованы менее чем на 50%.

«Я ТАК «БУЛГАРИЮ» ПОДНИМАЛ…»

После заседания комиссия в полном составе на двух вертолетах отправилась непосредственно на Озерное месторождение для его осмотра. С какими «подводными камнями» может столкнуться «РИТЭК», откачивая нефть из-под воды и вытаскивая километры нефтепроводов, газете «БИЗНЕС Online» пояснил ликвидатор, занимавшийся подъемом «Булгарии», замминистра по делам ГО и ЧС РТ Эмиль Фазлеев.

IMG_0211.jpg
 

«РИТЭК» предлагает демонтировать трубы под водой. Я бы в таком случае водной пушкой подмыл трубу, завел бы под нее «полотенце», да и тихонечко вытащил на берег, разумеется, предварительно откачав содержимое. Подобных Озерному прецедентов еще не было, но это просто работа, к которой надо хорошо подготовиться. Трубу можно порезать на участки, заглушить их и по отдельности откачать: с одной стороны подается вода, с другой – забирается нефть. Словом, трубы извлечь не так сложно, как, например, напорные станции, если их найдут. Я бы предложил оградить участок судами для того, чтобы водолазам было легче работать. На подъеме «Булгарии» я как сделал: две баржи клином поставил против волны, набил их песком и водой залил, чтобы только верхушки торчали. И люди работали круглые сутки в «тихой гавани».

Фазлеев уверен, что в технической помощи «РИТЭКу» не откажут – вероятнее всего, на подрядной основе будут привлечены силы и средства Набережных Челнов и Тукаевского района.