DSC_0245.jpg

ЯБЛОНИ И МОРОЗ

Сегодня в столице прошла акция в защиту памятников истории и архитектуры, солидарная с Днем единых действий в защиту наследия. Российские градозащитники уже несколько лет проводят подобные акции в разных городах страны с целью продемонстрировать свое единство и привлечь внимание властей и общественности не только к локальным проблемам конкретных регионов и памятников, но и к общим проблемам культурного наследия. Предыдущий раз подобная акция проходила в Казани осенью 2011 года. В этот раз градозащитная акция проходила в виде автобусной экскурсии для журналистов и жителей города по памятникам архитектуры, находящимся в разном состоянии – спасенным, отреставрированным и еще находящимся в зоне риска.

Несмотря на холодную погоду, желающих посетить исторические памятники столицы Татарстана и услышать о том, как проходило восстановление объектов собралось не так уж и мало. Около 25 человек, тепло одетых и явно готовых поддержать акцию, с самого утра начали прибывать к месту встречи – дому Иоасафа Удалова, который расположен на улице Тихомирнова, 31. Дому более 150 лет, в начале XX века в нем жил архиепископ Казанский Иоасаф Удалов. Участников экскурсии встречала помощник президента РТ по вопросам сохранения исторического и культурного наследия РТ Олеся Балтусова, которую даже последние месяцы беременности не могли остановить перед возможностью участия в акции по защите памятников архитектуры Казани.

Так как градозащитная акция совпала по времени с другой акцией – «Днем посадки леса» – участникам предстоящей экскурсии было предложено присоединиться к министру лесного хозяйства РТ Наилю Магдееву, который вместе со своими помощниками высаживали яблони вокруг дома. Появление министра около дома Удалова оказалось неслучайным – именно министерство лесного хозяйства РТ по поручению президента Татарстана Рустама Минниханова взяло на себя расходы по переносу аварийного дома в сторону от расширяющейся дороги, с его подачи заново сложили в нем печи, провели коммуникации, заменили крышу. Ключи от отреставрированного дома сегодня были торжественно переданы представителю Казанской митрополии.

«ИНВЕСТОРЫ НЕ ВЕРИЛИ, ЧТО ВСЕ ЗАВЕРШИТСЯ БЛАГОПОЛУЧНО»

Автобус отвез участников экскурсии на следующую точку – дом Апанаевых, расположенный на улице Сафьян, 1, что в Старо-Татарской слободе. О ходе работ и методе реставрации этого деревянного дома рассказа Ирина Аксенова, известный архитектор-реставратор.

По ее словам, этот дом в 1912 году построил известный татарский купец и меценат Харун-Рашид Апанаев. За 100 лет дом пришел в «чудовищное состояние». «Когда мы пришли сюда впервые, в прошлом году, это было, конечно, чудовищно. Здание было полуразвалившееся, внутри спал бомж, которого мы с трудом разбудили. А все, что было вокруг него, было в отвратительном виде. Более того, перекрытия были в аварийном состоянии и при зондировании некоторые из них уже просто падали. К счастью, это здание в советское время, в 70-е годы, было обшито досками. Это и сохранило в какой-то мере большую часть бревен, - вспоминает Аксенова. - Нам очень помогли родственники и потомки купца, которые очень переживали о судьбе дома. К счастью, они помнили в деталях, что было внутри и снаружи дома. К тому же сохранились фотографии, которые помогли частично восстановить интерьер. Мы пригласили мастеров по дереву, архангельских плотников, которые делали Троицкую церковь в Свияжске, и они, перебирая каждое бревно, по максимуму сохранили примерно три четверти «родного тела». К тому же в Кировских лесах были дорублены венцы, которые больше разместились в подоконном пространстве и в карнизной части дома. Тем более, что когда объект обшивали досками, ремонтники просто убрали верхние подгнившие венцы и здание стало ниже, но мы восстановили эти ряды».

По словам Аксеновой, инвесторы не верили, что все завершится благополучно. «Мне пришлось долго их убеждать, хотя «аромат», который присутствовал в доме после бездомного, говорил об обратном. Мне говорили, что я сумасшедшая. Но у нас все получилось», - с гордостью отметила архитектор-реставратор.

DSC_0156.jpg

«С ФИНАНСОВОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НЕ СОВСЕМ ВСЕ ПРОСТО»

Следующим по списку пунктом остановки автобусной экскурсии стал дом знаменитого казанского ученого XIX века, ректора Казанского императорского университета Карла Фукса. Этот дом расположен также в Старо-Татарской слободе, по адресу Московская, 58/5. Здесь прошло торжественное открытие мраморной мемориальной доски на отреставрированном фасаде доме. Впереди дом ждут еще интерьерные работы. Один из частных инвесторов, Сергей Валеев, владелец двух ирландских пабов поведал о том, какая судьба будет ждать дом Фукса после восстановления.

- Для меня, как совладельца и руководителя бизнеса, очень важна энергетическая составляющая. И когда нам предложили, скажем так, связаться с домом Фукса, многие, в том числе мои компаньоны, отговаривали, потому что состояние здания было плачевным. Но я почему-то верил, что это все возможно. Если человек это построил, потом такой же человек превратил это все в руины, то почему бы это все не восстановить? Тяжело, сложно, и с финансовой точки зрения не совсем все просто было. Тем не менее здание получилось достаточно неплохое, мы сейчас находимся в состоянии того, что формируем бюджет здания для внутренней отделки. Все это нелегко – большая часть средств была вложена в восстановление здания. До прихода зимы проведем сюда газ, отопление, чтобы не потерять объект, потому что температурные перепады ему совсем не нужны. Я думаю, что в следующем году мы его уже покажем городу и что-то здесь внутри будет, - сказал Валеев.

По его словам, что будет на первом этаже пока не решено. «Было много разных вариантов, в СМИ они все освещались, но пока мы никак не можем уйти от темы общепита. А на втором этаже будет что-то с историческим значением. Некоторые люди проявляют интерес забрать два верхних этажа дома под дизайн-студии – дизайн интерьеров, дизайн помещений, текстильный дизайн, что-то связное с обработкой дерева, ковка и т.д. При этом они хотят отталкиваться от интерьера, который был у этого дома в те времена. У них уже даже есть кое-какие идеи. И не уверен, что здесь будет паб, не хотелось бы нагружать здание. Хотелось бы, чтобы здесь было нечто более свободное, нечто более доступное. Был вариант сделать аптеку, но я не совсем знаю этот бизнес. А с пищей ситуация более прозрачная, если уже еда не нравится, то не нравится. Немецкое общество предлагает превратить весь этот дом в огромный музей, но возникает очень важный вопрос, кто будет его содержать и за чей счет?» - рассказал Валеев.

Еще несколько минут езды на автобусе и группа продрогших экскурсантов прибыла к зданию гостиницы дворянского собрания на улице Рахматуллина, 6. В свое время это был один из богатейших домов Казани. Здесь останавливались императрица Екатерина II, Александр Пушкин, Федор Шаляпин, Вильгельм Гумбольдт, а сейчас этот дом находится на грани развала. Медленная работа инвестора обрекает весь квартал на разрушение, считают градозащитники и требуют срочно провести противоаварийные работы.

Завершающей точкой экскурсии стал дом, где родился легендарный оперный певец Федор Шаляпин. Здание расположено на улице Пушкина, 10. По слова экскурсовода, реставрация этого объекта уже начата, с инвесторами ведутся переговоры о внутренней отделке здания. Известно, что финансировать восстановление здания будут инвесторы из Санкт-Петербурга.

В заключение экскурсии, Забирова и Балтусова поблагодарили всех присутствующих и призвали не оставаться равнодушными к историческим памятникам Казани. Пусть и замершие, но довольные, экскурсанты разбрелись по домам.

DSC_0159.jpg

«СМОТРЯ НА РУШАЩИЙСЯ ПРЕКРАСНЫЙ ДОМ, МЫ ПРОСТО ПОЖИМАЕМ ПЛЕЧАМИ И НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕМ»

Во время автобусной экскурсии корреспондент «БИЗНЕС Online» взяла комментарии у организаторов акции.

Олеся Балтусова – помощник президента республики Татарстан по вопросам сохранения исторического и культурного наследия РТ:

- Поскольку в Казани вопрос сноса исторических зданий сейчас не стоит, как было раньше, мы проводим мирную акцию: сажаем деревья, открываем мемориальную табличку. Хотя у нас есть также два тревожных адреса, где еще не решена судьба объектов. Это гостиница дворянского собрания на улице Рахматуллина и дом, в котором родился Федор Шаляпин, на улице Пушкина, 10. Сегодня это будут завершающие экскурсионные объекты. По поводу гостиницы дворянского собрания, пока у нас не запланировано никаких действий, связанных с этим объектом. На гостинице мы уже вешали нашу охранную табличку. Это было в 2011 году. Прошло уже два года, с тех пор, как мы ее повесили, президент был на этом объекте два раза, и на экскурсии, и в ходе рабочего совещания, но до сих пор не решен вопрос с собственностью, вопрос с переселением жильцов. Это объект со сложной судьбой, там до сих пор живут люди. Это клубок противоречий. На самом деле все зависит только от тех людей, которые должны взять и решить эти проблемы. Есть законы, есть правило, но все очень медленно идет, к сожалению.

В целом в Казани на данное время везде идет работа. Сейчас здания не сносят, однако существуют проблема с медлительностью инвесторов. И еще один холодный сезон может уничтожить памятники. За это мы очень переживаем. Все эти объекты у нас в работе, идут совещания, но промедление смерти подобно, то есть мы об этом должны говорить, особенно это касается гостиницы дворянского собрания. Она в крайне аварийном состоянии и требует срочных реставрационных работ.

Гульнара Гильмутдинова – историк-краевед, педагог Дома детского юношеского туризма и экскурсий «Простор»:

- Я достаточно давно состою в клубе любителей казанской старины, где-то около 10 лет. И одна из задач нашего клуба – это не только узнавать историю нашего города, не только проникать к ней сердцем, но еще и защищать историю Казани. И я думаю, что вот эта градостроительная акция, о которой я узнала, буквально, за полчаса до выхода из дома, она мне кажется очень важной для нашего города. Прежде всего, потому, что, как мы все прекрасно знаем, город рушится, рушится у нас на глазах. Причем именно его старинная часть. И вот сохранение этой части, его духа возможно пока еще в архитектуре. Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. И действительно, если мы хотим знать историю нашего города, то мы должны проникнуться этим духом старины, духом нашей истории.

И вот эта акция, она, на мой взгляд, очень своевременна. Почему я тут? Я не могу здесь не быть. Дело в том, что в свое время я преподавала в средне-образовательной школе №89. Так вот, мы с детьми проводили акцию в защиту Пушкинского дома. Писали письмо на имя мэра города и вроде как нам дали добро, решили нас поддержать. Таким образом, сегодня как раз и состоится презентация этого нового, отремонтированного дома Карла Фукса. Нужно сказать, что это единственный дом, в котором бывал Александр Сергеевич Пушкин. Это могут подтвердить краеведы всей республики, кто занимается конкретно Пушкиным, не только я. Тот дом, который до недавнего времени был, который находится на улице Пушкина, дом, в котором находился когда-то международный переговорный пункт, вот на самом деле этот дом, принадлежавший Эрасту Петровичу Перцову, где Пушкин останавливался у него в гостях 7 сентября 1833 года, приезжая в наш город для написания истории Емельяна Пугачева. И, к сожалению, следующий дом, который идет в переулке улицы Профсоюзной, на нем висит табличка. Поэтому восстановление исторической правды, сохранение старинных домов и то, что подключается всероссийское общество охраны памятников – это очень нужная акция. Например, в Ульяновске есть дом, где останавливался русский поэт эпохи романтизма Николай Михайлович Языков, этот дом выглядит как конфетка. Я попала туда во время ремонта и видела, что дом восстанавливается. Это очень красивый дом в стиле классики с элементами модерна. И просто обидно, что имея такой прекрасный дом, рушащийся буквально у всех на глазах, каким он был до недавнего времени, мы просто пожимаем плечами и ничего для этого не делаем. Нужно сказать большое спасибо мэрии города, что она подключилась и этот дом сохранен.

DSC_0290.jpg

Фарида Забирова – преподаватель КГАСУ – зампредседателя татарстанского отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры:

- Если раньше мы переживали о нашем наследии, о том, что его не сохраняют, а сносят, то сейчас мы радуемся тому, что можем проводить такие красивые акции, как передача ключей и сдача отреставрированных объектов.

Сейчас у нас просто уникальная ситуация. Особенно мы в этом убедились, когда наши все реставраторы участвовали в работе Первого международного реставрационного съезда. И там, конечно, все были огорчены, что памятники старины уничтожаются, что нет средств.

После моего выступления, когда мы рассказали, что у нас одновременно реставрируется 96 объектов, что в деревянном зодчестве отреставрированы уже 16 объектов, это вызвало восторг. Все были просто в шоке и сказали, что опыт Татарстана необходимо изучать, и что в нашей ситуации, когда все против памятников, это уникально. Хотя, конечно, был повод, у нас ведь проходила Универсиада. Возможно, это было основным рычагом, но политическая воля и наше желание были направлены на один результат. И сейчас мы с удовлетворением можем показать наши общие достижения.