IMG_9862.jpg
Халиков призвал отраслевое ведомство усилить работу с федеральными структурами, попутно напомнив, что за пять лет в Татарстане на дороги было выделено 60 млрд. рублей 

КАК ПОМОЧЬ ФОАТУ КОМАРОВУ

Открывая коллегию и выставку, в своем приветственном слове премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков отметил символичность темы мероприятия и вспомнил «великую депрессию», когда власти США «приняли беспрецедентное решение вложиться в дороги». Очевидно, что аналогия главы правительства была неслучайной, так как крупных вливаний из центра сегодня ожидать не приходится. Тем не менее Халиков призвал отраслевое ведомство усилить работу с федеральными структурами, попутно напомнив, что за пять лет в Татарстане на дороги было выделено 60 млрд. рублей.

В свою очередь, министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин в своем докладе акцентировал внимание на нескольких мегапроектах, призванных, по его мнению, существенно улучшить дорожно-транспортную обстановку в республике. Да и на российскую повлияет положительным образом, так как Татарстан участвует еще и в международном проекте по строительству скоростной магистрали «Европа-Западный Китай». Но сначала Сафин напомнил: несмотря на то, что в последние два десятка лет дороги в стране активно строятся, все же, этот темп несравнимо ниже, чем темпы приобретения автомобилей. По словам докладчика, люди приобретают автомобили в три раза с большей скоростью, нежели строятся дороги. Соответственно, нагрузка на имеющиеся транспортные артерии значительно выше, чем это предусмотрено нормативами.

«Значительная часть автомобильных дорог, особенно на подходах к крупным городам, исчерпала свою пропускную способность и работает в режиме перегрузки», - констатировал министр и подкрепил свои слова фактами: «С превышением нормативной нагрузки эксплуатируется 55 процентов автомобильных дорог регионального значения, 7 процентов мостовых сооружений». Однако у министра есть свой план (и даже не один), как улучшить ситуацию на дорогах республики.

IMG_9855.jpg
 Ленар Сафин в своем докладе акцентировал внимание на нескольких мегапроектах, призванных, по его мнению, существенно улучшить дорожно-транспортную обстановку в республике 

Первое, на что обратил внимание докладчик, это создание транспортного коридора «Западная Европа – Западный Китай», вернее ее участка, который проходит на территории Татарстана «Шали-Бавлы», и о котором речь идет из коллегии в коллегию.

«В настоящее время республика самостоятельно осуществляет строительство этого участка», - напомнил министр, однако, видимо, Сафин забыл, что единственный частный инвестор этого проекта – 130-километрового участка автобана «Алексеевское-Альметьевск» – альметьевская компания «СМП-Нефтегаз».

Впрочем, вопрос помощи главе холдинга «СМП-Нефтегаз» Фоату Комарову в реализации этого дорогостоящего проекта (компания уже инвестировала в него 9 млрд. рублей), уже не раз обсуждался на совещаниях разного уровня. В марте текущего года об этом говорили и на закрытом совещании в Казани, когда в столицу РТ впервые в ранге министра транспорта РФ прибыл Максим Соколов. В частности, тогда речь шла о том, что у государства нет средств для реализации проекта полностью. Хотя с другой стороны, для привлечения инвесторов вообще не прописаны финансовые механизмы государственных гарантий. Похоже, что ныне решение, наконец-то, найдено. Во всяком случае, Сафин заявил, что сейчас срочно нужно передать татарстанский участок дороги в перечень автомобильных дорог федерального значения, с последующим включением в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России 2010 - 2020 годы». И второе,  включить в программу деятельности госкомпании «Российские автомобильные дороги», с привлечением дополнительных финансовых средств в рамках государственно-частного партнерства. Но каким образом все эти действия помогут инвестору достроить автобан, пока неизвестно.

IMG_9980.jpg
 

ПО ВОЛГЕ ИЛИ ЧЕРЕЗ ВОЛГУ?

Говорил Сафин и о главной дороге, которая проходит по территории республики – федеральной трассе М7. «Трасса уже давно не удовлетворяет современным требованиям из-за низкой пропускной способности и высокой аварийности. Интенсивность движения на отдельных участках составляет около 40 тыс. автомобилей в сутки, что почти в 6 раз превышает предельно допустимые значения для существующей категории автомобильной дороги, а коэффициент тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий почти в 1,3 раза выше, чем в среднем по России. Приоритетная задача дорожного комплекса республики на ближайшие годы – завершение реконструкции автомобильной дороги М7 «Волга» от Казани до города Набережные Челны», - обрадовал министр ближайшими перспективами автомобилистов, постоянно курсирующих между столицей и автоградом.

Еще два проекта, о которых говорят много, но мало кто знает что-то конкретное. Первый: строительство автодороги от М7 «Волга» в районе города Мамадыш с мостовым переходом через реку Кама в обход городов Нижнекамск и Набережные Челны.

Второй, более загадочный проект, широко анонсированный ранее, но до сих пор не имеющей четких очертаний – строительство южного обхода в пригороде Казани. Вот и на данной коллегии министр лишь отметил, что прорабатываются два варианта проекта. Первый – через островные территории в акватории Волги, протяженностью 36,5 км и стоимостью 36 млрд. рублей. Второй вариант подороже – 42 млрд. рублей, но и длиннее – 43 километра. Зато и менее «травматичный» – это дорога с мостом через Волгу в районе села Гребени Верхнеуслонского района. Но любой из этих вариантов может быть реализован лишь при условии, что найдется инвестор, готовый вложиться в проект на паях с государством. Впрочем, пока как таковых и проектов еще не имеется, как сообщили нашему изданию в министерстве уже после коллегии, «пока официальных проектировщиков нет, ведутся предпроектные проработки маршрутов и предварительные бизнес-планы окупаемости платных дорог».

IMG_9833.jpg
 

В ГОД КАЧЕСТВЕННОГО ПРОЕКТА НАЧНУТ ВЗЫСКИВАТЬ УЩЕРБ

Не обошлось на коллегии и без внушений, прозвучавших из уст министра (при молчаливом одобрении Халикова) в адрес фирм-проектировщиков. «Будучи основополагающим этапом всех последующих строительных работ, выполнение проекта требует особого подхода, который включает в себя и детальные расчеты, и анализ грунта, и подбор самых оптимальных строительных материалов и многое другое, что влияет на качество, цену и безопасность объекта», - начал издалека Сафин.

И перешел собственно к претензиям: «Имеются случаи некачественной подготовки проектной документации: при выполнении работ по изысканиям очень часто не учитываются существующие коммуникации, которые необходимо переустраивать. Проектируются водопропускные трубы без комплексного изучения водосбора с поверхности в паводок, что приводит к их разрушению в весенний период (здесь докладчик вспомнил про потоп на Дальнем Востоке – авт.)». А еще «в сметной документации неправильно применяются расценки на ремонт и строительство», и все эти ошибки «приводят к дополнительным затратам, срывам сроков сдачи объектов», нашел виновников одной из российских бед Сафин.

 

«Предлагаю 2014 год объявить годом качественного проекта!» - обратился в зал министр, попутно пояснив, что в следующем году «подобные недочеты впредь будут жестко пресекаться. Сумма ущерба, причиненного ошибками в проекте, будет взиматься с проектной организации. Будет справедливо, если каждый из участников процесса строительства дорог будет отвечать за свою работу».   

ЛУЧШЕ БЫ НА ЭТИ ДЕНЬГИ ПОСТРОИЛИ ЗАВОД

Один из участников рынка автоперевозок генральный директор ТК «Логистика», член президиума НП «Логистика и автоперевозки Татарстана» Рашит Калимуллин так оценил проекты минтранса республики:

- Я большой необходимости в строительстве южной объездной дороги вокруг Казани не вижу. В Казань ведь сегодня грузовики уже и так не въезжают. Для нас, транспортников, конечно, чем больше дорог, тем лучше, но эта дорога будет для транзитников, и в данном случае я рассуждаю как гражданин и налогоплательщик. Эта дорога нужна для инвесторов, для тех, кто будет вкладываться в строительство Иннополиса. Как бывший производственник я гораздо больше был бы рад если бы увидел, что на эти деньги построят какой-то новый завод. Если бы эти деньги пошли на новые точки роста бизнеса, было бы лучше. Или если бы уже существующие дороги на эти деньги довели до европейского уровня: построили ограждения, увеличили бы их пропускную способность, убрали встречные потоки и, соответственно, увеличили среднюю скорость перемещения грузов, которая у нас одна из самых низких в мире. Возможно эта дорога понадобится лет через 15, не рано ли сегодня ее строить?

  

Что касается второго проекта, то там уже сегодня проходят большие потоки, а с учетом развития закамского промышленного кластера, они будут только расти. Дорогу эту надо строить. В Челнах, помимо КАМАЗа, собирают грузовые Меrcedes, комбайны. «Ford Sollers холдинг» в Набережных Челнах в начале следующего года обещает открыть массовое серийное производство двух моделей после реконструкции завода. ОЭЗ «Алабуга», Нижнекамск будут развиваться дальше. Насколько я знаю, в Нижнекамске вообще поставлена задача трехкратного увеличения мощностей. А вывозить продукцию, которую производят предприятия нефтехимического комплекса можно только двумя путями – железной дорогой и автотранспортом. Автотранспорт быстрее и дешевле, чем РЖД. С учетом перспективного развития камского кластера, считаю, что этот проект нужен и обоснован.