ХХ съезд Ассоциации российских банков для его участников по значимости и уровню ожиданий приравнивался чуть ли не к ХХ съезду КПСС. Он проходил на фоне роста социальной напряженности вокруг банков во всем мире. Интерес к съезду накануне был подогрет прогнозами министра финансов Алексея Кудрина и президента Альфа-Банка Петра Авена о грядущей второй волне банковского кризиса и масштабном сокращении числа банков. Своими впечатлениями о съезде, состоявшемся в конце прошлой недели, с "БИЗНЕС Online" поделился один из его участников председатель правления Банка Казани Айдар Хамидуллин.

ШОК ПРОШЕЛ

- Айдар Вильсонович, у участников съезда были очень большие ожидания от него. С чем это связано? Какие наиболее важные вопросы обсуждались на съезде и в ходе неформального общения?

- В последнее время стало модным обвинять банки чуть ли не во всех смертных грехах. В нашу сторону только ленивый не запустил чем-нибудь тяжелым. И если в России это происходит на словах, то на западе – это уличная реальность. Искать же сейчас нужно не виновных, а пути выхода из кризиса. Съезд, в первую очередь, дал возможность обменяться мнениями и вступить в открытый диалог с властью. Он показал, что если осенью в банковской среде был шок, то сейчас этот шок полностью прошел. Есть понимание того, что происходит в экономике. Идет активный поиск и проработка вариантов дальнейшей деятельности.

Из всего того, что обсуждалось на съезде, на мой взгляд, было четыре наиболее важных и острых проблемы. Первый вопрос был поднят со стороны банкиров, и касался он дальнейшей политики финансовых властей. Вторая проблема: как в условиях кризиса банкам не просто выживать, но и развиваться. Третье – нужны ли сейчас малые и средние банки. И, наконец, четвертое – социальная позиция банков, как мы должны вести себя сейчас как субъекты экономики.

Что касается финансовой политики, то и Кудрин, и Игнатьев в своих выступлениях спрогнозировали удержание инфляции на уровне не выше 15 процентов в годовом исчислении: антиинфляционные меры дали свои результаты. В случае реализации этих прогнозов, власти готовы пойти на снижение ставки рефинансирования. Дополнительно для оживления экономики власти планируют предпринять мощные вливания денежных средств.

- Что было предложено банкам для развития в условиях кризиса?

- Всем очевидно, что необходимо докапитализировать банковскую систему. Вопрос в том, за счет чего. Первый источник – увеличение собственных капиталов банков акционерами. Эта мера естественная, и практически все коллеги, с которыми я успел пообщаться, ведут работу в этом направлении. Однако проблему она полностью решить не может. Гораздо сильнее волновал вопрос поддержки государства. Представители власти подтвердили свое намерение сохранить все механизмы такой поддержки, и даже пойти на расширение ломбардного списка ЦБ, однако дали понять, что на всех денег не хватит.

НЕ НУЖНО АМПУТИРОВАТЬ ЗДОРОВЫЙ ПАЛЕЦ

- И тут возникает вопрос: кого нужно поддержать, а кого нет?

- Да, причем на съезде развернулась очень острая дискуссия. Представители крупных банков настаивали на том, что надо поддерживать только несколько федеральных, системообразующих банков. Была высказана точка зрения, что в новых условиях мелкие и средние банки без федеральной поддержки не справятся, в отличие от крупных. Но это не аргумент. В ответ выступил Андрей Нечаев, банкир, бывший министр экономики России. Он спросил, где бы был тот же ВТБ 24 без поддержки государства? Небольшие банки получили меньше всего государственной поддержки осенью, и большинство из них достойно справились со сложной ситуацией. Это говорит о качестве их работы, о сбалансированности кредитной политики и политики привлечения ресурсов.

Представители региональных банков заверяют, что нельзя нас выживать насильно. Если малые и средние банки находят свою нишу, зачем искусственно создавать барьеры для них?

На мой взгляд, должна быть золотая середина. С одной стороны, меньшее количество банков надзорным органам и финансовым властям проще контролировать. Кроме того, есть эффект масштаба. Когда ты не можешь увеличить доходы (а это сейчас реальность для всех отраслей экономики), необходимо сокращать издержки. Крупным банкам легче сократить неоперационные расходы, что необходимо сейчас для безубыточной работы. Поэтому, я считаю, что слияния и укрупнения на рынке должны быть, исходя из экономической целесообразности.

С другой стороны, полностью отказываться от региональных банков тоже нельзя. Крупные федеральные банки – это, образно говоря, аорты и вены, а мелкие региональные – капилляры финансовой системы. Можно отказаться от капилляров? Наверное, такой отказ не убьет весь организм. Отомрет палец у человека – человек выживет, но в деятельности своей будет ограничен. Понятно, если началась гангрена, то этот палец просто необходимо удалить, но зачем ампутировать здоровый палец? Небольшие банки доводят средства до предприятий местного значения, которые могут не играть существенной роли в масштабах государства, но в масштабах города быть системообразующими. Региональные игроки лучше понимают местные экономические особенности, бизнес-среду и конкретные предприятия. Это аксиома.

- Какова позиция властей по вопросу сохранения малых и средних банков?

- Кудрин сказал, что власти не будут снижать нормативы для банков, но выразил готовность предоставить отсрочку по увеличению капитала. Один из представителей региональных банков даже высказал мысль, что если уж правительство согласилось на отсрочку для игорного бизнеса, то не пойти в таком вопросе на встречу банковской сфере просто не может. Все-таки банки будут важнее для экономики, чем игровые автоматы. В целом же позиция властей жесткая: если банк не может увеличить свой капитал до 90 млн.руб., что он может сделать на рынке? Таким банкам лучше прекратить свою деятельность.

БИЗНЕСМЕНЫ ДОЛЖНЫ МЕНЯТЬ СВОЮ ПСИХОЛОГИЮ

- А что касается социальной позиции банков?

- Тема очень активно обсуждалась, в том числе и в кулуарах. Здесь надо понимать, что кризис возник не из-за банков. В России он ударил одновременно по всем отраслям экономики. Банки перестали выдавать кредиты, потому что предприятия перестали платить по кредитам. Это, в свою очередь произошло, потому что обрушился платежеспособный спрос населения, экспортный спрос. Плюс, наложился информационный шок. Тут разом все стали говорить про кризис: и эксперты, и не эксперты, и к месту, и не к месту. В СМИ появилась мода на кризис. Естественная реакция на такую мощную информационную волну: остановка и ожидание. Никто не понимал, что в этих условиях делать дальше.

Сейчас же пришел тот момент, когда нужно оживлять экономику. И участники съезда здесь сошлись во мнениях. Социальная позиция всех субъектов экономики, должна быть однозначная: нельзя думать только о себе и о своей прибыли, необходимо достигать консенсуса, решать проблемы сообща. Это не означает, что, прикрываясь социальным иммунитетом, банки должны плодить плохие долги. У нас есть вкладчики, перед которыми мы тоже несем ответственность. Там где есть возможность пойти на реструктуризацию, на диалог с предприятиями, банки должны идти. Но и предприятия должны занять социально ответственную позицию. Недопустимо, прикрываясь кризисом, не платить по долгам. Плохие долги – это ведь проблема не одних банков, а всей системы. Умрут банки – умрут и предприятия, которые жили за счет кредитов.

Как отметил президент ВТБ Андрей Костин, предпринимателям надо менять свою психологию. Многие бизнесмены думают, что банки – это такой денежный мешок, который надо только как следует потрясти, и получишь все, что хочешь. При этом сами не готовы что-либо сделать для создания платежеспособного спроса. Почему ритэйлеры держат цены на продовольствие? Почему строители держат цены на жилье? Почему монополии повышают тарифы? Ведь возможности для снижения есть. Я не хочу обсуждать позицию руководителей этих компаний, их понять можно: они заботятся о сохранении своего бизнеса, а стремление к самосохранению естественно. Речь о другом: сейчас нельзя думать о безопасности одного предприятия, с такой психологией просто не выжить. Во время лесного пожара тушить одно дерево бесполезно, надо спасать весь лес. Я считаю, что этот поворот в сознании постепенно произойдет. Step -by -step . Понемногу туман впереди рассеивается, становится ясно, как работать в новых условиях. Жизнь на кризисе не останавливается.

 

Денис Симонов