Сѓ-РІС…РѕРґР°-(2).jpg
Работники ГПАД отказывались заходить на территорию предприятия без прессы – напряжение в коллективе достигло высокого градуса, учитывая тот факт, что им не выплатили зарплату еще за август

НИКТО НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЛ

Источник «БИЗНЕС Online» в исполкоме Набережных Челнов вчера сообщил о ликвидации сразу двух крупных городских МУПов – «Горсвета» и городского предприятия автомобильных дорог (ГПАД). Что удивительно, неожиданной новость стала не только для города, но и для самих предприятий, занятых абсолютно разными видами деятельности. Если первое отвечает за содержание и уборку (в том числе зимнюю), то второе ответственно за системы освещения в городе. Директор ГПАД Азат Габдуллин еще утром в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» уверенно заявил, что ГПАД будет работать, как прежде, и сам он оставлять пост не собирается. В приемной Николая Логинова – директора МУП «Горсвет», о реорганизации муниципальных служб тоже ничего не знали – официально их никто ни о чем не предупреждал.

Однако планы по ликвидации подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online» в отделе транспорта и связи исполкома. Начальник отдела Ильфат Исмагилов рассказал, что в ликвидируемых МУПах пройдут сокращения дублирующих подразделений, таких как бухгалтерия, кадровая служба и т.п., и что этот шаг продиктован необходимостью сокращения издержек на фоне дефицита бюджета Челнов и отсутствия допдоходов.

азат-габдуллин.jpg
Директор ГПАД Азат Габдуллин заявил, что оставлять пост не собирается

«Дорсервис» будет заниматься содержанием и эксплуатацией дорог, наружным освещением», – сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» замруководителя исполкома Рафаиль Киямов. Дальнейшая судьба руководителей МУПов Габдуллина и Логинова, по словам чиновника, известна лишь на период ликвидации. «Дорсервис» создан в целях оптимизации, – подтвердил он. – Будут сокращаться штаты, ненужные затраты. Габдуллин и Логинов займутся ликвидацией предприятий, а потом уже посмотрим, куда они пойдут дальше, учтем их пожелания. Объединенный МУП будет базироваться на площадке ГПАД. Что станет с имуществом «Горсвета», пока не решено».

ЗА ПРОХОДНУЮ ПРЕССУ ВНЕСЛА ТОЛПА

Уже в 14.00 руководитель челнинского исполкома Фархад Латыпов представил коллективу ГПАД назначенного директора нового предприятия МУП «Дорсервис», которое, по замыслу властей города, объединит ГПАД и «Горсвет» в одну организацию. Руководителем нового МУП, как выяснилось, был назначен доселе никому не известный Фарид Киямов, перешедший сюда с малозначительной должности в челнинском ООО «Чулман-Транс».

Интересно, что на территорию ГПАД пресса вчера прорывалась с боем. Причем сами работники предприятия отказывались заходить на территорию без прессы – в условиях полной неосведомленности напряжение в коллективе достигло высокого градуса, учитывая тот факт, что им не выплатили зарплату еще за август. В итоге дошло чуть ли не до потасовки охраны ГПАДа с оператором местного телевидения, после чего толпа буквально внесла журналистов за проходную, сопротивление охраны было сломлено.

Сѓ-РІС…РѕРґР°.jpg
Пресса на территорию ГПАД прорывалась с боем

Интересно, что на процедуре передачи власти Габдуллин, проработавший в ГПАД целых 28 лет, так и не появился, хотя его присутствия требовали сослуживцы. У действующего директора неважное здоровье, в предыдущие годы из-за треволнений, связанных с зимними снежными коллапсами в городе, он неоднократно попадал на больничный.

Латыпов заявил работникам, что в этом году ГПАД было выделено 120 млн. рублей на текущие задачи, а по всем актам коммерческих работ за август, предоставленным исполкому руководством ГПАД, бюджет финансовые обязательства погасил. Однако не все акты были переданы для оплаты, с чем, по словам руководителя исполкома, и связана очередная задержка зарплаты. Долг перед коллективом предприятия за август, по словам Рафаиля Киямова, составляет 2 млн. рублей. Интересно, что о зарплате за сентябрь речи не шло в принципе. Пока чиновники говорили, в аудитории раздавались призывы к забастовке с завтрашнего дня, впрочем, довольно вялые.

Латыпов.jpg
Глава челнинского исполкома Фархад Латыпов представил коллективу назначенного директора нового предприятия МУП «Дорсервис», которое объединит ГПАД и «Горсвет»

На вопрос о предполагаемом экономическом эффекте слияния МУПов Латыпов заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что оптимизация затронет порядка 200 человек из двух организаций. Сейчас, по его словам, в ГПАД работают около 400 человек, в «Горсвете» – порядка 100. А «Дорсервису» будет достаточно около 300 работников. Массовые сокращения коснутся управленческого персонала, однако под раздачу отчасти попадут и «серые воротнички». Высвободившаяся техника и помещения, сказал Латыпов, вероятно, будут распродаваться.

Широкой публике, по указанию руководителя исполкома, Киямов будет представлен во вторник. Там же, на площадке ГПАД, в этот день новый руководитель презентует программу подготовки дорожников города к зиме.

ШАЙХРАЗИЕВ ПОКАЗАЛ, ЧТО ЗНАЧИТ «РЕЗАТЬ ПО ЖИВОМУ»

Случившееся вчера – это попытка команды Василя Шайхразиева перед началом зимнего сезона вывести из крутого финансового пике ключевые предприятия городского хозяйства. О масштабах проблемы стало известно в августе, когда мэр рассказал на одном из совещаний, что с исполнением бюджета Набережных Челнов возникли трудности, то есть в бюджете не стало денег на оплату деятельности этих предприятий. Возможностей оформления кредитов практически нет, и муниципальным предприятиям «Горсвет», «Горзеленхоз» и ГПАД может грозить банкротство, признал тогда мэр.

- У нас есть определенные проблемы в части исполнения бюджета города. Те экономические прогнозы, которые мы взяли как ориентир в 2012 году, в части заработной платы, земельного и других налогов – по ним есть вопросы. Появились затруднения по исполнению своих обязанностей. В большей степени это касается таких предприятий, как «Горсвет», «Горзеленхоз» и ГПАД. Я прошу любыми путями не дать возможность этим предприятиям попасть в категорию недобросовестных плательщиков, чтобы затем они не перешли в стадию банкротства. У нас очень сложно с лимитом получения кредитов, поэтому я прошу активизировать работу по получению субсидий или бюджетного кредита от республики, чтобы мы смогли достойно подойти к 2014 году, – сказал тогда Шайхразиев.

фарид-киямов-(2).jpg
Руководителем нового МУП был назначен доселе никому не известный Фарид Киямов, перешедший сюда с малозначительной должности в ООО «Чулман-Транс»

Габдуллин тогда проиллюстрировал газете «БИЗНЕС Online» ситуацию с помощью цифр. По его словам, в 2013 году они получили лишь половину необходимого финансирования. «И мы, и «Горзеленхоз», и «Горсвет» на сегодня работают за деньги, которые будут потом, – рассказывал Габдуллин. – Предусмотренные бюджетом города на 2013 год субсидии на содержание и эксплуатацию дорог закончились еще в июне. При формировании бюджета 2013 года мы просили 200 миллионов рублей, но получили около 110 миллионов, которые и освоили за первое полугодие».

Чуть ранее местные СМИ сообщили, что 400 сотрудников «Горзеленхоза» сидят без зарплаты, из-за чего стали увольняться многие специалисты. Из 220 миллионов рублей, необходимых предприятию на обслуживание городских газонов, аллей, парков, проспектов, в этом году было выделено всего 60 миллионов. Кстати, как поступить с «Горзеленхозом», в исполкоме Челнов пока не знают – вчера Латыпов сказал газете «БИЗНЕС Online», что пока власти обдумывают разные сценарии относительно этого предприятия.

РЁРђР№С…_РІ_1.jpg
Мэр Челнов Василь Шайхразиев пытается перед началом зимнего сезона вывести из крутого финансового пике ключевые предприятия городского хозяйства

7 октября после визита в автоград министра финансов Радика Гайзатуллина челнинский глава уже говорил о том, что «придется резать по живому». К тому времени дело уже дошло до забастовок работников «Горзеленхоза» и ГПАД из-за невыплаченных за несколько месяцев зарплат. Габдуллин даже был привлечен в июне госинспекцией труда к административной ответственности за невыплату зарплаты. Он был оштрафован на 3 тыс. рублей, а в августе прокуратура через суд потребовала дисквалифицировать его на срок от года до трех лет – опять же из-за зарплаты. В середине сентября Габдуллин просил исполком о дополнительных субсидиях на зарплату, но ответ, как стало ясно вчера, он получил неожиданный: исполком показал, что именно означает «резать по живому». Путем ликвидации банкротство предприятия не допущено, к чему и призывал Шайхразиев.

WHO IS MR. KIYAMOV?

Одна из интриг произошедших событий заключается в том, что персона назначенного вчера Киямова (на роль спасителя МУПов) в Набережных Челнах практически никому не известна. Газете «БИЗНЕС Online», однако, удалось выяснить содержание трудовой книжки 38-летнего уроженца Черемшанского района РТ. Средне-специальное образование Киямов получил в Камском автомеханическом техникуме, где изучал автомобилестроение. Позже по специальности «Менеджмент организации» он закончил московский Институт государственного управления, права и инновационных технологий. Вся его трудовая карьера связана с ремонтом автомобилей. Авторемонтом он занимался в ООО «ТЭФ «Каматранссервис» с 2001 по 2007 годы, затем пять лет проработал заместителем начальника автоколонны легковых автомобилей в камазовском департаменте техобслуживания. Лишь в январе этого года Киямов устроился начальником цеха в терминал по перегрузке мазута из железнодорожных цистерн на танкеры – ООО «Чулман-Транс». Кстати, это предприятие на 99% контролируется компанией ТАИФ-НК и имеет крупный актив в виде нефтеналивного терминала, а также ряд АЗС.

49369.jpg
Напрашивается вопрос: почему на столь проблемное направление назначен человек, который никогда не работал первым руководителем, и случайное ли совпадение фамилий? (на фото справа - Фарид Киямов)

Разумеется, сам собой напрашивается вопрос: почему на столь проблемное направление гендиректором поставлен человек, который никогда не работал первым руководителем? И является ли случайным совпадение его фамилии и фамилии замруководителя исполкома Рафаиля Киямова. Фактически он теперь является прямым шефом назначенца, поскольку возглавляет управление городского хозяйства и жизнеобеспечения населения. Мы задали об этом вопрос в Twitter Шайхразиева, на что он ответил следующее: «У него есть опыт, уверенность и сторонний взгляд. А фамилии – чистое совпадение!»

Сам Рафаиль Киямов также отрицает родственные связи с Фаридом, мол, они только однофамильцы. «Он имеет соответствующее образование и опыт работы. Он работал с техникой в «Каматранссервисе» и на КАМАЗе. Фарид Киямов – специалист-транспортник», – сказал чиновник нашему корреспонденту.

рафаиль-киямов-(1).jpg
Замруководителя исполкома Рафаиль Киямов отрицает, что родственные связи с Фаридом, мол, они только однофамильцы

Тем не менее газете «БИЗНЕС Online» удалось выяснить из осведомленных источников, что два Киямовых – Рафаиль и Фарид – хоть и действительно не являются родственниками, но все же знают друг друга не первый день и даже не первый год. Как нам рассказали люди, хорошо знающие Рафаиля Киямова, он давно дружит с земляком из Черемшанского района Хади Киямовым, отцом Фарида – вновь назначенного гендиректора «Дорсервис».

ИЗЯЩНЫЙ ХОД

В связи с этим напрашиваются параллели с назначением руководителя исполкома после того, как с этой должности на повышение в мэры ушел Шайхразиев. Это было одно из самых загадочных назначений, произошедших в ходе массовой смены городских и районных властей, прокатившейся после муниципальных выборов 2010 года. Латыпов тоже не был известен практически никому, однако и его назначение тоже было далеко не случайным.

Латыпов является выходцем из бизнес-империи «Расстал» Сергея Рачкова, который очень близок к Шайхразиеву: его сын женат на дочери первого лица автограда. Латыпов, в свою очередь, является сыном известного в городе человека – Флорита Латыпова, который долгое время был практически правой рукой Рачкова и одно время представлял город в Верховном Совете РТ. Интересно, что сына Фархада Латыпова зовут Василь

В автограде, по всей видимости, выработали некий алгоритм назначения «хороших парней», который, безусловно, выглядит гораздо изящнее, чем простое назначение родственников на подобные посты. Причем назначенцы появляются в последний момент и совсем неожиданно, когда этого совсем никто не ждет, и до последнего момента о возможном кандидате на пост никто даже не догадывается.

зал.jpg
Массовые сокращения на предприятиях коснутся управленческого персонала, однако под раздачу попадут и «серые воротнички». Высвободившаяся техника и помещения будут распродаваться

«ЛЮБОЕ СОКРАЩЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ВЕРХУШКИ ПРИВОДИТ К ЕЕ УВЕЛИЧЕНИЮ»

Газета «БИЗНЕС Online» предложила экспертам оценить эффективность предпринятого исполкомом шага по объединению двух МУПов в один новый.

Владимир Иванов – генеральный директор ООО «Бизнес-Центр»:

– Я считаю, что от перемены мест слагаемых сумма не изменится. Наши коммунальные предприятия всегда будут убыточными. У них слишком большие непроизводственные расходы. Что касается «Горсвета», то там реорганизация потребуется незначительная. А вот по ГПАД нужны глубинные реформы. Я вообще считаю, что строительством и ремонтом должно заниматься не муниципальное предприятие, а небольшие частные фирмы. В этом случае если бюджетные деньги разумно распределять, то эффективность их использования повысится в разы. Вы посмотрите как в Финляндии. Там нет коммунальных служб, занимающихся обслуживанием дорог, только частники это делают. А у нас из-за наличия монополиста ГПАД этот бизнес вообще не развивается – когда нужно зимой снег почистить на прилегающей территории или ямочный ремонт провести, трудно кого-то найти.

А обратишься в ГПАД, там отвечают: сначала проспекты, а потом, если силы и желание останутся, приедем. И получается всегда, что ни сил, ни желаний у них нет. И мы сами как-то выкручиваемся. Так что надо все-таки исполкому проводить в этой сфере настоящую революцию. Только я не верю, что городские власти на это способны.

Сергей Еретнов – депутат горсовета Набережных Челнов:

– Я, конечно, услышал об объединении МУПов. Решение достаточно странное, тем более что поставили на такую сложную работу человека, не имеющего большого опыта в руководстве, тем более если учесть, что там все в долгах. Экономических обоснований такого объединения мы, естественно, не слышали. На мой взгляд, дороги и свет, мягко говоря, немного разные вещи. На ближайшей депутатской комиссии я обязательно подниму этот вопрос и задам его руководителю исполкома Латыпову: исходя из чего ставят людей без опыта работы на такую руководящую должность, по каким критериям отбирают?

Еретнов.jpg
Сергей Еретнов: «На ближайшей депутатской комиссии я обязательно задам вопрос руководителю исполкома Латыпову: исходя из чего ставят людей без опыта работы на такую руководящую должность, по каким критериям отбирают?»

Сегодня я прочитал статью в «БИЗНЕС Online» о заседании казанской гордумы. Они там без всяких стеснений говорят, что надо починить дороги в 200 переулках, и для этого требуется 6 миллиардов. На установку дорожных знаков еще 150 миллионов. Вот тебе раз! Я понимаю, что каждый бьется за свой город... Сколько было сделано во время подготовки к Универсиаде в Казани? Они даже не стесняются ставить вопросы, что им нужны эти деньги. А в Челны деньги не идут вообще...

В последний раз городу дали 50 миллионов на капремонт дорог и все. Понятно, что руководство республики живет в Казани, но Челны – это один из мощнейших городов, где сосредоточен производственный и экономический потенциал, и не поддерживать такой город, по крайней мере, недальновидно. Невнимание и Челнам на фоне того, как казанские депутаты требуют все больше денег, – это, конечно, фантастика, это надо менять. Нужно менять законодательство, обращаться в Госсовет, а потом и в Госдуму, чтобы в муниципалитетах денег оставалось больше. Чтобы с нынешних 15 процентов, которые остаются в Челнах, повысили хотя бы до 40. Из тех налогов, что уходят в республику и в Москву.

И надо требовать деньги, в том числе у республики, чтобы гасить долги по зарплате перед работниками МУПов. Понятно, что они неэффективно работали. Но фактически работники этих предприятий – муниципальные служащие, поскольку МУПы на 100 процентов принадлежат городу. Надо гасить и долги и обосновывать, почему мы хотим сокращать людей? А что раньше было неэффективного? Если эти люди нужны, то зачем их сокращать? Если они не нужны, то почему этого не было сделано раньше, в хорошие, так сказать, времена?

В данном случае уже стоит вопрос доверия к исполнительной власти. Не МУПы виноваты в банкротствах, виноваты владельцы МУПов – в данном случае исполком города. С него надо спрашивать. Если Латыпов допустил такую большую сумму задолженности, то она же ведь не в один миг образовалась. И все это тщательно скрывать, не реагировать и не пытаться решить вопрос?.. Требуйте деньги у республики! А местные СМИ пишут, что у нас все хорошо, о львенке, подаренном мэру. Это у них главная новость!

Виктор Разинков – аналитик ЗАО «Финам»:

– С одной стороны, цель благая – уменьшение бюджетных затрат путем уменьшения управленческого аппарата. Но, как показывает опыт, любое сокращение управленческой верхушки приводит к ее увеличению. Я думаю, история в данном случае именно это и продемонстрирует в итоге. И будет: хотели как лучше, а получилось как всегда. Если я ошибусь, буду этому только рад.

Справка

Фарид Хадиевич Киямов

38 лет, уроженец Черемшанского района РТ

Закончил Камский автомеханический техникум по специальности «Автомобилестроение» и Институт государственного управления, права и инновационных технологий по специальности «Менеджмент организации».

2001 - 2007 гг. – ООО «ТЭФ «Каматранссервис», ремонт автомобилей.

2007 - 2012 гг. – ОАО «КАМАЗ», ДТОиРП, замначальника автоколонны легковых автомобилей.

Январь – октябрь 2013 года – ООО «Чулман-Транс», начальник цеха.

С октября 2013 года – директор МУП «Дорсервис».

Муниципальное унитарное предприятие города Набережные Челны «Предприятие автомобильных дорог»

Директор: Азат Гатуфович Габдуллин (до 2010 года директор – Шамил Шагизянович Хафизов).

Юридический адрес: Набережные Челны, промзона, проезд Резервный, 42/4.

Владельцы: исполнительный комитет «город Набережные Челны» (100%)

Участие в госзаказах: 2011 году МУП «ПАД» заключило 13 контрактов на 26,7 млн. рублей, получив при этом выручку в 156,4 млн. рублей. В 2012 году МУП «ПАД» заключило 18 контрактов на 38 млн. рублей, получив при этом выручку в 157,9 млн. рублей. В 2013 году заключено пять контрактов на 10,8 млн. рублей.

Финансовая информация (по состоянию на 2012 год)

Основные средства: 1,6 млрд. рублей. Убыток: 43 млн. рублей (против прибыли в 900 тыс. в 2011 году, 322 тыс. в 2010 году и 1 млн. рублей в 2009 году). Валовый убыток: 386 тыс. рублей

МУП «Горсвет»

Юридический адрес: Набережные Челны, проезд Производственный, 39.

Директор: Николай Семенович Логинов

Владельцы: исполнительный комитет «город Набережные Челны» (100%)

Государственные заказы: в 2011 году было заключено четыре контракта на 583 тыс. рублей, получена выручка в размере 6,2 млн. рублей. В 2012 году было заключено два контракта на 519 тыс. рублей, получена выручка в 26,6 млн. рублей. В 2013 году заключено два контракта на 760 тыс. рублей.

Финансовая информация (по итогам 2012 года): Основные средства: 139 млн. рублей, Валовая прибыль: 2,7 млн. рублей. Чистая прибыль: 61 тыс. рублей в 2012 году (против прибыли в 87 тыс. рублей в 2011 году, 39 тыс. рублей в 2010 году, 157 тыс. рублей в 2009 году и 237 тыс. рублей в 2008 году).