СТРОИМ ВУЗ ДЛЯ КАМАЗА
Как рассказали газете «БИЗНЕС Online» несколько источников, после присоедения набережночелнинского вуза ИНЭКА к КФУ руководство головного университета инициировало сокращение его профессорско-преподавательского состава.
Напомним, что впервые о сокращениях в ИНЭКА публично было объявлено в феврале этого года, когда директор объединенного филиала КФУ в Набережных Челнах Махмут Ганиев первый раз вышел на публику. На тот момент объединенный с политехом филиал КФУ насчитывал 14 тыс. студентов, около 2 тыс. сотрудников и 8 зданий. Тогда же Ганиев заявил, что оптимизация управленческого персонала завершена, и на очереди – учебный персонал. «Реформируя структуру кадров, мы попытаемся добиться синергетического эффекта, – заверил Ганиев, – постараемся не выплеснуть с водой ребенка. Грядут изменения в структуре факультетов, при которых будут учитываться интересы КАМАЗа. И города, конечно, тоже».
Махмут Ганиев |
Само объединение с КФУ для коллектива Камской инженерно-экономической академии (ИНЭКА) в мае 2012 года стало для многих в вузе настоящим потрясением. Крупнейший вуз автограда потерял самостоятельность – такое не могло не взволновать его тысячный коллектив. Успокаивать профессоров в Челны приехал ректор Казанского университета Ильшат Гафуров. Он попытался объяснить мотивы присоединения, которое, по его словам, обусловлено тем, что в стране принята политика укрупнения университетов и ликвидации вузов, считающихся неперспективными. Далее последовало пояснение, что инициатором объединения стали республиканские власти и руководство КАМАЗа.
Отметим, что после поглощения ИНЭКА руководство КФУ решило создать в Челнах высшую школу автомобильного инжиниринга. «Высшая школа и набережночелнинский институт будут базироваться на новой материально-технической базе. Мы уже сейчас с ведущими нашими партнерами – Политехническим университетом Лозанны и Университетом Турина, признанными европейскими лидерами в направлении инженерной подготовки – работаем над новой стратегией. В любом случае здесь будут готовить специалистов для автомобильной промышленности. Ведь КамПИ создавался для подготовки специалистов именно для КАМАЗа, затем – ЕлАЗа и так далее. Потом он стал классическим учебным заведением, и в момент передачи в КФУ он готовил специалистов от машиностроителей, строителей, энергетиков до журналистов», – объяснял газете «БИЗНЕС Online» идеологию преобразований в вузе Гафуров. И похоже, теперь руководство казанского вуза преступило к реализации данной стратегии.
ЭКОНОМИСТОВ ПОДГОТОВИТ КАЗАНЬ?
Преподаватели ИНЭКА, по понятным причинам пожелавшие остаться неназванными, поделились с газетой «БИЗНЕС Online» своей тревогой, возникшей от непонимания того, что происходит в челнинском филиале КФУ. «Сейчас резко сокращается количество кафедр, соответственно, будут и сокращения профессорско-преподавательского состава». Пока же это официально коснулось только административного аппарата. «Руководство посчитало, что он был раздутый», – говорят источники «БИЗНЕС Online». Отметим, что число преподавателей зависит от числа обучающихся в вузе студентов. Просто так, посчитав их количество «раздутым», сократить педагогов нельзя.
В первую очередь ожидаемо пострадал гуманитарный блок вуза. Так, на экономическом факультете челнинского филиала КФУ было 16 кафедр, а сейчас осталось всего 6. Источников, знакомый с ситуацией в бывшем ИНЭКА, говорит, что создается впечатление, будто делаются попытки свернуть экономические специальности. «Идет реальная борьба за выпускников, и это видно невооруженным взглядом. Складывается впечатление, что подготовку экономистов хотят полностью перевести в головной вуз», – говорит собеседник нашего издания.
Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за комментарием в головной вуз – КФУ. Ответ предоставил руководитель пресс-центра Юрий Алаев, сославшись на полученную информацию от директора филиала КФУ в Набережных Челнах Махмута Ганиева. «Сокращение персонала действительно происходит, но речь идет исключительно о вспомогательном персонале, профессорско-преподавательского состава это не касается. Сокращение вызвано тем обстоятельством, что с интеграцией в КФУ (ИНЭКА ныне – это филиал КФУ в Набережных Челнах), а также в связи с корректировкой направлений деятельности, ориентацией на более точечную подготовку специалистов для нужд крупнейших предприятий РТ и РФ (в первую очередь имеется в виду КАМАЗ, конечно) выявилось дублирование в деятельности некоторых кафедр и факультетов (в масштабах КФУ). Устранение такого дублирования позволяет высвободить некоторое количество вспомогательного персонала и – одновременно – повысить эффективность работы ППС, высвободить ресурсы, в том числе и временные, для научных исследований», – говорится в ответе.
Юрий Алаев |
«ТЫ ДОЛЖЕН ДОКАЗАТЬ, ЧТО ТЫ НЕ ОЛЕНЬ, А ПРЕПОДАВАТЕЛЬ»
В то же время Анатолий Ухандеев – бывший ассистент кафедры филологии филиала КФУ в Набережных Челнах, рассказывает, что формально штат не сокращают, но страдают преподавательские часы. Ухандеев считает это "выживанием" преподавательского состава через сокращение ставок. «Часть преподавателей остается с ничтожным количеством часов – настолько малым, что им нет смысла работать дальше. Сам я ушел после частной беседы с заведующей кафедры. У меня образование журналистское, а преподавал я литературу, не написав диссертации. То есть меня тоже не сокращали, я просто понял, что должен уйти и отдать свои часы тем, кто имеет на преподавание на кафедре филологии больше прав, – говорит он. – Мы понимаем, что в целом тенденция по стране есть – гуманитарное образование при реформе теряет больше. Но все меняется, я к этому отношусь философски. ИНЭКА все еще нужен городу, значит, он будет существовать теперь в какой-то новой форме, в составе КФУ. Не думаю, что в Набережных Челнах проблемы преподавателей могут вызвать какое-то социальное напряжение. Наш город не является академическим. В Казани – там да, социальная напряженность возможна, и она уже есть. А у нас, даже если сократят 50 процентов преподавателей, город этого не заметит. Я знаю, что большинство моих оставшихся коллег недовольны – действительно, слишком много всего происходит не на пользу академическому образованию. Перемены всегда вызывают недовольство, но они всегда к лучшему, даже если все разрушат».
Депутат горсовета Сергей Еретнов, издавая газету «Ревизор», уделял внимание судьбе ИНЭКА, однако сейчас и он не знает, что происходит в стенах объединенного вуза. «Сейчас ведь в КФУ такой режим – они говорить не имеют права, общаться с прессой о делах института не могут. Что тут сделаешь – каждый сам решает, работать дальше или нет», – отмечает он.
Тем временем знакомые с положением дел действующие преподаватели вуза соглашаются выразить свою точку зрения на новые правила для СМИ только на условиях анонимности.
«Сокращают не преподавателей ИНЭКА, сокращается нагрузка всех преподавателей, – подтвердил один из преподавателей гуманитарного факультета. – Я, к примеру, до объединения работал в КФУ. После объединения от моей ставки осталась половина. Нагрузка большинства преподавателей нашей кафедры не доходит до ставки, а у некоторых она сократилась в 2 - 3 раза. Причем процесс еще не закончен: у нас на кафедре есть преподаватели одинаковой специальности, которые ведут занятия каждый у своих «бывших» студентов.
Говорят, что в новом учебном году нас «оценят» по эффективности работы – научной, учебной, методической. То есть в течение года ты должен доказать, что ты приличный, перспективный преподаватель. Конечно, в подобных обстоятельствах никто не пробует проявить недовольство ситуацией: если количество преподавателей в 2 раза больше требуемого, легко стать бывшим сотрудником, а к этому готовы не все. В мае, когда перед нами выступал наш новый декан, он пообещал, что никого из профессорско-преподавательского состава не уволят. Он сдержал свое обещание, ведь 0,25 ставки – это не увольнение. Не устраивает – найди подработку, другую работу, смени сферу деятельности, наконец!
Ставки упали не только из-за объединения. Сейчас, в соответствии со стандартами учебных программ по бакалавриату, у преподавателей резко сокращаются объемы часов по всем видам работ. К примеру, если раньше на курсовую работу отводилось 7 часов нагрузки преподавателя, то теперь – 1,6 академического часа. Как можно проконсультировать студента и проверить его работу за это время? И что это будет за работа в итоге? И так по всем видам работ. Переход на болонскую систему образования должен был приблизить российское образование к рынку труда: считалось, что существующее российское высшее образование не формирует у студентов достаточных практических навыков и умений для работы по специальности, новая система должна была наверстать этот пробел. Но что мы видим в итоге? Резкое сокращение часов по всем видам практических работ: по производственной практике, практическим дисциплинам, курсовым и дипломным работам. Если студенты раньше учились пять лет по четыре-пять пар в день, то теперь – четыре года по две-три пары, и что это будет в итоге за специалист?
По-моему, это просто развал отечественной системы образования. А преподавателям пора отстаивать свои права: к примеру, по болонской системе образования в течение курса преподаватель должен провести несколько контрольных срезов знаний студентов. С этого года по тем дисциплинам, которые я веду, не предусмотрено ни одной контрольной работы. Спрашивается, я бесплатно их должен проверять, или мы уже не работаем по болонской системе? Эта политика по сокращению объема часов нагрузки преподавателей по всем видам работ, которая прослеживается в КФУ, возмутительна».
«ГУМАНИТАРИИ МЕШАЮТ»
Ситуацию в челнинском филиале КФУ газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Рафаэль Хакимов – вице-президент академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ:
- Есть некая общая тенденция: дело в том, что примерно такие же процессы идут и в головном вузе, в университете, например, с историками, филологами – вообще гуманитарный блок. Университет поставил задачу войти в 100 лучших вузов мира, поэтому сейчас старается улучшить показатели. Конечно, физики, математики уже давно работают по мировым стандартам. Гуманитарии работали, как придется, по-своему, и сразу перейти на новые стандарты им довольно сложно, это я знаю по нашему институту. Мы это сделаем, но процесс непростой. Наши местные языки, экономика, история не больно-то котируются в мире, интереса нет, отсутствует цитируемость и так далее. Этот процесс существует, поэтому сокращения, возможно, с этим и связаны – в университете хотят выправить показатели, и гуманитарии мешают.
Если говорить о татарской филологии и истории, то, я думаю, сокращения – это не есть хорошо. Конечно, показатели университета улучшатся, но Казанский университет всегда ценился благодаря не только математикам, химикам и физикам, но и благодаря восточному направлению. Этот факультет был известным не только в России, но и в мире. Гуманитариями никак нельзя пренебрегать.
Вряд ли все эти сокращения могут создать социальное напряжение. Тем более у нас нет сильной безработицы. Но общее настроение это, конечно, не улучшает. Когда есть новый университет, финансирование, масштабы, задачи, должно быть вдохновение. Если университет не занимается наукой и местными проблемами, то возникает вопрос, для чего он нужен в Татарстане. Надо все хорошо, сбалансированно продумать.
Асия Тимирясова – ректор ИЭУП:
- Подобный опыт у нашего института был. Сравнительно недавно в наш набережночелнинский филиал частично влился Институт управления. Конечно, нужно было совмещать кафедры, убирать дублирование функций и т.п. Мы постарались минимизировать негативные последствия объединения. Во-первых, все возможное сделали для перешедших к нам студентов: провели в здании определенный ремонт, благоустроили территорию, закупили новое оборудование и т.д. Люди должны чувствовать, что условия их работы и обучения улучшаются. Сотрудники, которые по каким-либо причинам не захотели работать в нашем филиале, перешли в другие организации. Остается посочувствовать КФУ и его набережночелнинскому филиалу, поскольку, думаю, проблем у них предостаточно. И мы желаем их успешного разрешения. В целом присоединение ИНЭКА к одному из ведущих вузов России и, надеемся, в скором времени и мира, думаю, в перспективе сыграет положительную роль.
Относительно сокращения гуманитариев. Без веских причин и оснований это не есть благо. Невозможно человека заставить изменить мышление и приоритеты, сделать из гуманитария технаря. В структуре развитых экономик более половины рабочих мест дает сфера услуг (туризм, общественное питание, финансы, юридические, образовательные услуги и т.п.). В ней востребованность гуманитариев очень велика. Вдобавок не следует забывать, что гуманитарные знания обеспечивают уровень культуры нации. Поэтому все ограничительные решения в этой области, как представляется, должны быть взвешенными.
Наиль Валеев – депутат Госсовета РТ, экс-министр образования РТ:
- Как гуманитарий я должен сказать, что сейчас гуманитариям живется нелегко. Очень плохо, что закрывают татарские факультеты, это большой урон для Татарстана, его государственности, народа. Это потеря для всего, что было завоевано в течение двух десятилетий.
В свое время, будучи министром, я говорил о том, что нужно юристов и экономистов сокращать, что их должны готовить только Финансово-экономический институт и Казанский федеральный университет. Во многих вузах готовятся экономисты. Это очень плохо, потому что выпускаются из вузов псевдоэкономисты. Идет перенагрузка рынка псевдоспециалистами, а это плохо.
Увольнения всегда создают напряжение. Что же хорошего, если ученым негде работать, ведь надо содержать семью. А при увольнениях сразу же возникают проблемы.
Справка Камская государственная инженерно-экономическая академия (ИНЭКА) Основан в 1980 году на базе общетехнического факультета Казанского инженерно-строительного института (функционировал в 1970 - 1980 годы) как Камский политехнический институт (КамПИ). С 2001 года – Камский государственный политехнический институт. В 2005 году присвоен статус академии, в результате был переименован в Камскую государственную инженерно-экономическую академию (ИНЭКА). За 1980 - 2005 годы подготовлено свыше 16 тыс. специалистов (из них с высшим образованием 14 977 человек). На 2006 год: обучаются 12,1 тыс. студентов по 44 специальностям высшего и 17 специальностям среднего профессионального образования. Свыше 400 преподавателей, в том числе 39 докторов наук и профессоров, около 250 кандидатов наук и доцентов, всего работает 30 кафедр. В 2012 году ИНЭКА был присоединен к КФУ. |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.