460.jpg
Делегация Татарстана посетила в Германии компанию Владимира Райхлина (выпускника КАИ) RED Aircraft GmbH

«С НАМИ ХОДИЛ ГЕНДИРЕКТОР КАМАЗА И УДИВЛЯЛСЯ…»

Сегодня на брифинге в кабмине РТ промышленники Татарстана рассказали журналистам о своей недавней поездке в Германию. Три дня (15 - 17 октября) колесила по земле немецкой делегация РТ во главе с президентом Рустамом Миннихановым. Среди прочего в Дюссельдорфе посетили международную выставку пластмасс и каучука K–Messe. С реальной пользой: например, ОАО «Казаньоргсинтез» подписало контракт (на 15 млн. евро) с компанией Coperion GmbH.

Были встречи с руководством немецких земель, университетов, предприятий. «Мы еще раз убедились, насколько четко работают экономика и промышленность Германии – благодаря грамотной промышленной политике», – как-то даже сокрушенно отметил председатель правления ТПП РТ Шамиль Агеев. По его словам, эффективность и продуманность видны даже по элементарным выставкам: «Представляете, там в каждом городе такая выставка, по сравнению с которой «Казанская ярмарка» – это домик тыквы, спичечный коробок. И все экспонаты работают! С нами ходил гендиректор КАМАЗа и удивлялся, что все действующее». Это наблюдение №1.

Второе, что неизменно поражает Агеева, так это то, что немецкое предприятие может взять кредит на 10 лет под 5%, а то и под 1 - 2%... Разница в зарплате между руководителем предприятия и инженером – не более чем в 2 раза, это в-третьих. Прибыль не пускается только на дивиденды: бизнес обязан тратиться на техперевооружение и социальные нужды, это в-четвертых. Пятое: вокруг университетов – сотни небольших инновационных предприятий. Шестое: решение кадровых вопросов. В Германии только 15% молодежи поступает в вузы, 20% выбирают среднее специальное образование, остальные идут на производство. Работу с молодежью отметил и министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов, указав на то, что в Германии профориентация начинается с семьи, школы.

Но самую большую зависть Агеева, по всей видимости, вызывает энергетическая политика. За последнее время стоимость пользования энергоресурсами в Германии выросла всего на 13%, сообщил он. «У нас же с 1 июля энергетики так обложили предприятия, – напомнил Агеев… – На 30 - 40 процентов, а то и больше. У нас создается «коммунизм» энергетикам, газовикам, а в Германии – тем, кто добавленную стоимость больше производит, продукт».

«ПОСТУПИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ О СБОРКЕ САМОЛЕТОВ»

Значительная часть поездки была посвящена авиационной тематике.

Во-первых, Минниханов провел рабочий завтрак с руководством Broetje Automation GmbH – компании, специализирующейся на выпуске оборудования для авиапроизводств. «Сотрудничество с этой компанией рассматриваем прежде всего в рамках дальнейшей модернизации КАПО, – отметил Зарипов. – Эти технологии можно было бы использовать и для сборки наших вертолетов.

Далее была встреча с руководством концерна RUAG Aerospace, работающего в области авиации, космоса, боеприпасов и так далее. Для гостей из РТ презентовали модернизированный самолет для местных линий Dornier 228. Среди прочего обсудили возможность производства в Казани деталей крыла. Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовался, возможно ли развернуть такое производство в создаваемом «вокруг» КАПО технопарке. «Об этом мы думаем, – осторожно ответил Зарипов. – Поступили предложения о возможной сборке новых самолетов, начиная со сборки крыла. Сейчас рассматриваем эти вопросы. Кстати, и с ОКБ «Сокол» сейчас прорабатываем создание центра компетенций по композитному производству для малой и беспилотной авиации».

КАЗАНЬ ПРИСМАТРИВАЕТСЯ К НЕМЕЦКОМУ ДИЗЕЛЮ

Но из всех «немецких» начинаний сейчас, по всей видимости, наиболее реален проект производства в Казани дизельных авиадвигателей RED A03 V12. Напомним, что с генеральным директором компании RED Aircraft GmbH Владимиром Райхлиным Минниханов встречался еще в июле этого года в Казани. На этот раз президент РТ со свитой осмотрели производство непосредственно на месте, в городе Аденау. Райхлин презентовал Минниханову проект RED A03 V12. По словам главы фирмы, компания нацелена на расширение деятельности в России и рассматривает возможность создания инженерного центра в РТ. «Это двигатели для малой авиации и для беспилотников, – пояснил на брифинге Зарипов. – Мы создали рабочую группу, обсудим эти вопросы с минпромторгом России и постараемся найти взаимовыгодные возможности для продолжения работы. Это позволит создать двигатели, которые по экономике, себестоимости и безопасности обеспечат малой авиации самый современный уровень». Что интересно, Райхлин – выпускник КАИ.

0_8e93c_8c54c2cf_XXL.jpg
Владимир Райхлин презентовал проект RED A03 V12

- Двигатель RED A03 V12 предназначен для использования в авиации общего назначения (АОН), – рассказал газете «БИЗНЕС Online» Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», входящей в выступивший основным инвестором разработки двигателя инвестхолдинг «Финам». – Его можно устанавливать на воздушные суда (ВС), которые не используются для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ. Например, испытания RED A03 V12 успешно прошел на учебно-тренировочном самолете Як-52. Использование RED A03 V12 возможно и на самолетах других типов и других классов. В последнем случае потребуется дополнительная сертификация… Главное конкурентное преимущество дизельного двигателя заключается в низком удельном расходе топлива. Так, на испытаниях в Германии RED A03 V12 «потреблял» 160 граммов на лошадиную силу в час. Турбовинтовой двигатель аналогичной мощности имеет расход на 50 - 60 процентов больше. Это позволяет самолету с дизелем за час полета на крейсерском режиме экономить 45 - 50 килограммов керосина. По расчетам специалистов, при суммарном налете 10 тысяч часов (это обычно соответствует назначенному ресурсу самолета АОН) двигатель RED A03 V12 позволяет сэкономить на топливе 700 - 800 тысяч долларов… Слабое же место современных авиационных дизелей – недостаточно высокая надежность. При создании RED A03 V12 этой проблеме уделялось особое внимание. Системы двигателя имеют два независимых контура, что обеспечивает высокий уровень безопасности – в случае отказа какого-либо агрегата двигатель сохраняет работоспособность и дает самолету возможность благополучно завершить полет… Что касается перспектив двигателя RED A03 V12 в России, то они есть и, на мой взгляд, весьма неплохие. В стране взялись возрождать региональные авиаперевозки, где могут использоваться в том числе небольшие воздушные суда с такими двигателями. Кроме того, в стране идет постепенная либерализация АОН, облегчаются процедуры владения частными ВС и их эксплуатации. А это означает, что воздушных судов, относящихся к авиации общего назначения, в России будет приобретаться все больше. Часть из них вполне может быть оснащена двигателями RedAircraft, поскольку высооктановый авиационный бензин у нас в стране дорог, да и не везде он есть.

0_8e940_4d7e6267_XL.jpg

ТАТАРСТАН МЕЧТАЕТ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ДИЗЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ

Корреспондент «БИЗНЕС Online» попросил Зарипова уточнить некоторые прозвучавшие на брифинге тезисы.

- Равиль Хамматович, насколько можно понять, в случае с RUAG Aerospace речь идет о возможности производства в Казани части крыла. Если это так, то где?

- Возможно, это будет инжиниринговый центр, создаваемый на КАПО, возможно, фирма «МВЕН» возьмется – есть и такое решение. Но все не так просто: нужны оснастка, оборудование, инвестиции. Мы сейчас обсудили эти вопросы и наметили три варианта, которые надо сравнить.

print_582313_583370.jpg
Равиль Зарипов: «Ведь мы хотим этот двигатель не только для Татарстана делать, это должен быть федеральный проект, учитывающий интересы и других отраслей»

- Вы упомянули фирму ОКБ «Сокол», которая сейчас по заказу военных работает над тяжелым беспилотником. Она тоже как-то связана с немецкими делами или тоже хочет войти в технопарк КАПО?

- Нет, у «Сокола» есть своя территория, которую он и будет развивать. Для этой компании интересна работа с композитными материалами – делать из них корпуса беспилотников. А у нас есть новый завод «КАПО-Композит», и мы были бы только «за» наладить их сотрудничество. Кроме того, для «Сокола» можно проработать варианты двигателей.

- Но ходили разговоры о сотрудничестве «Сокола» с немецкой фирмой Grob Aircraft…

- Это информация такая… связанная с военной тематикой…

- Правильно ли понимать, что речь идет о локализации производства в Казани двигателя от RED Aircraft?

- Да, речь идет именно об этом. Возможно, это будет реализовано на площадке КАПО, возможно, другую площадку подыщем. В этом году мы должны технико-экономический эффект просчитать. Ведь мы хотим этот двигатель не только для Татарстана делать, это должен быть федеральный проект, учитывающий интересы и других отраслей (RED Aircraft также делает двигатели, например, для автопромаавт.). Потому что только для малой авиации 300 - 350 двигателей в год это экономически не совсем целесообразно. Поэтому хотим договориться с федеральными органами, чтобы это был проект, обеспечивающий и другие потребности.

Справка

Владимир Райхлин в конце 80-х годов закончил КАИ по специальности «Авиационные двигатели». Параллельно с учебой занимался гоночными двигателями – сначала в лаборатории спортивно-гоночных автомобилей, а потом, после окончания вуза, – инженером в отделе доводки двигателей «ВАЗа» и в управлении форсированных испытаний, готовил моторы для ралли «Акрополис».

В самом начале 90-х годов семья Райхлиных эмигрировала в Израиль. Однако уже через несколько месяцев Владимир с сотней немецких марок в кармане прилетел во Франкфурт – искать работу. Ему повезло – через два дня Владимир уже работал в тюнинговом ателье Hartge, а вскоре на его резюме откликнулась Toyota Team Europe (ТТЕ). В спортивной команде TTE Райхлин проработал четыре года. Это было время расцвета раллийной тойотовской программы. За первую половину 90-х на автомобилях Toyota Celica GT-4 было выиграно более 30 этапов чемпионата мира по ралли, гонщики Карлос Сайнс, Юха Канккунен и Дидье Ориоль становились чемпионами мира, а Toyota дважды завоевывала кубок в командном зачете. Ко многим этим победам был причастен и Райхлин. В 1997 году Райхлин начал работать над двигателем знаменитого болида Toyota GT-One.

В начале 2000-х годов Владимир создал в Германии собственную фирму RED (Raikhlin Engine Development), которая выполняла заказы многих автоспортивных команд, в том числе и «Формулы-1». На базе компании RED была создана гоночная команда A:Level Engineering.

Мечта Райхлина – возрождение дореволюционной русской автомобильной марки «Руссо-Балт» в качестве национального гоночного бренда. В 2006 году на Женевском автосалоне был презентован автомобиль «Руссо-Балт» Impression. Авторами проекта стали Райхлин и бизнесмен Виктор Такнов. Тогда же их питерское ООО «Руссо-Балт», владеющее товарными знаками «Руссо-Балт» и Russo-Baltique, рассматривало вопрос создания автомобиля для президентского кортежа. Был создан дизайн-проект, в котором за техническую базу был взят Rolls-Royce Phantom. Однако тогда проектом никто не заинтересовался.

В середине 2000-х годов было создано авиационное подразделение компании RED – RED Aircraft GmbH, которое занялось разработкой проекта создания авиационного дизельного двигателя нового поколения RED A03 V12. Инвестором проекта выступил инвестиционный холдинг «ФИНАМ».

Научно-производственный центр RED Aircraft находится в городе Аденау, рядом с гоночной трассой «Нюрбургринг», сборочные цеха занимают площадь 2 тыс. кв. метров. В конструкторском бюро работают 30 специалистов (данные rt-aero.ru). Компания RED Aircraft GmbH также признана как проектировщик и производитель двигателей для гоночных автомобилей. Главный конструктор RED Норберт Крайер более 10 лет был техническим директором команды Toyota Formula 1, а также возглавлял программы по созданию двигателей для Volkswagen и Ford.

Все двигатели, разрабатываемые RED Aircraft, полностью конструируются, собираются и тестируются внутри компании.

С 2007 года приоритетная сфера для компании – разработка и производство поршневых авиадвигателей.

В 2011 году двигатель RED A03 V12 успешно завершил очередной этап летных испытаний на самолете Як-52. В проекте создания двигателей одним из основных инвесторов выступает российский инвестиционный холдинг «Финам». Райхлину первому удалось добиться значительных успехов в создании эффективного дизельного мотора, работающего на авиационном керосине. При разработке RED A03 был использован ряд уникальных технических решений, многие узлы были спроектированы на уровне изобретений. В частности, в стадии оформления находится патент на EECU (Electronic Engine Control Unit) – электронный блок управления двигателем, конструкция которого позволяет оптимально сочетать высокий уровень отказобезопасности с гибкостью управления. Оригинальную структуру имеют системы двигателя – топливная, охлаждения, турбонаддува, электропитания: все они состоят из двух независимых контуров. Таким образом, даже при отказе одной из подсистем двигатель сохраняет часть мощности, что позволяет пилоту совершить безопасную посадку (данные http://pkk-avia.livejournal.com/9134.html).