На рынке электроники и бытовой техники сегодня наблюдается странная ситуация. В автограде, несмотря на кризис и крайне сложную ситуацию в экономике города, на полках магазинов, торгующих этими товарами, стало меньше или не осталось самых ходовых марок. В чем причина?
КАКИЕ ТОВАРЫ ПОПАЛИ ПОД СОКРАЩЕНИЕ?
"Проплешины" в товарных рядах в некоторых торговых сетях очевидны. В других сетевых магазинах они не так заметны, но если приглядеться, видишь – каких-то позиций не хватает. Ситуация зависит от того, как у того или иного ритэйлера были заполнены склады. Но в любом случае представители сетей однозначно говорят, что ассортимент стал меньше.
– В конце прошлого года "Техносила" проанализировала спрос на все товары и сократила ассортимент примерно на 15-20 процентов. Сокращение по всем группам товаров произошло достаточно равномерно, – говорит вице-президент по стратегии компании "Техносила" Леонид Тюкавкин (Москва). – Мы хотели оптимизировать расходы, и прежде всего расходы на логистику. Сокращение коснулось товара, который реализуется не очень активно, способствует увеличению складских остатков и соответствующих расходов на хранение. В результате пересмотра ассортимента нам удалось оптимизировать эти расходы.
Директор Казанского дивизиона ГК DOMO Руслан Жук (Казань) изменения в ассортименте в сети DOMO объясняет так:
– В условиях кризиса происходит снижение уровня доходов населения и соответственно покупательского спроса. Меняется поведение покупателя. Он становится экономным и практичным и старается заменить дорогие марки на более дешевые аналоги. С учетом этих тенденций мы формируем ассортиментную матрицу. Сегодня наблюдается реальный спрос на позиции нижнего ценового диапазона, и они в наших магазинах широко представлены. В то же время неразумно отказываться полностью от дорогих брэндов. Есть определенная категория потребителей, которые сориентированы на дорогой товар. Они готовы заплатить больше за премиальный брэнд. Поэтому в ассортименте выборочно присутствуют и позиции высокого ценового сегмента. Если товара нет в наличии, мы привозим его под заказ. Такая услуга действует в магазинах DOMO уже несколько лет. Вместе с тем мы избавляемся от товарных категорий, спрос на которые заметно падает. Это, например, дорогие коммуникаторы, погодные станции, двудверные холодильники (side-by-side).
ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ДОЛЛАР
Другие аналитики рынка бытовой техники и электроники объясняют ситуацию с дефицитом наиболее ходовых моделей прежде всего тем, что конец 2008-го и начало 2009 года не оправдали апокалиптических ожиданий обвального падения спроса, пишут "Вечерние Челны". Руководитель службы заботы о клиентах сервиса "Покупатор.ру" Михаил Беляев дал такие комментарии по этому поводу журналу "Деньги": "Люди понимают, что подавляющее количество товаров на этом рынке – это импорт. Поскольку рубль с конца ноября стремительно дешевел по отношению к доллару и евро, стало очевидно, что повышение цен неизбежно. В итоге люди решили купить сегодня те товары, которые, не будь кризиса, они планировали купить весной или летом".
Одной из главных причин дефицита аналитики называют и задолженность многих крупных ритэйлеров и дистрибуторов перед поставщиками. В итоге поставщики кому прекратили отгружать товары вообще, а кому сократили поставки, требуя погашения накопленной задолженности.
Еще одним фактором, обусловившим дефицит, является то, что не все ритэйлеры и дистрибуторы смогли правильно предугадать распределение спроса между различными моделями.
ДЕФИЦИТ НЕ ИСЧЕЗНЕТ
Это, кстати, подтверждает и один из наших респондентов – опытный продавец-консультант одной из сетей, пожелавший сохранить инкогнито (Набережные Челны):
– К примеру, сейчас в магазине не осталось плоских телевизоров самого ходового размера
Каковы же прогнозы на будущее?
– Для рынка электроники и бытовой техники характерны сезонные колебания спроса. Сезон высоких продаж начинается осенью, достигает пика в новогодние праздники, а затем спрос постепенно снижается. Весна и лето традиционно являются периодами низкого спроса. Думаю, так будет и в этот раз, хотя кризис вносит свои коррективы, – говорит Тюкавкин. – Например, у нас были очень хорошие продажи в январе, хотя обычно в этом месяце покупательская активность не такая высокая. В январе покупатель стремился потратить деньги, которые из-за экономической нестабильности испугался тратить в декабре. Именно поэтому я не рискну делать более конкретные прогнозы на апрель-май.
По мнению Беляева, рассчитывать на то, что на рынке исчезнет дефицит бестселлеров, вряд ли стоит: "Дистрибуторы и крупные ритэйлеры сейчас уже поняли, что промахнулись с оценкой спроса в начале года. Но ожидать, что они начнут закупать больше товаров, нельзя, поскольку они не могут быть уверены в том, что спрос сохранится до тех пор, когда заказанный сейчас товар появится у них на полках".
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.