DSC_4422.jpg

КОМСОМОЛ БЫЛ ВЕЗДЕ

В музее уже вчера все было в полной готовности, можно сказать, по-комсомольски. Значки нескольких поколений комсомольцев, комсомольский устав – тоненькая книжечка, одежда, которую предпочитали комсомольцы. Томики с историей ВЛКСМ, естественно.

- Тема эта благодарная, комсомол был везде, в 70 - 80-е годы прошлого века количество комсомольцев достигало 40 миллионов человек, организация превратилась в формальный союз, которому не было альтернативы, – рассказывает директор музея Рустем Валиахметов.

В комсомол и вправду принимали практически всех, кто достиг 14 лет. Просто приходило время менять галстук на комсомольский билет. Ну не брали разве что записных двоечников, а с троечников получали клятву исправить оценки, но все равно выдавали значок и заветную книжечку. Мощный идеологический проект, начавший действовать с 29 октября 1918 года, был рычагом управления для молодежи.

КОМСОМОЛЬСКИЙ БИЛЕТ НА ДИСКОТЕКУ

Впрочем, жизнь в комосомоле была веселая и содержательная, так что многие вступали в него, абсолютно не думая ни о какой идеологии. Быть исключенным из комсомола означало практически крах карьеры.

- Я помню, как сам вступал в комсомол, мы с родителями в это время жили в Кирове, и нас, кандидатов в члены ВЛКСМ, повезли для торжественного приема на кировскую диораму. Были те, кто плохо знал устав, не мог ответить, сколько орденов было у комсомола, таких не приняли. И это было трагедией для них, они возвращались с понурой головой, – вспоминает Валиахметов.

dsc03861.jpg
Рустам Валиахметов: «Иерархии, структуре, корпоративным отношениям комсомола можно только позавидовать» (фото: Елена Сунгатова, art16.ru)

Впрочем, были у комсомольцев, даже рядовых, привилегии. Например, в 80-е годы по стране появились дискобары, приглашения в них можно было получить в райкоме комсомола. То же самое и с приглашениями на дискотеки.

Очень многие музыкальные группы, чтобы легализоваться, называли себя комсомольско-молодежными ВИА, и в репертуаре им было необходимо иметь с десяток песен на соответствующую тематику. Например, «Любовь, комсомол и весна». А многие нынешние звезды, например Валерий Леонтьев, вспоминают, что, не отработав цикл концертов на комсомольских стройках, невозможно было выехать на гастроли за границу. Кстати, пластинки групп тех лет можно видеть в экспозиции казанского музея.

КОМСОМОЛ В АНДЕГРАУНДЕ

Вчера в музей пришли немного неожиданные гости – это группа «Бригадный подряд», которая выступала в одном из казанских клубов. Узнав об экспозиции, они выразили желание побывать в музее.

Один из участников группы сказал директору музея, что, когда они появились, им с комсомолом было не по пути, но сейчас комсомол в андеграунде, так же как и панк-рок, и надо поддерживать друг друга.

DSC_4431.jpg

СТИЛЬНАЯ ФОРМА С БАМА

КАМАЗ, эта молодежная стройка века, отражена в экспозиции очень полно. Набережные Челны в то время притягивали исполнителей, на которых и в Москве-то было трудно попасть. Например, в городе неоднократно выступал легендарный театр на Таганке и даже бывал сам Владимир Высоцкий. Естественно, татарстанские фотокорреспонденты полно отразили летопись строительства автогиганта. Одним из них был Владимир Зотов, чьи фотографии можно видеть в экспозиции. Он, кстати, придумал термин «камазонки», так потом стали называть девушек, строящих новый город и завод.

Одна из фишек новой выставки – четыре типажа комсомольца и их облачения. Первый – это старшеклассник, носивший темно-синий пиджак с комсомольским значком и шевроном на рукаве. Его при желании, если размер совпадет, можно будет померить – музей-то все-таки интерактивный.

Второй типаж – это студент, тут у комсомольцев специальной формы не было, но узнать студента-комсомольца можно было по стройотрядовской куртке, увешанной значками. Это был форс и блеск. Самыми активными здесь были каисты. В экспозиции можно видеть куртку, которую музею подарила команда «Уральские пельмени», она, в свою очередь, стала порождением стройотряда. Тут уместно вспомнить, что КВН вышел из комсомола.

Третий типаж – комсомолец в армии, здесь в члены ВЛКСМ принимали всех поголовно, кто не смог вступить до призыва. Армейские комсомольские значки – самые качественные, их не прикалывали, а прикручивали к гимнастерке. Во время учений все можно было потерять, но только не значок, его можно было вырывать только с куском гимнастерки. Любопытно, что ребята из Средней Азии, когда попадали в армию, так ценили комсомольские значки, что... носили их на груди сразу по два, справа и слева.

Четвертый типаж – это комсомольский функционер, лысеющий, с намечающимся животиком и папочкой под мышкой. И с оптимизмом в глазах. На выставке есть и такая одежда, в которую также можно будет переодеться.

DSC_4417.jpg

БАМ КАК ОДЕЖНЫЙ ЛЕЙБЛ

Одна из основных тем выставки – это БАМ, комсомольская стройка века. По словам Валиахметова, тема эта в стране почему-то подзабыта, а ведь для бамовцев делали огромное количество особой одежды, была и своя символика. Сейчас можно открыть линию такой одежды, ведь авторскими правами никто не владеет. Такое предложение через одного из друзей Валиахметов сделал недавно российскому дизайнеру Денису Симачеву, известному тем, что периодически продвигает индустриальный стиль в одежде.

- Будь БАМ в Америке, все рокеры и байкеры ходили бы с такой символикой, – полагает Валиахметов.

Тем временем в музее соцбыта не бывает просто выставок. На комсомольской выставке, например, будут конкурсы. Тот, кто верно ответит на вопросы, касаемые истории комсомола, получит приз из коллекции музея. А среди тех, кто придет в музей с комсомольским билетом, позже будет проводиться розыгрыш. Приз – фотография автора многих комсомольских песен композитора Александры Пахмутовой с ее автографом.

- Бизнес, который постоянно мониторит ситуацию, берет в свой арсенал опыт прошлого, в том числе и комсомола. Иерархии, структуре, корпоративным отношениям комсомола можно только позавидовать, – полагает Валиахметов.

DSC_4433.jpg