И заодно уж. Освободив эти огромные территории от железнодорожных путей, нельзя на радостях сажать вместо них какой-нибудь поселок железнодорожников, вроде "чудовищного" концентрационного поселка нефтяников возле НКЦ. Казань единомоментно выросла в полтора раза, и найти в ней достойную компенсацию железнодорожникам - легко. А там надо создавать ландшафт, набережные. С ними в Казани вообще беда. В Адмиралтейской слободе береговой полосы уже нет - это частная территория, хотя, по закону, должен быть общедоступный двадцатиметровый бечевник. Это уникальное место - поворот на юг главной федеральной реки. А у нас там вместо напрашивающегося архитектурного "удара" и рекреации какая-то деревня.

- Вы высказываетесь против нынешней схемы казанского метро. С чем конкретно вы не согласны?

- Во-первых, Казань - единственный (может быть, даже в мире) город, в котором первая линия подземки минует вокзал, а метро в целом - некоторые ключевые точки, вроде площади Свободы или Парка Горького. Во-вторых, в крупных исторических городах метро решает не одну, а две задачи - скоростных перевозок и неразрушения исторической части, спасительно помогая ей, густозастроенной, с узкими улицами, в разгрузке пассажиропотоков. А что получается у нас? Например, вторая линия метро уходит в район между селом Богородским и Салмачами, запланированный под многоэтажную застройку. Мотивировка: здесь будет жить много людей, и поэтому надо хорошо организовать транспорт; а самый продвинутый транспорт у нас - метро. Вопрос: зачем? Здесь же ничего не мешает, нет узких улиц, которые можно повредить. Делай широченные авеню, магистрали с огромной пропускной способностью, развязки. Зачем здесь метро?

А в это время в исторической части будет только одна ветка - уже существующая! Почему убрали с улицы Маркса трамвай? Потому что автобусы ходили еле-еле. А это вузовский район, здесь немало крупных учреждений. Рисунок городской ткани сам просит пропустить ветку по направлению "Маркса - Ершова". Но нет, принципиально не хотят, предпочитая идти в поля или - что не слаще - дублировать проспекты Ямашева и Победы… Почему же не планируются новые линии в центре? Страшно. Потому что, в отличие от глубоченного метро в центре Москвы, наше - мелкого заложения, а на периферии его можно назвать даже почвенным. Так быстрее и дешевле. Но в Казани налицо транспортно-парковочный кризис. И на выход из него нельзя жалеть ни денег, ни времени.

ЭКСПАНСИЯ В ЦЕНТР

- В Нижнем Новгороде деловую жизнь из исторической части города хотят убрать. Не следует ли и Казани поступить таким же образом?

- Действительно, административные функции там переносят в нижнюю часть города. Делается это только ради разгрузки людских потоков в центре. И нам бы ради спасения исторического города отделить его от делового. Почему возникают пробки? В том числе и потому, что все, даже самые незначительные, конторы стремятся обосноваться в центре. А в нем должны быть только учреждения, выполняющие столичные, вузовские и культурные функции. К тому же мы каждый день видим последствия свободного пропуска застройщиков в центр - наследие сносится, поджигается, а на его месте плодятся офисы, к которым опять-таки надо подъезжать.

В городах, население которых перешагнуло за миллион, целесообразна не моно-, а полицентрическая система делового центра. Идею децентрализации мы предлагали в Концепции развития Казани еще в 1995 году. Надо создать несколько эпицентров в местах пересечения Большого казанского кольца с вылетными магистралями - Мамадышским и Оренбургским трактами, Горьковским шоссе и прочими. Эти точки надо беречь, не застраивать их сиюминутной ерундой, как, например, у Приволжского рынка. Эта идея здорово воплощается на пересечении проспекта Победы с Оренбургским трактом, где сажается универсиадский комплекс. Кстати, разброс офисов среднего и малого бизнеса равномерно по городу решает и важную задачу приближения безвредных мест приложения труда к местам жительства… Децентрализация - это и эффективнейший способ решения проблемы транспортного коллапса в историческом центре, а также сохранения последнего. Ведь экспансия в центр все смелее и смелее. Уничтожается подлинная история, вроде "Номеров Булгар", которые снесли осенью прошлого года. Почему это произошло, никто не говорит. Видимо, как это бывает, нашелся энергичный инвестор и "хапнул" участок. Теперь, чтобы хоть как-то отмежеваться от этого, по словам Туфана Миннуллина, "вандализма на государственном уровне", нам с правительственных высот заявляют, что отреставрировать памятник было невозможно.

- Почему, по-вашему, была выполнена лишь первая часть Программы ликвидации ветхого жилья и реконструкции исторических районов Казани? Ликвидировать ликвидировали, но исторический центр при этом не реконструировали, а разрушили. Как это возможно, чтобы не выполнялась программа, принятая Гордумой?


- Видимо, это произошло потому, что и генплан города, и федеральная программа по сохранению наследия, и эта программа не обладают статусом закона, каковым такого рода документы нередко наделяются в Европе и субъекте Федерации Москве. И потом, мы - недисциплинированны. Сначала принимаем какие-то решения, а потом их не выполняем - якобы жизнь подсказывает что-то другое. Вот есть проект зон охраны памятников истории и культуры Казани, где определены не только отдельные памятники, но заповедные территории. Одна из них - улица Тельмана. Программа ликвидации ветхого жилья, принятая сессией, ее сохраняла, защищала. И где теперь она?! Какая тут дисциплина! До Венеции, в которой никто даже не задумывается поменять без разрешения шпингалеты на окнах, нам еще очень далеко.

ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ

- Но помимо недисциплинированности действует и фактор заинтересованности. Ближайший пример - улица Гаврилова вдоль Казанки. В жизни, в правилах землепользования и застройки, в генплане города здесь зеленая зона. Но вот это место отводится под жилищное строительство. То есть - вопреки градостроительной документации. Для таких случаев наработана простая схема. Градостроительным уставом предусмотрено, что в отдельных случаях по подаваемой в комиссию по землепользованию и застройке заявке жителей или организаций возможно так называемое перезонирование территории. Такую статью ввели в устав, имея в виду, что это будет происходить редко и под строгим контролем. Первые годы в составе комиссии были представители общественности, Союза архитекторов Татарстана. Сейчас независимых профессионалов в комиссии не осталось, и перезонирования стали проходить легче.

И еще о дисциплине. Градостроительный кодекс России предписывает при решении градостроительных вопросов советоваться не только с профессионалами, но и с населением - посредством проведения публичных слушаний. Но приглашения на слушания делаются так, что о них мало кто узнает. Они объявляются в двух муниципальных изданиях - мельчайшим шрифтом, в глубинах газет. Какие-либо обсуждения с жителями воспринимаются как обуза, а не как потребность. Пример. Мы сделали очень нужную (не поверите - более важную, чем генплан!) работу по межеванию городских территорий. Чрезвычайно злободневную, прежде всего для жителей. Потому что как мы внезапно стали собственниками наших квартир, так мы внезапно станем и собственниками земли вокруг наших домов. И нам не может быть безразлично, что будет на этой земле… Работу сделали в 2006 году, и, по закону, она непременно должна была обсуждаться с населением. Но слушания объявили шепотом, провели формально, при ничтожной явке. По их итогам выпустили проекты. А когда началось формирование кадастровых планов земельных участков и к жителям стали приходить для получения подписей, начались проблемы. Люди говорят: "Ни о каких публичных слушаниях не знаем". И сегодня приходится обсуждать чуть ли не каждый двор в Казани с жителями и вносить массу корректур. И не потому, что тогда плохо сделали свою работу, а потому, что в межевании - как и вообще в градостроительстве - главное это не технические нормы, а согласие общества. Как, по-вашему, разделить квадратный двор четырех домов на четыре части? Ведь при социализме он был общий: с местом для выбивания ковров, стоянкой, детской площадкой, помойкой. А теперь его надо делить на четыре части, и одним достанется помойка, а другим - детская площадка. Тут никакие нормативы не действуют, только согласие жильцов.

Вообще градостроительство - это деятельность для блага горожан, а не для абстрактного Города, и ни архитекторы, ни власти не должны здесь давить. Высокая миссия последних - удерживать равновесие между интересами жителей и энергией предпринимателей. А пока надо признать, что казанское градостроительство авторитарно. Многие удивляются, когда я говорю, что на Западе в этой сфере - советская власть. В Англии это местные советы по планированию застройки. Люди собираются вечером в районной ратуше и обсуждают, например, вопрос, повлияет ли перестройка здания под бильярдную на уличное движение в этом районе. В дореволюционной Казани аналогичным образом гласные гордумы собирались тоже вечером и обсуждали какую-нибудь мелочь. Партиципация, то есть участие жителей в обсуждении городской проблематики, - важнейший атрибут демократии, который когда-нибудь будет естественным и у нас.

- Если бы к обществу прислушивались, наверное, и Парк Горького можно было спасти…

 - Да, был и другой вариант строительства дамбы и моста. Предлагалось пройти по так называемому Тарзановскому оврагу - между Суворовским училищем и базой тихого отдыха Парка Горького. Конечно, какой-то урон массиву все равно бы нанесли, но ведь не такой, как случилось, и не по его сердцу прошли бы, а по "шву" смежных землепользований. А так, уничтожили не просто часть парка, а памятник природы - Русскую Швейцарию. Многие против этого открыто протестовали. Тогда и особенно в советское застойное время архитекторы были похрабрее. Это теперь страшно. И это еще один важный момент. Сегодня в России если скажешь что-то наперекор, можешь лишиться работы. А найти тебе замену - не проблема. Конкуренция, в том числе и в среде архитекторов, огромная, проектируют все, кому не лень, лицензию заиметь - легко. Вот поэтому-то в архитектурных вузах студентов кроме специальности надо обучать твердости духа, навыкам делового общения, умению убеждать. Тогда и авторитет появится у архитекторов, и прислушиваться к ним начнут. Как это было раньше в Казани, и как это есть во многих городах страны.


ВиД