ВИЛКА, К КОТОРОЙ ПРИКОСНУЛСЯ ФИЛИПП СТАРК
«Это стиль нуара, Голливуд 30-х, немного гангстерский», –
рассказывает Елена Китаева об оформлении проекта «Большой джаз»
© Телеканал «Культура», Вадим Шульц
Почему, например, вилка, к которой прикоснулся Филипп Старк или Карим Рашид, становится не просто вилкой, а дизайнерским объектом? Чем она отличается от обычной вилки? И если дизайн – искусство «упаковки» вещи, можно ли упаковывать такие нематериальные объекты, как, например, телеэфир?
В сущности, телевидение – «картинка» – это дизайн в чистом виде. И есть такая профессия – теледизайнер. А Елена Китаева – главный дизайнер телеканала «Культура», один из самых именитых в нашей стране специалистов в этой области. Слава пришла к ней без малого 20 лет назад, когда она вместе с коллегами создавала фирменный стиль НТВ – возможно, первый пример успешного брендинга канала на отечественном телевидении.
ДИЗАЙН В ТЕЛЕ
В семье разных видов дизайна теледизайн не король, но и не пария. Эфиру, как и всякому другому товару, нужно подобрать максимально подходящую, привлекательную упаковку, так, чтобы эта упаковка обеспечила продажи. Только товар телевизионный нельзя подержать в руках – это либо отдельные программы, либо идеология канала в целом.
«Грамотно преподносить себя сейчас научились все каналы, – рассказывает Китаева в своем рабочем кабинете с окнами на Малую Никитскую. – А наша основная задача – просвещать. Поэтому даже 15-секундный ролик мы стараемся максимально насытить информацией. И надеемся, что зритель заразится нашим любопытством и пойдет просвещаться самостоятельно».
На первый взгляд, «упаковывать» программы и каналы с каждым годом становится все проще: компьютеры дешевеют, их начинка совершенствуется, а бригады дизайнеров учатся на своих и чужих ошибках. Тем ценнее становятся оригинальные идеи. Две новые серии межпрограммных заставок, на которые сейчас делает ставку Елена, носят условные названия «Персоны» и «Памятники». «Персоны» в картинках и графике коротко рассказывают о великих людях прошлого и настоящего; факты подбираются оригинальные и далекие от обычной занудности школьных учебников «родился-учился-женился».
«Памятники» выросли из недавней серии роликов со скульптурами. Эти скульптуры стали безусловными телехитами. «В тот момент мы решили привлечь внимание зрителей к красоте объемных пластических форм, – рассказывает Елена. – Средствами нашего дизайна исхитрялись показывать одну и ту же скульптуру одновременно с нескольких ракурсов. А теперь от произведений классиков перешли к памятникам конкретным людям, деятелям культуры: Данте, Крылову...»
КТО ДЕЛАЕТ ПОГОДУ
«Персонам» и «Памятникам» только предстоит завоевать популярность. Главный же дизайнерский хит канала уже много лет – прогноз погоды. Для каждого времени года Елена отбирает небольшую коллекцию картин на ту или иную тему: охота, советская живопись, осенние натюрморты... Больше всего это похоже на работу куратора галереи, так что художественное образование Китаевой тут как раз пришлось кстати. «С идеей прогноза погоды я носилась несколько лет, – рассказывает Елена. – Упрашивала, убеждала начальство, что проект этот обязательно должен выстрелить. Мне отвечали, что наш канал называется «Культура», а не «Живопись». В конечном итоге мое упорство все-таки победило. Зрители очень любят нашу погоду».
Дизайнер Китаева обязана на отлично разбираться и в музыке: за то, какими звуками дополнить картинку, отвечает тоже она. Долгие годы главным композитором «Культуры» был Антон Батагов. Это имя многие поклонники современной музыки произносят с придыханием: пианист и композитор, первый исполнитель Филиппа Гласа в России, автор музыки к фильмам Ивана Дыховичного, композитор-минималист, изменивший взгляд на теле- и киномузыку как ремесло. Об отношении Батагова к работе на канале говорит хотя бы то, что написанную им «подложку» под программу передач он впоследствии включил в свой масштабный цикл «Избранные письма Сергея Рахманинова».
Сейчас на смену Батагову пришла другая звезда – лидер электронного проекта NetSlov Дэн Калашник. «Он очень уютно чувствует себя в 15-секундной форме. Он на ты со всеми компьютерными программами и, что очень важно, не срывает дедлайны», – говорит о нем Китаева.
ОСТАНОВКА ЗАПРЕЩЕНА
В классическом дизайне некоторые вещи – такие, как бутылка кока-колы, – могут существовать без изменений десятилетиями. У теледизайнеров нет времени почивать на лаврах. Хорошо еще, что прогноз погоды нужно обновлять всего четыре раза в год, по сезонам. А в остальном… Покой только снится. Оперативное оформление эфира, создание очередных анонсов требует постоянного присутствия на канале. Старые программы закрываются, появляются новые – их тоже нужно «упаковывать». И думать при этом на перспективу, что же будет хотя бы через полгода. «Один мой коллега рассказывал, что от стрессов он спасается в тренажерном зале, – признается Елена. – Я же советую всем как следует высыпаться».
Не обидно ли дизайнерам, что их мини-шедевры, которым отдается столько сил, спустя какое-то время заменяет другая, более эффектная или актуальная картинка? Как же работа «для вечности»? «Таковы правила игры, – уверена Китаева. – Зрителя нужно постоянно заманивать – даже на нашем культурном, лишенном желтизны канале. Телевидение напоминает черную дыру, которая заглатывает заставки, ролики, сюжеты и целые программы. Если бы я хотела запечатлеться в вечности, я бы, наверное, занималась книжным дизайном».
ДОБРЫЙ ЗРИТЕЛЬ
Чехарда программ – это не самая большая беда дизайнера. Многим телезрителям просто не до восхищения картинками и наворотами: одни используют телик лишь в качестве фона, а другие вообще собираются выбросить «ящик». «Это тоже нормально, – говорит Китаева. – Существует, например, куча библиотек, но люди, спешащие по своим делам, туда не заходят».
Но на Елену канал может положиться не только в работе. На домашнем телевизоре Китаевой «Культура» – главная кнопка. «Обожаю архивные фильмы, отобранные нашей киноредакцией, – рассказывает дизайнер. – Раскрыв рот, слушаю ведущего программы «Кто мы?» Феликса Разумовского. Заставила бы всех смотреть «Ступени цивилизации». Ток-шоу «Большие», на котором я решила изменить привычные человеческие масштабы и посадила всех участников на гигантские стулья, уже, к сожалению, не выходит, но зато есть шикарные программы «Главная роль» и «Власть факта». Работая на «Культуре», я постоянно образовываюсь сама. И сейчас уже не могу представить, что бы я делала на канале, связанном с политикой».
ДАМА С КАМЕЯМИ
А иногда (хотя и очень редко) Елена сама становится героиней своего канала – как современный художник. Ее проект «Новые деньги», появившийся в конце 90-х, еще до всех деноминаций с дефолтами, актуален до сих пор: Китаева предложила собственные варианты российских банкнот: с портретами Казимира Малевича, Петра Чайковского, Федора Достоевского, Дмитрия Менделеева, Юрия Гагарина, Льва Яшина.
Малевич вообще один из самых главных людей для художницы Китаевой, давно полемизирующей с наследием знаменитого супрематиста. В недавнем цикле мини-скульптур «Завтрак. Обед. Ужин», показанном в галерее Stella Art Foundation, а затем съездившем на «гастроли» в Пермь, этот мостик Китаевой, протянутый к Малевичу, был особенно заметен. А истовым отношением к работе Елена заразилась от великой Веры Мухиной: «Она десять лет занималась только тем, что аскетично и смиренно вырезала камеи. Настоящее искусство должно «вызреть», как бы ни подгоняло нас сейчас время».
Справка Китаева Елена Николаевна Родилась 11 декабря 1960 года в Иванове. Окончила Белорусскую государственную академию искусств. Избранные выставки: 2011 – «Завтрак. Обед. Ужин». Москва, Stella Art Foundation. Банк ВТБ |
На правах рекламы
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.