ОТ МАШИ МАЛИНОВСКОЙ ДО ПЭРИС ХИЛТОН
— Василь, что сегодня представляет собой Sunday Up Market?
— Если опустить перечисление всех регалий и статусов, то Sunday Up Market — это прежде всего объединенная площадка для продвижения и продаж российских дизайнеров. Очень много примеров, когда они начинали как участники открытых маркетов, вырастая в самостоятельных, обособленных и известных дизайнеров.
— Можешь привести пример?
— Московский дизайнер Белла Потемкина — пожалуй, самый яркий современный пример реализации. Она также ездит и во Францию, и в Италию, где участвует в различных модных мероприятиях. Начав как рядовой участник выставок-продаж Sunday Up Market, сегодня Белла уже открыла свой бутик в торговой галерее «Москва», одевает звезд от Маши Малиновской до Пэрис Хилтон, например. При этом она сама постоянно участвует в маркетах. Потому что это эффективно. Во-первых, вещи продаются. Во-вторых, большинству дизайнеров интересен именно такой формат, когда можно познакомиться со своим покупателем, пообщаться с ним или даже подружиться. Покупателям, естественно, это тоже интереснее, чем ходить в обычные сетевые магазины.
— Если говорить про сеть магазинов, про появление инфраструктуры, где сейчас есть стационарные магазины Sunday Up Market?
— Магазины пока только в Москве. Первый и самый большой магазин открылся в популярном универмаге «Цветной». Он считается якорным. Там представлено много российских дизайнеров, они постоянно меняются, появляются новые имена и, соответственно, новые коллекции. Также достаточно большой магазин в галерее «Москва». Московские маркеты, в основном, только там и проводятся сейчас. Ну и плюс новый магазин и отдельный корнер в МEGA «Белая Дача».
Проект пробовали запустить во многих городах: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Воронеж и другие. Однако, сейчас он представлен только в четырех: Москва, Екатеринбург, Казань и Самара. За всю историю уже проведено свыше 50 мероприятий.
— Как появилась идея проведения Sunday Up Market в Казани?
— В первую очередь появилась не идея, а местные молодые дизайнеры и люди, которые хотят получить яркую индивидуальность, одеваясь не только в масс-маркете или заказывая одежду в интернете. Многие россияне хотят и имеют возможность одеваться индивидуально, а одежда от российских дизайнеров — это все же не то, что можно увидеть в большом тираже на улицах города.
— То есть за три года после первой попытки проведения Sunday Up Market в Казани появляется почва для развития?
— Да, появилась почва для того, чтобы заняться этим более серьезно, получить отклик от казанцев. Три года назад презентация прошла не столь резонансно, потому что тогда тенденция к формату Sunday Up Market была не столь очевидна. Сейчас акценты сместились, и мы готовы делать это серийно, постоянно. Пока мы, конечно, работаем на перспективу. Дело в том, что в Казани еще не все понимают нашу концепцию, в том числе и сами молодые дизайнеры.
Последний маркет состоялся в кремле, во время фестиваля Kremlin Live. Я считаю, что он прошел успешно, несмотря на некоторые неудобства, связанные с масштабом фестиваля. Open-air не совсем обычный формат для Sunday Up Market, но несмотря на это, приехали около ста дизайнеров, было много дизайнеров из Казани. Однако пока это преимущественно дизайнеры из других городов, которые продают свои товары через Sunday Up Market, путешествуя по маркетам.
— А если рассматривать дебют с точки зрения продаж дизайнеров?
— Стоит отметить, что в этом вопросе многое зависит от самих дизайнеров — от их инициативы, формы общения с покупателем и опыта в продажах. Для многих это был вообще первый маркет и первый опыт, поэтому продажи были разные. Но в целом по результатам успешные. Мы предоставляем определенную стартовую площадку, и каждый пользуется ей по-своему. Тем дизайнерам, которые меньше общаются с потребителем или которые плохо представлены в интернете, сложно рассчитывать на пустые прилавки после мероприятия. Здесь очень важно выстраивать какую-то стратегию, иметь свой стиль.
В кремле нас посетили несколько тысяч казанцев, визуально это было не так заметно, потому что площадка была огромная. Рядом с каждым дизайнером постоянно были люди, это уже о многом говорит, единовременно на площадке присутствовали около 300 человек. Я думаю, за три дня в кремле нас посетили около 3 тысяч человек. Прогнозы делать сложно, но в формате ТЦ мы также планируем примерно такую же посещаемость за два дня.
ВТОРАЯ МОЛОДОСТЬ «ДЕТСКОГО МИРА»
— Ездят ли казанские дизайнеры на Sunday Up Market в других городах?
— Казанских дизайнеров, желающих ездить по маркетам, пока немного. Они пока не так много шьют, как, например, уральцы. Хотя я верю, что скоро они выйдут на тот уровень, когда можно продавать и продавать объемно.
Я не говорю тотально о всех казанских дизайнерах. Есть, например, Диляра Троценко — марка DIMA, делает чудесные женские платья. Она ездила в Москву, Самару и успешно там продавала.
На новогодний Sunday Up Market в Екатеринбург поедет много казанских аксессуарщиков, например, Ольга Погодина из магазина Good Goods.
— Насколько Sunday Up Market актуален для Казани? То есть в Москве, Екатеринбурге и других городах уже есть дизайнеры, которые нашли своих постоянных клиентов, а в Казани эта ниша между масс-маркетом и дорогими брендами свободна. Насколько рынок готов принять этот сегмент?
— Я думаю что готов, в этом есть большая потребность, очевидно, что Казань для этого созрела. Именно поэтому мы открываем магазин в «Детском мире». Не могу подробно говорить о сроках открытия, потому что множество факторов зависит не от нас. Планируемое открытие — февраль 2014 года.
Эту важную нишу мы и будем заполнять посредством российских дизайнеров, а также дизайнеров из стран СНГ. Кроме того мы занимаемся проектом независимого шоурума, который будет работать в центре современного искусства, который скоро откроется в Казани. Есть достаточно много интересных дизайнеров, которые не ездят по маркетам. В принципе, для них и существует сеть магазинов Sunday Up Market. В проекте шоурума «Смена» будут объединены российские дизайнеры, молодые ребята из стран СНГ, Европы и Азии. Точно будут дизайнеры из Украины и Казахстана, где на удивление много талантливых дизайнеров. Ставка будет делаться на дизайнерскую одежду, ценовой сегмент будет средним и выше среднего, но не люкс.
— Чем магазин в «Детском мире» будет отличаться от других магазинов одежды?
— Это будет принципиально новый торговый центр, который по концепции будет, возможно, чем-то похож на столичные «Цветной» или галерею «Москва». Там будут представлены товары средней категории, то есть это не масс-маркет, но все же еще и не люкс. Это второй город в России, где будет представлен магазин Sunday Up Market, в Москве их уже четыре. Следующим, возможно, будет Екатеринбург.
— У вас есть некая бизнес-модель, но есть и социокультурная задача. Насколько я понимаю, это не столько бизнес, сколько решение структурной задачи, которая вас волнует лично?
— Бизнес-составляющая, естественно, играет существенную, ключевую роль, но нельзя забывать, что Sunday Up Market — это прежде всего культурное событие. Оно объединяет не только моду, но и образовательную часть: лектории, мастер-классы, которые полезны для современных горожан. Другое дело, что бизнес-модель способствует консолидации культурного аспекта с коммерческим.
Лично я очень хочу, чтобы наш проект помогал людям искусства и творчества развиваться и налаживать полезные коммуникации. В Казани сейчас это крайне важно. И многое из того, что мы делаем, вполне бескорыстно и направлено на развитие и созидание креативного кластера как раз именно для того, чтобы потом у всех в этой сфере бизнес развивался более-менее успешно.
СТАРШЕКЛАССНИКИ И ЖЕНЫ ОЛИГАРХОВ
— Кто ваш покупатель?
— Это достаточно широкая аудитория. Если говорить о Казани, то это начиная от школьников старших классов и студентов, заканчивая творческой интеллигенцией, бизнесменами, представителями медийных профессий, рекламщиками. У них средний достаток или выше среднего. Это показывает статистика как прошлого казанского маркета, так и выставок-продаж в других городах.
В то же время в Москве и в Екатеринбурге я видел известных леди — жен олигархов, спортсменов и звезд, которые покупают одежду и аксессуары, то есть им тоже хочется выделиться, купив одежду неизвестного молодого дизайнера. Здесь есть элемент азарта, потому что можно отыскать будущую модную звезду.
— А российские дизайнеры уже выросли по уровню настолько, чтобы метить в звезды?
— Кто-то да, кто-то еще нет. Самое главное, что есть общий уровень: и мы, и наши московские партнеры очень строго следим за качеством, наша основная политика — отбор товаров. Вы не увидите у нас китайскую продукцию, хотя очень много желающих ее выставить, даже пытаются обмануть, выдавая за российскую продукцию, но крайне редко. Теоретически мы могли бы работать с таким товаром, но это претит нашей концепции — мы работаем в первую очередь с аутентичными российскими дизайнерами плюс ребята из стран СНГ.
— Можно ли говорить о том, что, так скажем, хипстеризация не только молодежи, но и населения в возрасте, создала ту почву для появления Sunday Up Market?
— В Казани появилось несколько стартапов, ориентированных на креативный класс, которые их обслуживают. Здесь и Sunday Up Market, парикмахерская Chop-Chop или, к примеру, магазинчики марок стрит-одежды, новые кафе и прочее.
— Чем будет наполнен грядущий маркет, помимо выкладки дизайнерских коллекций?
— Наши мероприятия — это всегда еще и образовательная часть. В этот раз у нас очень насыщенный лекторий: будет и диджей-школа, и школа 3D-моделирования, мастер-классы по тайм-менеджменту, ораторскому мастерству, казанская киношкола представит свой интересный проект. Мы стараемся сделать так, чтобы люди получили знания в удобной, компактной форме. Культурная часть тоже важна, в этот раз мы сотрудничаем с татарстанским музыкальным лейблом Yummy music, будет сюрприз от великолепной Зули Камаловой. Традиционно на маркетах во всех городах нонстопом играют живые диджейские сеты с интеллигентной музыкой.
— Можно ли сказать, что без образовательной и сопутствующей культурной части Sunday Up Market трудно существовать, что без них люди не только в Казани, но и в других городах пока не готовы прийти просто на ярмарку?
— Относительно географии проекта все очень относительно. По разному бывает, все зависит от статуса и масштаба мероприятия. Но вообще, дело даже не в готовности людей прийти просто на ярмарку, а в том, что наш формат — это ведь не просто ярмарка, а нечто большее.
В этот раз у нас также будет литературный корнер с книгами, пластинки, картины, коллажи, иллюстрации, бьюти-зона. Главную ставку мы делаем на то, что только-только появилось и является наиболее актуальным для наших потенциальных гостей. Даже фудкорт мы стараемся делать не банальным, а таким, чтобы люди понимали — у нас есть какие-то новые кафе, новые направления и предложения в сфере обслуживания.
— То есть это не только презентация дизайнеров, а презентация стартапов в сфере услуг?
— Да. Все эти стартапы организованы представителями креативного класса, а мы стараемся сделать так, чтобы эти разные «тусовки» были полезны друг другу.
Публика разная, кто-то более лоялен, кто-то менее лоялен, у всех разное представление о развитии. Я говорю и о покупателях и вообще о всех, с кем мы пересекаемся по работе, вплоть до спонсоров или дизайнеров.
Мы стараемся работать с каждым индивидуально, часто бывает так, что дизайнер талантлив, но он совершенно не знает, что со своим талантом делать. Мы помогаем им в чем-то. Например, у нас есть чисто волонтерский проект Russian Lookbook. Мы для молодых дизайнеров бесплатно снимаем их коллекции одежды, оформляя это все в лукбуки.
Сделали уже для нескольких молодых казанских дизайнеров, например, Маргарита Хусаинова, бренд Lita Khu.
— Были ли примеры неадекватной реакции на Sunday Up Market?
— Многие еще относятся как-то настороженно что ли, не верят в элемент благодетельности, который присутствует в проекте. Казань в целом очень разобщена, креативный кластер слабовыражен — представители этого бизнеса не очень хорошо взаимодействуют друг с другом. Ярко негативной реакции никогда не было, просто иногда приходится объяснять нашу концепцию мучительно дольше. В итоге все понимают, что это интересно.
СВЕРДЛОВСКАЯ КИНОСТУДИЯ СТАЛА МОДНЕЕ
— Есть проблемы закостенелости клиентов, если их сравнивать с московскими?
— У некоторых казанцев почему-то есть не совсем приятные ассоциации, что Sunday Up Market — ярмарка шуб или меда, но я думаю, в каждом городе есть такие мероприятия и каждый должен отделять мухи от котлет самостоятельно. Многих смущают изобилие новомодных слов: начиная от «маркет», кончая «дизайнером». У всех ведь разный уровень восприятия. «Что за дизайнеры? Откуда они?» — спрашивают люди постарше. Многим приходится объяснять. Это немного надоедает в моральном плане, но на нас лежит миссия развенчать эти стереотипы.
— Если рассматривать Sunday Up Market с точки зрения экономики, какая бизнес-модель у казанского маркета, чем она отличается от московской или самарской?
— Бизнес-модель везде схожа. Если рассматривать это как деятельность с участием маркетов, то все просто: мы занимаемся организацией мероприятия, привлекаем партнеров, вкладываемся в рекламу, делаем медиапроекты, вкладываемся в площадку, организуем всю инфраструктуру. Дизайнер платит взнос за участие — вполне посильная для каждого сумма. У нас свободные и часто дружеские отношения с самими дизайнерами, мы особенно ни в чем не ограничиваем и не обязываем людей.
Ну, есть и общие детали. Допустим, перед праздниками маркеты проходят успешнее, поэтому мы стараемся привязать каждое событие к дате или к сезонной тенденции. В этот раз он осенний, но мы абстрагировались и назвали его «Шоппинг-эволюция».
— На ближайшем Sunday Up Market можно будет купить сезонную одежду на зиму?
— Да, мы подстраиваемся под сезон, поэтому будет много теплых вещей. Например, из Владивостока будет интересный дизайнер – девушка Юки, она представит теплые шапки, мама известного мэйк-ап стилиста Алисы Тулыниной представит коллекцию вязаных вещей под маркой Rimma. Естественно, каждый маркет подстраивается под сезонность: рождественный маркет, как правило, забит подарками — аксессуарами.
— Если говорить о мужской, женской, детской одежде, что больше покупают?
— Больше покупают женщины, поэтому женской одежды производится больше, это общеизвестный факт. Даже в статистике масс-маркета видно, что женщины покупают намного больше, в процентном соотношении это примерно 80 на 20. Также много молодежных брендов, стрит-направления, классических и винтажных вещей пока мало, но они есть.
— Сколько дизайнеров планируется на ближайший маркет?
— Около 50 дизайнеров, казанских из них около половины. В этой живой среде все постоянно меняется. Какие-то местные дизайнеры поменяли род деятельности, кто-то уехал в другой город или даже страну. Будут яркие новые имена: казанский дизайнер Арина Максимова, отучившись в институте Марангони в Италии, делает очень актуальную одежду и представит новую коллекцию именно к ноябрьскому маркету. Казанский фотограф Рустем Гарипов представит новую марку женской одежды «Святая». Интересный дебют.
СЕЗОННОСТЬ ПРОТИВ СОБЫТИЙНОСТИ
— С какими проблемами ты сталкиваешься при выборе площадки?
— Площадка — это самое главное, самое основное. Место делает всю атмосферу, все настроение мероприятия. В Москве раньше фишка была в том, что место всегда менялось — это были и Винзавод, и Атриум, Красный Октябрь, и кинотеатр 35ММ. К стационарной площадке пришли только недавно. В Екатеринбурге стационарное место — Свердловская киностудия. Это очень интересное место, реальная киностудия, большой съемочный павильон. В Самаре это замечательный арт-центр — лофт-пространство, единственная сложность в том, что там нет отопления, он не работает зимой.
— То есть в других городах места в основном связаны с культурными центрами, которые не имеют отношения к моде?
— Или стали иметь благодаря Sunday Up Market. В нашем городе с этим известная проблема, поэтому мы выбираем какие-то нестандартные места, хотя торговый центр вроде бы призван заниматься продажами. Выбор «Свита Холла» кому-то покажется необычным, но это для нас комфортный и пока единственно возможный вариант. Это новый торговый центр, у которого есть своя концепция. В силу общегородских тенденций он пока не очень посещаемый. Но мы уверены, скоро все изменится, и работаем над этим.
— Как ты видишь перспективу Sunday Up Market через полгода или через год? Планируются ли еще мероприятия?
— Мы планируем провести предновогодний маркет в одном из торговых центров. Ориентация будет вестись на подарочные товары.
Стратегический план прост: мы проводим маркеты четыре раза в год: весной, летом, осенью и зимой. Либо вместо сезонности привязываем их к каким-либо крупным городским событиям. Ну и, конечно же, магазин, с открытием которого мы связываем много хорошего в части развития.
— Сколько сейчас человек занимается проектом Sunday Up Market Kazan?
— В основном я и арт-директор Юля Турайханова – известный казанский стилист. Она полностью занимается подбором и общением с дизайнерами. Всего проектом занимаются пять человек. Плюс мы постоянно сотрудничаем с большинством казанских фотографов и make-up и hair-стилистов. К началу следующего года команда расширяется.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.