Россияне вслед за американцами (их недавно опросили на эту тему профессиональные социологи) начали всерьез задумываться, на что они готовы ради сохранения работы в кризис. За последние две недели на форумах рунета на эту тему появилась сотни комментариев и даже собственные социологические исследования. На словосочетание "ради сохранения работы" Яндекс выдает теперь более 7 млн. ссылок.

ОБМАНУТЬ НАЧАЛЬНИКА

Поводом к активному обсуждению послужил опрос организации Harris Interactive, опубликованный в начале апреля в журнале Time. Согласно полученным результатам, почти треть граждан США ради сохранения работы готовы на ложь и "удары в спину". Еще 13% респондентов согласны приукрасить факты перед начальством. 2% смогут присвоить чужие заслуги, столько же рассматривают флирт с боссом как допустимый вариант. Еще 4% признались, что готовы обмануть начальника, говоря об общих интересах, чтобы установить с ним более тесные связи.

Опрос показал также, что среди молодого поколения американцев гораздо больше людей, готовых нарушить этические нормы: в возрастной категории 18-35 лет таких около 40%. Исследователи предполагают, что причиной тому может быть большая откровенность молодых респондентов. Кроме того, они занимают более низкие ступени в корпоративной иерархии.

НАШ ОТВЕТ АМЕРИКАНЦАМ

В свою очередь, в России по версии пользователя gogores, опубликованного на портале newsland.ru, на все ради работы готовы лишь 9%, для 42% россиян этот вопрос "зависит от многого", а 44% не готовы поступиться принципами. Опрос еще продолжается.

- Нельзя говорить в целом о всем российском обществе, но среди московской молодежи (студенчества), по данным нашего опроса, треть также считает, что такое поведение вполне допустимо. Студенты сами готовы пойти на нарушения закона, на аморальные поступки для достижения собственного успеха – будь то карьерный рост, либо иная сфера, - отмечает заместитель директора Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН) по научной работе Вячеслав Локосов. – Характерно такое мнение и для жителей мегаполисов. Дело в том, что последние годы людей ориентировали на достижение успеха как главной оценки состоявшейся жизни, а вот какой ценой этот успех достигается, никого не интересовало.

Заведующий отделом организационного обеспечения социологических исследований Центра социологических исследований МГУ Александр Ионов с такой точкой зрения не вполне согласен.

- У нашей страны есть своя специфика. Поэтому распространять результаты опроса на россиян не вполне корректно. Уверен, если бы опрос проводился у нас, оценки бы расходились. Но сказать, на какой процент – довольно трудно, - говорит Ионов. – Кроме того, очень важно как формировалась выборка при опросе. Необходимо понимать, работники каких компаний опрашивались – коммерческих или государственных, в каком соотношении? В России традиционно процент государственных предприятий очень существенен. А там совсем другие ценности и установки у работников, нежели в коммерческом секторе.

ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛИТЕТА

Директор петербургского филиала портала HeadHunter Юлия Сахарова рассказывает, что средства, которые используются в "подковерной борьбе" в отечественных компаниях, не являются уникальными. "Российскую специфику" может наложить лишь структура взаимоотношений в компании: достаточно распространены случаи, когда рядовой сотрудник воздействует на директорат компании "по дружбе" и действует в обход непосредственного руководителя. Тесные взаимоотношения между менеджментом топ и даже среднего уровня встречаются в западных компаниях гораздо реже и, тем более, редко строятся на совместных возлияниях или походах в баню. В остальном же менталитет наших "белых воротничков" ничем не отличается от менталитета их западных коллег. Особенно в том, что касается методов и средств борьбы за свое или чужое место".

Сахарова отмечает также, что кризисная ситуация выявляет слабые компании и слабых людей как лакмусовая бумажка. Гораздо проще и легче уволить сотрудников без выходного пособия, нежели изыскать резервы для выплаты компенсаций и реструктуризации бизнеса. Гораздо проще "подставить" коллегу, нежели повысить производительность и качество собственного труда. Именно сейчас, говорит она, идет проверка на "человечность" не только конкретных персоналий, но и целых корпоративных структур.

В кризис.ру